Главные вкладки

    ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА за 2014-2015 гг
    материал по коррекционной педагогике на тему

    Воробьева Наталья Леонидовна

    Анализ коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_2014-2015.docx38.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТЧЕТ

     О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

     МАДОУ г. Нижневартовска Д/С № 90 «Айболит»

    ЗА 2014 – 2015 год

         Приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения является оздоровительно-образовательное сопровождение личности ребенка, обеспечивающее полноценное развитие, охрану психофизического здоровья, образовательную и социальную компетентность.

    Цель  деятельности ДОУ -  совершенствование механизмов эффективной  реализации личностно-ориентированной модели образования в  дошкольном учреждении, обеспечивающей новое качество  

    современного  образования в соответствии с требованиями инновационного развития и  актуальными потребностями общества при условии сохранения здоровья воспитанников.

    Задачи:

    1. Совершенствование механизма системы управления дошкольного учреждения на основе мониторинга качества образования, оценки эффективности деятельности учреждения.

    2. Развитие кадрового потенциала  за счет внедрения  современных подходов повышения квалификации педагогов:

    • использование активных форм работы: сетевое взаимодействие, мастер-классы, обучающие семинары, вебинары, открытые просмотры.
    • подготовка и участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
    • разработка авторских программ по дополнительному образованию.
    • разработка цифровых образовательных ресурсов для реализации основной  образовательной программы.

    3. Совершенствование условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (с бронхолегочной патологией и аллергическими реакциями).

    4.  Обеспечение условий для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.

    5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и оздоровления детей посредством:

    • совершенствования работы открытой Педагогической площадки для родителей.
    • вовлечения родителей в информационное пространство ДОУ (сайт, форум).

    В соответствии с программой развития ДОУ, образовательной программой, на основе результатов комплексного изучения развития детей, их психо-физиологического состояния определена цель деятельности педагога-психолога:

      Психологическое сопровождение развития личности дошкольника, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и содействие их полноценному  познавательному и личностному  развитию. 

     

    Задачи педагога-психолога:

    - Способствовать полноценному познавательному и личностному развитию воспитанников, сохранению их психологического здоровья посредством скоординированного комплексного воздействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

    - Способствовать внедрению нетрадиционных форм работы с родителями в рамках программы социального партнерства ДОУ и семьи.

    - Способствовать повышению индекса здоровья на 0,5%, увеличению доли детей с легкой степенью адаптации до  92%, посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

    Для решения поставленных задач определено организовать деятельность педагога-психолога по следующим видам: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование.

    Работа велась по трем направлениям:

    • Работа с детьми
    • Работа с родителями
    • Работа с педагогами

    Основным направлением является работа с детьми, где осуществляется помощь в адаптации детей к детскому саду, налаживание взаимоотношений детей со сверстниками, проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии, определении готовности старших дошкольников к обучению в школе, организация и проведение коррекционно-развивающих занятий, способствующих продвижению вперед психического развития ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, эмоционально-волевую сферу. 

    Детский сад работает по программе «Развитие» дополняя ее некоторыми парциальными программами, углубляющими знания детей и кругозор. Эта программа предполагает развивающую ориентацию образования детей, основываясь на единстве процессов обучения и развития.

    Одним из существенных моментов психологического сопровождения дошкольников в детском саду является психолого-педагогическая диагностика. Так по исследованию познавательных  психических процессов использовались методики Л.А. Венгера, Забрамной, О.Н. Усановой; по исследованию нервно-психического развития методика Волосовой; по социальной, мотивационной и эмоциональной сфере методики авторов Л.А. Венгер, А.И.Захаров, С.А. Банков. По изучению уровня школьной зрелости используется тест «Школьной зрелости» П. Кеэса, опыт работы с тестом говорит о «запасе сложности» вплоть до второго класса, то есть он хорошо подходит для мониторинга познавательного развития детей от 5 – 5,5 до 7 – 8 лет.

