Аналитический отчет о работе педагога-психолога Гурковой Т.Н.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Гуркова Татьяна Николаевна

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовательной организации и должностными обязанностями.

Цель деятельности педагога-психолога – содействие в создании условий, способствующих сохранению психологического здоровья детей как основы для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2015.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «СУРГУТСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

Аналитический отчет 

о работе

педагога-психолога Гурковой Т.Н.

за 2014 – 2015 учебный год

        

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовательной организации и должностными обязанностями.

Цель деятельности педагога-психолога – содействие в создании условий, способствующих сохранению психологического здоровья детей как основы для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Основные задачи педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году:

Работа с детьми:

- оказание помощи в период адаптации к условиям ДОО;

- диагностика соответствия уровня психического развития возрастной норме;

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- оказание помощи детям с нарушениями поведения, проблемами личностного развития;

- систематическая целенаправленная работа по подготовке к школе.

Приоритетное направление работы - психопрофилактика и психокоррекция.

        Работа с педагогами:

- психологическое просвещение;

- профилактика эмоционального выгорания;

- повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с родителями.

         Работа с родителями:

- привлечение внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в ДОО;

- практическая помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.

Количественный анализ

Направление работы

Дети(количество человек)

Родители (количество человек)

Педагоги (количество человек)

2мл.гр

Ср.гр.

Ст.гр.

Подг.гр.

Диагностическое

10

10

10

30

48

18

Развивающее и коррекционное

10

10

10

30

-

-

Психопрофилактическое

10

10

10

30

10

20

Консультативное

-

-

-

-

20

7

Просветительское

-

-

-

-

59

20

Работа по запросу

1

1

1

6

5

-

Качественный анализ

Направление деятельности

Мероприятие

Используемая методика, программа

Целевая аудитория

Краткий итог

Психопрофи-лактика и психопросвещение

Занятия по адаптации к ДОО с вновь поступившими детьми

Программа игровых  адаптационных сеансов в сенсорной комнате.

(С.Е.Прохорова.Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный перид//Справочник педагога-психолога.Детский сад.№5,2012)

Дети группы «Колокольчик», «Солнышко»

Занятия позволили  детям снять эмоциональное и мышечное напряжение. Дети освоили правила и нормы поведения в группе, наладили контакты друг с другом.

Родительское собрание

 «Адаптация детей к условиям ДОУ»

Родители групп

«Колокольчик»,

«Солнышко»

Родители с большим интересам отнеслись к заявленной теме. Это позволило педагогам познакомиться с родителями, наладить контакты с ними. Родители получили  буклеты-памятки

Психолого-педагогический семинар «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Семинар-тренинг «Кухня эмоциональных ресурсов»

Педагоги ДОО

Предложенный методический материал способствовал повышению коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями, развитию саморефлексии и саморегуляции.

Наглядно-стендовая информация:

«Возрастные особенности психического здоровья детей

Родители

Данная информация способствовала повышению психологической  грамотности родителей и культуры родителей в вопросах понимания и воспитания детей.

Выводы: проведение профилактических мероприятий позволяет преодолеть настороженность детей по отношению  ко всему новому, улучшить взаимоотношения, организовать безконфликтное общение друг с другом. Для повышения педагогической компетентности родителей и педагогов необходимо продолжать работу в указанном направлении, в том числе с использованием наглядных печатных материалов, которые удобны в использовании.

Психологическая диагностика

Стартовая диагностика познавательных способностей

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ.- Сост.Е.А.Горбунова //Справочник педагога-психолога, - №№3,4 – 2013 г.-www.resobr.ru

Дети групп «Солнышко», «Радуга», «Василек», «Рябинка», «Ромашка»

Группы

Уровень

Средняя гр. «Солнышко»

Ст.группа «Радуга»

Подг.гр. «Василек

Подг.гр. «Рябинка»

Подг.гр. «Ромашка»

высокий

20%

10%

20%

10%

-

средний

40%

90%

70%

60%

80%

низкий

30%

-

10%

30%

20%

Выводы: Проведенная в сентябре 2014 года первичная диагностика детей с ОНР выявила проблемы в формировании сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений (не все дети ориентируются в цвете, форме предметов, направлениях относительно себя,  путают право-лево,  испытывают трудности в формировании временных представлений, отмечается недостаточная устойчивость и переключаемость внимания, трудности слухоречевого запоминания, преобладающий вид памяти – зрительная). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети испытывают затруднения при сравнении предметов, установлении причинно-следственных связей, прослеживается ограниченность словарного запаса. Разработаны программы индивидуальной коррекционной работы с детьми. Результаты отражены в дневниках ППМС сопровождения.

Диагностика степени адаптации вновь прибывших детей

Наблюдение по основным параметрам адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Н.В.Иванова,О.Б.Кривовицына,Е.Ю.Якупова.Социальная адаптация малышей в ДОУ. –ТЦ «Сфера»,М.,2011.

Дети групп «Колокольчик», «Солнышко»

У 30% детей   второй  младшей группы «Колокольчик» течение адаптации  прошло в легкой форме. Период адаптации длился от 3 до 14 дней. У детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение. Они легко вступали в контакт со сверстниками и взрослыми, у них быстро восстановился  спокойный сон и хороший аппетит

У 50% детей наблюдалась адаптация средней тяжести: период адаптации длился примерно 30 дней. У них наблюдалось неустойчивое эмоциональное состояние, трудности засыпания и беспокойный сон, плохой аппетит, однократное заболевание длительностью 5-7 дней  

20% детей тяжело адаптировались к условиям детского сада: период адаптации длился более 30 дней. У детей наблюдалось отвращение к еде, трудности засыпания, плач, непродолжительный беспокойный сон, приступообразный плач, подавленное настроение в течение дня, дети не вступали в контакт с взрослыми и детьми, выражали неприятие изменения привычной ситуации, часто болели.

Дети средней группы легко адаптировались к условиям детского сада. Наблюдались отдельные случаи плача при расставании с родителями, но в группе быстро успокаивались.  У детей наблюдалось положительное эмоциональное состояние, дети проявляли активность в игровой  и познавательной деятельности, охотно  вступали в контакт с детьми и взрослыми, не испытывали особых проблем со сном и аппетитом.  

Диагностика психического развития детей   для ПМПК

Диагностический комплекс «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авт.-сост. Семаго Н.Я.,Семаго М.М.-М.2003

Дети  средней группы «Солнышко», подготовительных групп «Василек», «Рябинка», «Ромашка»

У 3 обследованных детей средней группы уровень психического развития соответствует возрасту.

Обследовано 28 детей подготовительных групп. Уровень психического развития соответствует возрастной норме – 89% детей. Парциальная несформированность ВПФ – 11% детей.

Итоговая экспресс-диагностика уровня психического развития.

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ.- Сост.Е.А.Горбунова //Справочник педагога-психолога, - №№3,4 – 2013 г.-www.resobr.ru

Дети групп

«Колокольчик», «Солнышко», «Радуга», «Василек», «Рябинка», «Ромашка»

Группы

Уровень

2мл.гр. «Колокольчик»

Средняя гр.

«Солнышко»

Ст.группа «Радуга»

Подг.гр. «Василек

Подг.гр. «Рябинка»

Подг.гр. «Ромашка»

высокий

44%

40%

30%

40%

40%

33%

средний

44%

50%

70%

50%

40%

55%

низкий

11%

10%

-

10%

20%

11%

Диагностика готовности детей к школе

Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения(Семаго Н., Семаго М.)

Дети подготовительныхгрупп «Василек», «Рябинка», «Ромашка»

Обследовано 29 детей

Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень):55%                                                                                   Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): 17%.

Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): 17%

Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): 10%

Диагностика эмоционального выгорания

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Педагоги

Субшкала «Эмоциональное истощение»:высокий уровень -5%, средний уровень -41%, низкий уровень -52% .                      Субшкала «Деперсонализация»:высокий уровень -23,5%, средний уровень-53%, низкий уровень – 23,5%                     Субшкала «Редукция личных достижений»:высокий уровень-18%,средний уровень -41%, низкий уровень -41%.                 Проведен семинар-тренинг, подготовлены памятки по профилактике эмоционального выгорания.

Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия  педагогов с воспитанниками и родителями

Анкета-опросник.

Родители

Анкетирование родителей воспитанников дошкольных групп проводилось с целью повышения эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с воспитанниками и их родителями, а также выявления существующих разногласий. В анкетировании приняло участие 48 человек (81,3 % от общего количества родителей). Результаты обсуждены с педагогическим коллективом ДОО.

Выводы: В следующем году продолжить работу с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, развитию творческих способностей и саморефлексии. С родителями необходимо проводить мероприятия с целью изучения их педагогической компетентности для подготовки рекомендаций и улучшения обратной связи с педагогам

Коррекционно-развивающая работа

Игровые психокоррекцион-ные сеансы с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты.

Психологическая подготовка детей к школе.

Индивидуальная психо-коррекционная деятельность  по решению ПМПк (ППМС сопровождение)

Индивидуальная психокоррекционная деятельность по запросу педагогов и родителей

Цикл адаптационных игровых сеансов в сенсорной комнате для детей. (С.Е.Прохорова// Справочник педагога-психолога.Детский сад,№5,2012) 

«Волшебная комната» (Фазлетдинова А.А. Коррекция эмоционального состояния детей 4-7 лет в условиях сенсорной комнаты  // Справочник педагога-психолога.Детский сад.-2014.-№8.

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.-М.,2010)

Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению.-СПб2011.

А.Н.Веракса. Индивидуальная психокоррекционная работа с дошкольниками.-М.,2012

Е.И.Осипова. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей.-М.,2004

Материал для диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.- ОАО «Радуга»,г.Киров,-2011

О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.-СПб,2011

Е.О.Севостьянова.Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-М.,2010

Коррекционно-развивающие занятия.Занятия по снижению детской агрессивности. Сост.С.В.Лесина,Г.П.Попова,Т.Л.Снисаренко.-Волгоград,2014.

Материал для диагностических и коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.- г.Киров,-2011

Дети групп «Колокольчик», «Солнышко»

Дети всех групп

Дети подготовительных групп «Василек», «Рябинка», «Ромашка»

Дети группы «Рябинка»:

23т,14р

Дети группы «Ромашка»:

14х,15х

21В,42б,30Г,38П, 23А, 61К

Проведенный цикл занятий способствовал сокращению адаптационного периода у 50% детей  группы «Колокольчик». Все дети группы «Солнышко» легко адаптировались к условиям ДОО.  У всех детей после проведенных сеансов в сенсорной комнате улучшается эмоциональное состояние. Отказа  от посещения игровых сеансов не было.

У всех детей во время занятий с использованием сенсорных модулей отмечается снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности. Занятия способствовали формированию навыков позитивного общения, стимулировали развитие воображения, речи, внимания, мыслительной деятельности.

Работа по программе была нацелена на становление физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности детей перед поступлением в школу. Содержание  каждого занятия было направлено  на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностных сфер, развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников. В конце каждого занятия проводилась релаксация с использованием  оборудования сенсорной комнаты, что способствовало повышению интереса детей.

При индивидуальном комплексном ППМС сопровождении учитывались индивидуальные особенности воспитанников, структурно-функциональные нарушения, а также особенности познавательной деятельности, сенсорные возможности, уровень физического развития детей и др. особенности.

Результаты индивидуальной коррекционной работы отражены в дневниках индивидуального ППМС сопровождения. У всех детей отмечается положительная динамика.  Этому способствовала совместная работа психолога, педагогов  и родителей.

Для каждого ребенка разработаны индивидуальные целевые циклы занятий . Снизился уровень тревожности, агрессивности. Наблюдается положительная динамика в формировании мотивационной сферы, познавательной сферы.

Выводы: основные сложности при проведении коррекционно-развивающих занятий связаны с большой загруженностью детей подготовительных групп. Анализ итоговой диагностики уровня психического развития детей подтверждает положительный результат проведенной коррекционной работы: начало года: высокий уровень-12%, средний уровень -69%, низкий уровень -18%; конец года: высокий уровень-36%, средний уровень – 53%, низкий уровень -11%.

Психологическое консультирование

Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада»

«Возрастные кризисы развития и условия, способствующие благополучному разрешению»

«Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции»-«Психологическое здоровье ребенка» «Факторы, влияющие на успешность обучения в школе»

Родители

Повышение уровня психологической компетентности родителей и формирование запроса для работы с педагогом -психологом

Особенности работы педагога с детьми в адаптационный период»

Педагоги

Создание условий для успешной адаптации детей

Консультации по результатам диагностики

Педагоги

Обеспечение индивидуального подхода в работе с детьми

Консультирование по запросам. Индивидуальные консультации по запросам родителей и педагогов

Родители, педагоги

Основные вопросы, с которыми обращались родители: адаптация к условиям ДОУ, подготовки к школе, сложности в воспитании в кризис 3-летнего возраста.            Основные темы обращения педагогов: индивидуальные особенности детей, общение с родителями, вопросы дисциплины, адаптации к ДОУ.

Выводы: по результатам анализа запросов родителей и педагогов можно сделать вывод об их заинтересованности в получении консультативной помощи. Чаще всего родители обращаются за помощью в сложные периоды развития ребенка- адаптация к ДОУ, подготовка к школе. Родители , особенно подготовительных групп, проявляют интерес к результатам диагностики. Были обращения родителей по возникающим конфликтным ситуациям между воспитателем и ребенком, ребенком с другими детьми в группе.

Методическая работа

 Участие в работе ресурсного центра: открытое занятие 

«Использование отдельных модулей сенсорной  комнаты

в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» для педагогов города.

Оформление  консультативных материалов для родителей. Подготовка материалов психолого-педагогического семинара, семинара-тренинга, выступлений на педагогических советах, оформление памяток-буклетов для родителей и педагогов, работа в жюри при проведении конкурсов, подготовка представлений на детей для ПМПК, участие в работе окружной ПМПК на базе КОУ. Самообразование, участие в экспертно-методическом мероприятии- мультимедийный круглый стол по теме: «Социализация детей: лучшие практики России», окружных вебинарах: «Организация обучения детей с ОВЗ»,  «Об особенностях деятельности ПМПК», вебинарах интерактивного педагогического портала «Мерсибо» 3. Заседания ПМП консилиума. Индивидуальное ППМС сопровождение дошкольников. Представления педагога-психолога для ПМПК. Работа в редакционной коллегии журнала «Школьный калейдоскоп». Подготовка к публикации материалов в разделе «Шагаем рядом», участие в работе МО, педагогических советов, совещаниях при директоре, собраниях трудового коллектива.

Оформлены папки диагностики и коррекционно-развивающей работы, консультативный материал для педагогов и родителей, раздаточный и демонстрационный материал для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Подготовлен материал для размещения на сайте КОУ.

Выводы: необходимо продолжить методическую работу  по пополнению банка диагностического материала, подбору литературы, коррекционно-развивающих программ, по самообразованию и повышению квалификации

Перспективные направления на 2015 – 2016 учебный год:   профилактические и развивающие занятия с детьми, направленные на психологическую подготовку к школе; коррекционно-развивающая работа с детьми; профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОО;  психологическое просвещение родителей и педагогов.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет о работе педагога-психолога

Годовой отчет о работе педагога-психолога...

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2011 - 2012 учебный год

Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2011 - 2012 учебный годВ конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР.Основной целью р...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год

Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...

Аналитический отчет о работе педагога-психолога ДОУ за год

В отчете представлена информация о направлениях работы педагог-психолога, проведенных мероприятиях и результаты работы за год....

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019.

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019....

Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год.

Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год....

Отчет о работе педагога-психолога МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (за 2020-2021 учебный год).

Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами...