Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Коржова Ирина Александровна

Начало обучения  в  школе – новый этап в жизни  ребенка (да и родителей  тоже), безусловно, требующий  определенного  уровня  готовности  к  этому  качественно  новому  этапу  в  жизни  и  совершенно  новому  виду  деятельности – учебной.

     Часто под  готовностью  к  обучению  подразумевают  только  определенный  уровень  знаний, умений, навыков  ребенка,  что само  по  себе  тоже  важно.

     Но  это понятие готовности  к  учению  значительно  шире  и  многообразнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

     Начало обучения  в  школе – новый этап в жизни  ребенка (да и родителей  тоже), безусловно, требующий  определенного  уровня  готовности  к  этому  качественно  новому  этапу  в  жизни  и  совершенно  новому  виду  деятельности – учебной.

     Часто под  готовностью  к  обучению  подразумевают  только  определенный  уровень  знаний, умений, навыков  ребенка,  что само  по  себе  тоже  важно.

     Но  это понятие готовности  к  учению  значительно  шире  и  многообразнее.

     Самое  главное  при  переходе  на  качественно  новую  ступень – психологическая  готовность  к  учебной  деятельности.
И, прежде  всего,  сформированность  желания  учиться (мотивационная готовность).

    Но и это ещё  не  всё.  Существует  огромная  пропасть  между «хочу  в  школу»  и  «надо  учиться,  работать»,  без  осознания  «надо»  ребенок  не  сможет успешно  учиться,  даже  если  перед  школой  он умеет  хорошо  читать, писать,  считать  и  т.д.

    Фундаментом  успешной  учебной  деятельности  являются  хорошо  развитые  познавательные  процессы: мышление,  память,  речь  и, что  не  менее важно, восприятие, внимание,  работоспособность.

     Подготавливая  ребенка  к  школе,  необходимо  научить  его  слушать,  видеть,  наблюдать,  запоминать,  перерабатывать  полученную  информацию.

Что необходимо  знать  и  уметь  ребенку,  поступающему  в  школу

  1. Своё  имя,  отчество  и  фамилию.
  2. Свой  возраст (желательно  дату  рождения).
  3. Свой  домашний  адрес.
  4. Свой  город  и  его  главные  достопримечательности.
  5. Страну,  в  которой  он  живет.
  6. Фамилию, имя,  отчество  родителей,  их  профессию.
  7. Времена  года (последовательность,  месяцы, основные  приметы  каждого  времени  года,  загадки  и  стихи  о  временах  года).
  8. Домашних  животных  и  их  детенышей.
  9. Диких  животных  наших  лесов,  жарких  стран,  их повадки, детенышей.
  10. Транспорт  наземный, водный,  воздушный.
  11. Различать  одежду,  обувь  и  головные  уборы;
    зимующих  и  перелетных  птиц;  рыб;
    овощи, фрукты  и  ягоды; мебель; посуду.
  12. Знать и уметь  рассказывать  русские  народные  сказки.
  13. Различать  и  правильно  называть  плоскостные  геометрические  фигуры: круг,  квадрат,  прямоугольник,  треугольник,  овал.
  14. Различать  и  правильно  называть объемные  фигуры:
    куб, шар, конус.
  15. Свободно  ориентироваться  в  пространстве  и  на  листе  бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
  16. Уметь полно и последовательно  пересказать  прослушанный  или  прочитанный  рассказ, составит (придумать) рассказ  по  картинке.
  17. Запомнить  и  назвать  6 – 10  предметов,  картинок,  слов.
  18. Различать  гласные  и  согласные  звуки.
  19. Разделять  слова  на  слоги  с  помощью  хлопков,  шагов  по  количеству  гласных  звуков.

  1. Определять  количество  и  последовательность  звуков  в  словах  типа  «мак»,  «дом»,  «суп»,  «дубы»,  «сани»,  «зубы»,  «осы» .
  2. Хорошо  владеть  ножницами (резать  полоски,  квадраты,  круги,  прямоугольники, треугольники,  овалы, вырезать  по  контуру  предмет).
  3. Владеть  карандашом: без  линейки  проводить  вертикальные и горизонтальные  линии,  рисовать  геометрические  фигуры,  животных,  людей,  различные  предметы  с  опорой  на  геометрические  формы,  аккуратно  закрашивать,  штриховать  карандашом,  не  выходя  за  контуры  предметов.
  4. Свободно  считать  от  1  до  10  и  обратно,  выполнять  счетные  операции  в  пределах  10.
  5. Уметь  внимательно,  не  отвлекаясь,  слушать
    (30 –  35 минут).
  6. Сохранять  стройную,  хорошую  осанку,  особенно  в  положении сидя. 

 


              

                 

       

Готовы  ли  Вы  отдать  своего  ребенка  в  школу?

Тест для  родителей

  1. Мне  кажется,  что  мой  ребенок  будет  учиться  хуже  других  детей.
  2. Я  опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представить , что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет лбходиться без дневного  сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок с трудом расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить  моего  ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, пойдем в школу вместе!»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

  1/

  2/

  3/

   4/

   5/

  6/

  7/

  8/

   9/

 10/

11/

12/

13/

 14/

 15/

Всего:    

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего  ребенка;

5 -9 баллов – Вам надо лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

     А  теперь обратим внимание  на  то,
в каких столбцах получено
2  или 3 крестика.

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но ещё есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребенок не найдёт контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

* С.К.Нартова-Бочавер, Е.А.Мухортов. Скоро в школу! М., ТОО «ТП», 1998.

Заключение

   Осталось не  так  уж  много  времени  до  того  волнующего  дня,  когда Вы  станете  родителями  первоклашки. Ваш  малыш  с  выражением крайней  серьёзности  на  своей  ещё совсем недавно такой беспечной мордашке  отправится  в  свой  самый ПЕРВЫЙ  КЛАСС!

   Впереди не  только радости, но и серьёзные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил: и душевных, и физических.  Но пусть  ничто  не  омрачает  праздника,  праздника Вашего ребенка.  Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и  УВЕРЕНЫ  в  том,  что  Ваш   малыш  ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ,  УМНЫЙ,  КРАСИВЫЙ,  а  главное, ЛЮБИМЫЙ!

C41-03

Успехов  Вам  и  Вашему  ПЕРВОКЛАШКЕ!