    В группе раннего и младшего возраста в течении года проводилось отслеживание адаптации детей к условиям ДОУ, результаты фиксировались в листах адаптации индивидуально для каждого ребенка. Течение адаптации у детей ранней группы и первой младшей соответствует норме и представлены в сравнительной таблице  

    Результаты изучения адаптации в группах младшего возраста

    Группы

    Количество детей

    Степень течения адаптации

    легкая

    Средней тяжести

    тяжелая

    Ранняя

    15

    42% -  6 чел

    45% - 7 чел

    13% - 2 чел

    1 младш.

    18

    50% - 9 чел

    44% - 8 чел

    6% - 1 чел

    Вывод: адаптация детей младшего возраста прошла успешно. Настоящее психоэмоциональное состояние детей благоприятное.

    Этому способствовали следующие мероприятия и  формы работы с детьми, родителями и педагогами:

    • Профилактические беседы с родителями вновь поступающих детей (за 1-2 недели до поступления ребенка в детский сад)
    • Наблюдение за течением адаптации детей, заполнение индивидуальных листов адаптации
    • Стендовые информации по теме: «Адаптация ребенка в ДОУ»
    • Консультирование педагогов по вопросу адаптации каждого ребенка
    • Обучение родителей и педагогов адаптационным играм

    В первые дни пребывания в детском саду ребенок испытывает сильный стресс, который связан с резкой переменой привычной обстановки, новым пространством и новыми отношениями с окружающими людьми, а так же из-за разлуки с матерью. Для детей второго-третьего года жизни характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что в полной мере проявляется в начале посещения детского сада. Резкое изменение жизненного стереотипа, привычного уклада жизни становятся причинами затруднений детей в адаптации.

    Следует отметить трудности адаптационного периода детей - процесс адаптации вновь прибывших детей к детскому саду был осложнен тем, что в группу сразу приводили несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, в результате чего у некоторых родителей сложилось усложненное представление об эмоциональных реакциях ребенка,  родители неадекватно болезненно переживали адаптационный период ребенка.

    Так же важным в раннем и младшем возрасте является нервно-психическое развитие детей.

    Диагностика НПР проводится 2 раза в год – середина учебного года (декабрь – январь) и конец учебного года (апрель – май) (начало учебного года отсутствует, так как дети претерпевают адаптационный период и результаты НПР могут быть не верными).

    Результаты изучения уровня НПР детей раннего и младшего возраста

    Показатели

    Уровни НПР

    Середина года

    Конец года

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Бытовые навыки

    10 – 34%

    12 – 41%

    7 – 25%

    12 – 41%

    14 – 48%

    3 – 11%

    Физическое развитие

    11 – 38%

    14 – 48%

    4 – 14%

    15 – 51%

    12 – 41%

    2 – 8%

    Социально-эмоциональное состояние

    8 – 28%

    16 – 55%

    5 – 17%

    14 – 48%

    12 – 41%

    3 – 11%

    Познавательное развитие

    6 – 21%

    15 – 51%

    8 – 28%

    11 – 38%

    14 – 48%

    4 – 14%

    Речевое развитие

    7 – 25%

    13 – 45%

    9 – 30%

    12 – 41%

    13 – 45%

    4 – 14%

    Ведению целенаправленной развивающей работы с детьми способствовали проведенные мини совещания по группам младшего возраста, проводимые ежеквартально, где рассматривались результаты развития детей, совместно с педагогами планировалась коррекционно-развивающая работа.  Были привлечены родители на практические мероприятия с целью обучения взаимодействию с детьми и развитию детей. Однако результаты  развития детей требуют выработки системы  форм единого взаимодействия «детский сад-родители-дети», работа над которой предполагается в 2016-2017 учебном году.

    Показательным позитивным результатом работы всего учреждения является школьная зрелость детей. Как уже выше было сказано, для более эффективного и систематичного отслеживания развития детей и готовности их к обучению в школе по всем компонентам психологической готовности  был использован тест Пауля Кеэса «Тест школьной зрелости», Гуткиной Н «Психологическая готовность к школе», Венгера Л.А. «Мотивационная готовность к школе».

    В результате обследования по указанным методикам мы получили количественные показатели, характеризующие развитие детей. Эта оценка дает качественную характеристику уровня развития познавательных психических процессов.

    Сравнительные данные готовности детей к обучению в школе

    Показатели

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Интеллектуальная

    25 – 53%

    22 – 47%

    -

    Эмоциональная

    29 – 62%

    18 – 38%

    -

    Социальная

    26 – 55%

    21 – 45%

    -

    Качественный анализ показывает, что развитие детей соответствует норме. Так при выполнении задания на умственную работоспособность реже стали наблюдаться ошибки, связанные с тем, что дети выделяют не логические отношения, а руководствуются конкретной ассоциацией. Такое проявляется сразу или с течением времени при выполнении задания. Это говорит о снижении работоспособности детей. Специально разработанные коррекционные занятия и взаимодействие всех специалистов способствовало достижению положительных результатов -  удалось корректировать ошибки, а так же повысилось интеллектуальное развитие, что позволяет детям успешно анализировать условия мыслительной задачи, успешно выделять в ней существенные элементы, соотносить их между собой, осуществлять контроль за результатами своей деятельности на каждом из ее этапов.

    Исследование показало, что общий уровень готовности детей к школьному обучению – выше среднего и составляет 100%. Хорошие результаты достигнуты по развитию зрительной и символьной памяти, это поможет детям легко различать и запоминать буквы и цифры. Так же хорошие результаты дети показали в развитии внутреннего плана действий. Скорость мыслительных процессов и умственная работоспособность на среднем уровне.

    В мотивационной сфере у 98%  - (43 чел) детей сформирована «внутренняя позиция школьника». У детей есть желание учиться в школе, дети имеют полное представление о значимости учения, о школьных видах деятельности. У 2% детей внутренняя позиция школьника не достаточно сформулирована. Отношение к трудностям не достаточно адекватное. Эмоциональное поведение на занятии неустойчивое.

     Прослеживается положительная динамика усвоения образовательной программы,  все разделы усвоены в полном объеме. Количество воспитанников, усвоивших образовательный минимум, составляет  в целом   по дошкольному учреждению 98%.

    Вместе с тем реализация образовательной  программы в детском саду выявила ряд психолого-педагогических затруднений воспитателей, препятствующих освоению детьми связной монологической речи в сензитивном периоде. Основными из них являются эмоциональные и коммуникативные барьеры в общении, недостаточное осознание закономерностей речевого развития дошкольников, использование репродуктивных приемов обучения.        

    Общий уровень познавательного развития детей средних групп

    Уровни

    Начало года

    Конец года

    Высокий

    5 – 20%

    9 – 39%

    Средний

    12 – 64%

    11 – 53%

    Низкий

    4 – 16%

    2 – 8%

    Общий уровень познавательного развития детей старших  групп

    Уровни

    Начало года

    Конец года

    Высокий

    6 – 29%

    9 – 43%

    Средний

    12 – 57%

    10 – 48%

    Низкий

    3 – 14%

    2 – 9%

    Общий уровень познавательного развития детей группы М. Монтессори

    Уровни

    Начало года

    Конец года

    Высокий

    7 – 46%

    10 – 53%

    Средний

    8 – 47%

    9 – 47%

    Низкий

    1 – 7%

    -

    Такие результаты положительной динамики достигнуты в результате проведения системной коррекционной работы воспитателями и профильными специалистами по разработанному плану взаимодействия всех участников образовательного процесса, раннего выявления детей с отклонениями в развитии и при непосредственном участии родителей в воспитательном процессе с детьми.

    Анализируя работу по преемственности детского сада и семьи, следует отметить организованное сотрудничество детского сада и семьи по осуществлению всестороннего гармоничного развития и воспитания детей, охраны и укрепления их здоровья.

    Для налаживания системы сотрудничества с родителями в 2015-2017 году были организованы наиболее эффективные формы работы с семьей:

    • Изучение социального статуса семей
    • Изучение опыта семейного воспитания
    • Групповые и общие родительские собрания
    • Работа консультационного пункта для родителей по темам, предложенным родителями
    • «Педагогические площадки» с привлечением представителей социальных организаций
    • Информирование родителей по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в семье
    • Консультации профильных специалистов для родителей
    • Совместная практическая деятельность сотрудников д/с, родителей и детей.

    Начиная с групп раннего и младшего возраста, среди родителей проводилось изучение социального статуса семьи, что позволило оценить условия содержания ребенка, проблемы воспитательно-образовательного процесса в семье, отношение родителей к здоровому образу жизни, экономическое положение семьи, уровень образованности родителей.

    Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: в 70% случаев воспитанием ребенка занимается мама, жилищные условия благоприятные в 55%, 20% семей проживают с родителями, и 25% случаев жилищные условия недостаточно благоприятные. Возраст родителей в 63% от 21 – 30 лет. 82% семей составляют полные семьи, 17% неполные семьи, 1% приходится на другие неблагоприятные социальные характеристики семей. В большинстве случаев материальное обеспечение семей – среднее. Следует отметить, что благоприятные взаимоотношения между членами семьи наблюдаются у 62% семей, крайне редко (0,5%) в семьях бывают частые ссоры и драки. Особенности стиля воспитания в 80% случаев гибкое. Образование родителей в 50% высшее, 29% среднее специальное.

    Анализируя полученные результаты можно отметить, что неблагополучных семей в ДОУ нет, но выявлены проблемы, с которыми сталкиваются родители в воспитании детей:

    • Нет практического опыта взаимодействия родителей с детьми
    • Незнание психологических основ дошкольного возраста
    • Трудности в семьях, проживающих с бабушками и дедушками

    В работе с родителями эффективно используются беседы, индивидуальные консультации, «круглые столы», выступления специалистов педагогической и медицинской сфер на родительских собраниях. В качестве практического обучения родителей формам и способам взаимодействия с ребенком организованы совместные досуги детей и родителей, привлечение родителей к созданию предметно-воспитательной среды в группах, дни открытых дверей.

    Следует отметить, что выбранные формы взаимодействия являются эффективными и удовлетворяют запросы родителей (по анкетированию родителей).

    С родителями была проведена следующая  профилактическая работа

    - Выступление на родительском собрании «Кризис раннего возраста»

    - Выступление на родительском собрании «Ваш ребенок будущий первоклассник»

    - Выступление на родительском собрании «Легко ли Кенгуренку в сумке?»

    - Выступление на родительском собрании «Заповеди правильного воспитания»

    - Выступление на родительском собрании «Запреты и здоровье ребенка»

    - Практикум «Готовимся к школе вместе»

    - Практикум «Ребенок в лучах солнца»

    - Консультация «Страхи! Откуда они берутся и как с ними бороться»

    - Консультация «Гиперактивные дети – какие они? Развивающие игры для гиперактивных детей».

    - Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду»

    - Консультация «Сохранение психологического здоровья»

    - Консультация «Почему так легко обидеть человека»

    - Консультация «Чем отличаются мальчики от девочек»

    - Консультация «Бранные слова»

    - Памятка «Твои права малыш»

    - Памятка «Шпаргалка для взрослых или работа с агрессивными детьми»

    - Памятка «Слышали ли вы в детстве от родителей «я люблю тебя»

    - Дискуссия «Приемы, способствующие развитию чувства собственного достоинства у детей»

    Следующим важным направлением работы педагога-психолога является взаимодействие с педагогическим коллективом.

    Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. Следуя концепциям, программы «Развития» - общения педагога с детьми должно быть гуманистическим. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком. Результаты анкетирования воспитателей и специалистов детского сада показали, что у 97,5% педагогов взаимодействие с детьми носит гуманный характер, и только у 2,5% — преобладает авторитарный стиль взаимодействия с воспитанниками (по различным причинам).

    В ДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера. Взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнерства, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство, о чем свидетельствуют результаты анкетирования родителей.

    Результаты  психологического микроклимата в детском саду, полученные на основе анкетирования родителей

    1. По мнению родителей, дети посещают детский сад:

    С удовольствием

    Чаще с удовольствием

    Редко с желанием

    Со слезами-

    только в период

    адаптации

    83%

    10,7%

    5%

    1,3%

    2. Стиль общения педагогов с детьми:

    Устраивает полностью

    Устраивает частично

    Не устраивает родителей

    93,5%

    6,5%

    0%

    В коллективе сотрудников иногда возникают конфликты, которые носят больше характер спора при этом дружеская атмосфера не нарушается, что является позитивным образцом общения для воспитанников дошкольного учреждения. Этому способствовало проведение практических мероприятий с педагогами в течение года

    С педагогами ДОУ за 2015 – 2016 год была проведена следующая профилактическая работа:

    - Семинар-практикум «Роль деятельности в формировании речи дошкольника»

    - Круглый стол «Адаптация периода раннего детства»

    - Консультация «Педагогическое общение. Его значение в формировании эмоционально-личностной сферы дошкольника»

    - Консультация «На защите прав ребенка».

    - Консультация «Создайте ребенку нишу покоя».

    - Практикум «Взаимодействие психолога с педагогами в работе с одаренными детьми».

    -    Практикум «Управление конфликтами – наука и искусство»,

    - Тренинг «Психологические сигналы стресса. Управление стрессом».

    Участие в ГМО:

    • Социально-психологический тренинг для педагогов «Эффективность педагогического взаимодействия».
    • Проведение секции «Социально-психологический тренинг как профилактика эмоционально-личностных проблем у детей дошкольного возраста» на научно-практической конференции «Психологический фейерверк»
    • «Взаимодействие психолога с педагогами по работе с детьми с признаками одаренности»

    Выводы: диагностические исследования показывают небольшую, но устойчивую положительную динамику, что позволяет сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей и профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса. Достижению устойчивой динамики в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей способствовали следующие мероприятия:

    - разработанный план совместной работы профильных специалистов позволил систематизировать и скоординировать коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности в обучении и развитии;

    - внедрение апробированной программы «Коррекция эмоционально-личностного развития детей с бронхолегочной патологией и аллергическими реакциями» оправдала свою эффективность, так как помимо коррекционно-развивающего компонента эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер содержит упражнения оздоровительного характера. Опыт работы показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, поэтому одной частью этого комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию детей, другой частью представлены задания на развитие познавательных психических процессов в чем предусматривается непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего учебного года;

    - успешно реализована годовая задача по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями в рамках программы социального партнерства ДОУ и семьи. Все больший интерес для родителей оказывают практические формы взаимодействия, но так же актуальным остается индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей;

    - в работе с детьми с признаками одаренности наработан богатый практический и теоретический материал, который требует системного и скоординированного внедрения в практику.

    - в работе с педагогами наиболее эффективными являются индивидуальные консультации и практикумы, основанные на вопросах взаимодействия с детьми и развития познавательной и эмоционально-личностной сферы детей. Недостаточно проработанным остался вопрос профессионального выгорания педагогов, на что следует обратить внимание в следующем году.

    Перспективы работы на 2016 – 2017 учебный год

    • Продолжать внедрять программу обогащенного познавательного, социального, развития детей дошкольного возраста, разработанную с учетом рекомендаций логопедов.
    • Продолжать работу по разработанному совместно со всеми профильными специалистами единому плану работы с детьми «группы риска».
    • Совершенствовать работу по осуществлению коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности с родителями, основанных на содержательном общении, внедрении практических форм взаимодействия с родителями, с учетом потребностей и интересов детей.
    • Совместно с педагогами старших и подготовительных групп и членами Совета педагогов разработать план мероприятий по работе с детьми с признаками одаренности в рамках психологического сопровождения одаренных детей: от раннего выявления одаренности к ее развитию.

    Май 2015 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Годовой отчет о работе педагога-психолога

    Годовой отчет о работе педагога-психолога...

    Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2014-2015 г. в старшей группе «Дюймовочка» воспитатель: Тарасенко С.П.

    Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»....

    Отчет о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 год

    Отчет о проделанной работе педагога-психолога дошкольного учреждения за 2015-2016 год...

    Аналитический отчет о работе педагога-психолога ДОУ за год

    В отчете представлена информация о направлениях работы педагог-психолога, проведенных мероприятиях и результаты работы за год....

    Отчет о работе методического объединения в 2014-2015 учебном году.

    Цели, задачи, проведенные мероприятия, самоанализ....

    Отчет. Итоги работы дошкольного отделения за 2014-2015 учебный год.

    1. Организация воспитательного процесса в образовательном отделении в 2014-2015 году.2. Участие образовательного учреждения в целевых программах.3. Дополнительное образование в ДО.4. Сведения о кадрах...

    Аналитический отчет о работе педагога-психолога Гурковой Т.Н.

    В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовател...