Главные вкладки

    Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Гущина Екатерина Александровна

    Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на занятие, стимуляция интереса и эмоциональный настрой. Как сделать начало занятия интересным, эффективным, направленным на решение целого ряда коррекционных задач, ведь в работе с дошкольниками с задержкой психического развития это очень актуально.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.razr_.docx20.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ведущей формой организации обучения в ДОУ является занятие. Занятие – это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения). Структура классического занятия включает в себя: начало занятия, ход занятия и окончание занятия. Все этапы занятия одинаково важны и выполняют определенную функцию.

    Начало занятия, как правило,  направлено на организацию детей, переключение внимания  на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к деятельности, включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии. Но, работая с детьми с задержкой психического развития, я поняла, что началу занятия необходимо уделять особое внимание. Ведь детям с ЗПР, в силу особенностей своего развития, часто бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой, трудно начать какую-либо деятельность, сосредоточится на ней, особенно, если она требует определенных умственных усилий. В тоже время у детей с задержкой психического развития наряду с нарушением познавательной и эмоционально-волевой сферы, заметно снижение состояния соматического и психического здоровья.

    В силу всего выше сказанного, становится понятно, что дети с ЗПР нуждаются в особых подходах к воспитанию и обучению. В том числе им необходима и особая организация начала занятия. Необходимо, чтобы этот этап занятия не был формальным, а был наиболее продуктивным, направленным на решение целого ряда коррекционных задач. Поэтому возникла необходимость поиска и использования особых приемов, методов, технологий организации начала занятия.

    Сегодня мне хочется поделиться с вами тем опытом, который, как мне кажется, может пригодиться педагогам, работающим с детьми с ЗПР.

    Одна из технологий, которую я нашла и применяю, и которая, как мне кажется, очень эффективно работает, это использование кинезиологических упражнений.

    Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх Древней Руси.  Современные кинезиологические методики направлены на активацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы. С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические прцессы: память, внимание, мышление, речь. Слух, воображение, восприятие. Повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

    Кинезиологических упражнений разработано немало. Я отобрала несколько из них, которые удобно выполнять сидя. Эти упражнения хорошо бодрят, тонизируют, обостряют внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

    1. «Колечки»

    Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

    2. «Кулак-ребро-ладонь»

    Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Пробы выполняется сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

    3. Ухо – нос»

    Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

    4. «Лезгинка»

    Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

    5. «Лягушка»

    Положить реки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

    Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребенка.  Я, как правило, включаю одно-два упражнения в начало как подгруппового, так и индивидуального занятия с детьми. Дети, обычно, с удовольствием их выполняют.

    Следующая технология, которую я для себя открыла это самомассаж ушных раковин. Аурикулярная акупунктура или ухорефлексотерапия корнями уходит в глубокое прошлое. Китайцы использовали ухорефлексотерапию с помощью иглоукалывания и массажа в течение тысячелетий для решения многих вопросов здоровья. Если внимательно посмотреть на ушную раковину, то можно уловить сходство с человеческим эмбрионом. Ухо напоминает человеческий зародыш не только по форме, но и по "содержанию". Научно обосновано, что органы тела проецируются на ушную раковину. Схема расположения большинства точек, которые находятся на ушах, накладывается на схему человеческого тела, расположенную вниз головой. То есть точки ног и таза находятся вверху, точки внутренних органов — посередине, а точки шеи, головы — возле мочек. В настоящее время известно 170 биологически активных точек, размещающихся на поверхности одной ушной раковины. Воздействуя на эти точки, мы тем самым воздействуем на те или иные органы. Поэтому оздоровительный массаж ушей, воздействие на определенные точки, может значительно улучшить состояние здоровья человека, взбодрить, или, наоборот, успокоить. Овладеть техникой такого массажа будет не лишним для любого человека, который следит за своим здоровьем.
    Детский массаж ушей ничем не отличается от массажа, который делается взрослым.

    Основные принципы массажа:

    1. Массаж проводится только теплыми руками.

    2. Обязательно массировать оба уха. Это можно делать либо поочередно, либо одновременно двумя руками.

    3. Точки массируют подушечками пальцев, мочки ушей - всеми пальцами, а верх ушей массируют большими пальцами.

    4. Массаж должен продолжаться не менее минуты.

    5. Нежелательно использовать масло для массажа.

    Как правильно делать массаж.

    1. Загибание вперед ушных раковин. Загните пальцами рук уши вперед и прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите. Повторите несколько раз.
    Этот прием повышает гибкость ушных раковин, а значит, и способствует общему укреплению здоровья.

    2. Оттягивание ушных мочек. Захватите кончиками большого и указательного пальца обе мочки ушей. Потяните их вниз, затем отпустите. Повторите 5-6 раз.
    На мочке ушей находятся зоны миндалин, рта, верхней и нижней челюсти. При заболеваниях горла эти массажные действия позволяют быстрее поправиться. Массажный прием также является профилактикой ОРВИ.

    3. Массаж козелка. Надо вложить большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным прижать находящийся спереди выступ ушной раковины. Это и есть козелок. Его надо слегка сдавливать и поворачивать во все стороны в течение 20-30 секунд.
    Этим простым приемом вы стимулируете работу надпочечников, укрепляете горло и гортань. Если массировать козелок во время простуды, то быстрее проходит насморк и кашель.

    4. Массаж противозавитка. Зажмите большим и указательным пальцами противозавиток (хрящевой выступ, находящийся сзади наружного слухового прохода). Водите по нему пальцами вверх и вниз.
    Это массажное движение воздействует на позвоночник и нервы, выходящие из него, укрепляя и стимулируя их. В нижней части противозавитка находится проекция шейного отдела позвоночника, в верхней части — поясницы.

    5. Разминаем ушные раковины. Возьмите мочки ушей подушечками указательного и большого пальцев (как лист бумаги) и массируйте их спиралевидными движениями, сжимая хрящ со средней силой. Немного промассировав точку, плавно, не отрывая пальцев, идите по краю ушной раковины к ее противоположному полюсу. Таким образом можно пройтись от одного полюса к другому 2-3 раза.

    6. Закончить массаж. Обхватив всеми пальцами обеих рук ушные раковины за края, описывайте ими в воздухе круги (по часовой стрелке или против — не имеет значения).

    Как правило, дети с удовольствие массируют свои ушки, ведь для них это всего лишь игра. Наряду с кинезиологическими упражнениями, я включаю самомассаж ушей в начало как индивидуальных, так и подгрупповых занятий.

    Надеюсь мой опыт поможет начинающим педагогам эффективно работать с детьми с задержкой психического развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

    В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

    Методическое пособие "Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

    Методическое пособие адресовано начинающим учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития.Предлагаемая методи...

    Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

    В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

    «Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

    Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

    «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития» (из опыта работы)

    Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знан...

    Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

    Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

    Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

    Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....