Главные вкладки

    Технология индивидуальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Воробьева Наталья Леонидовна

    Данный материал раскрывает основные направления коррекционно - развивающей психолого - педагогической работы с детьми с бронхолегочной патологией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_resursnom_tsentre_2014.docx22.22 КБ
    PDF icon resursnyy_tsentr_2014.pdf1.32 МБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на заседании Ресурсного методического центра

    Н.Л. Воробьева

    педагог-психолог

    высшей квалификационной категории

    МБДОУ ДСКВ № 90 «Айболит»,

    г. Нижневартовск.

    Технология индивидуальной работы с детьми

    с ограниченными возможностями здоровья

    На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

    Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания.  Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

     Наш детский сад -  это детский сад компенсирующего вида для детей, с бронхо-легочной патологией и аллергическими заболеваниями.

    Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников.

    Поступление детей в дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 90 «Айболит» происходит через психолого-медико-педагогическую комиссию Департамента образования. Каждые два года дети проходят освидетельствование на продление пребывания в данном образовательном учреждении. Группа здоровья воспитанников III.

     «Дети с бронхолегочной патологией» – это дети, страдающие хроническими воспалительными заболеваниями органов дыхания и бронхиальной астмой.

    Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти - совершенно обычные ощущения во время приступа. При аллергических заболеваниях зуд и жжение кожных покровов ребенка отрицательно сказывается на его нервной системе. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями относятся:  продолжительные смены настроения, раздражительность, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это  влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и  вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.

    Эмоции играют значительную роль в возникновении приступов. Когда ребенок злится или расстраивается, он дышит глубже и чаще, а это в свою очередь, провоцирует приступ. Сознательное управление эмоциями помогает предотвратить, взять под контроль симптомы заболевания.

    Состояние кожи во многом зависит от правильности дыхания человека, а особенно это касается детей, имеющих кожные заболевания аллергического характера. Питание кожных покровов зависит от степени насыщенности организма кислородом, от правильной работы органов дыхания, поэтому одним из методов работы по улучшению соматического состояния детей с кожными заболеваниями является работа по развитию правильного дыхания.

    Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов. 

    Своеобразие эмоционального состояния детей  с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей. В свою очередь только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Поэтому специфика коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает включение технологий стимулирующих активизацию работы познавательных процессов. 

    Были определены основные направления работы педагога-психолога  

    с детьми, имеющими бронхо-легочную патологию и аллергические заболевания, направленные на улучшение состояния здоровья и психологическое развитие воспитанников:

    - создание  эмоционально-комфортной развивающей среды;

    - формирование «правильного» дыхания;

    - стимуляция познавательного развития.  

    Создание специальной среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность развивающей работы, но и позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях разнообразной деятельности.

    • полифункциональное интерактивное оборудование «Сенсорная комната»
    • кабинет «БОС - Здоровье»
    • компьютерные тренажеры-имитаторы диафрагмального дыхания (в каждой группе)

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями основывается на системе работы по трем блокам:

    1. «Адаптационно-психологический» блок

    - снятие эмоционального напряжения,

    - создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

    - формирование адекватной самооценки у детей,

    - привитие новых форм поведения.

    1.  «Эмоционально-познавательный» блок

    - обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

    - развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

    - формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

    - снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

    - развитие навыков общения,

    - формирование адекватных форм поведения,

    - стимуляция познавательной активности.

    1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание»  на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «БОС - Здоровье» - обучение  и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

    дыхания,

    - снятие эмоционального напряжения,

    - активизация работы всех органов и систем.

    Реализация вышеперечисленных задач строится на основе использования следующих технологий: диафрагмально-релаксационное дыхание, музыкальная релаксация, медитативные сказки, психогимнастика на основе сенсомоторной пластики, игровые упражнения.

    • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема;
    • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды;
    • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
    • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
    • релаксационные упражнения и тренировка дыхания

    Индивидуальная работа фиксируется в «индивидуальном плане развития ребенка», который планируется на пол года.

    Работа педагога-психолога является логическим звеном в общей системе работы детского сада и предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, как в специально организованных видах деятельности, так и вне их.

    Совместная с педагогом деятельность заключается:

    - в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

    - во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

    Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

    1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
    2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
    3. Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
    4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

     

    Родители также являются участниками образовательного процесса формы работы с ними представлены на слайде.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

    Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

    Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

    Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

    "Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"

    Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информацио...

    Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья

    На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование  в соответ...