Коррекционно-педагогические технологии в воспитании и обучении детей с ЗПР в дошкольных учреждениях.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Еремеева Мария Николаевна

ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка.

Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. В работе с такими детьми надо придерживаться очень простой методике:  «Если  ребёнок не может учиться, так как мы учим, может быть, мы должны  учить так, как он умеет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекция девиантного поведения.18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогические технологии в воспитании и обучении детей с ЗПР в дошкольных учреждениях.

ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка.

Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. В работе с такими детьми надо придерживаться очень простой методике:  «Если  ребёнок не может учиться, так как мы учим, может быть, мы должны  учить так, как он умеет».

Начинать надо, с раннего детства. В дошкольных учреждениях применяются методики раннего выявления детей с отставанием в развитии.

В современном образовательном пространстве существует вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств при воспитании и обучении детей с ЗПР. Образовательно-воспитательные программы: «Воспитательный диалог» для детей старшего дошкольного возраста, автор Телегин М. В., «Курс развития творческого мышления» по методу Дж. Гилфорда и Дз. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов и коррекционно – развивающая комплексная программа «Буквограмма», автор Шишкова С.Ю.  с успехом используются воспитателями и учителями в детских садах и школах. Эти программы уникальны тем, что они одинаково полезны как для развития одарённости, так и для детей с отставанием в развитии.

У программы «Воспитательный диалог» два адресата. Первый – старшие дошкольники, нижняя граница пять с половиной лет. А второй адресат это воспитатели в широком смысле этого слова, наставники, любящие ребёнка до глубины его души. И главными воспитателями в раннем возрасте являются, конечно же, родители.

 Программа «Воспитательный диалог» это курс развивающих бесед. Прекрасно зарекомендовал себя воспитательный диалог как с одарёнными детьми, так и с детьми с отставанием в развитии. Можно заниматься с группой детей (до 15 человек) в детском саду, по месту жительства или на отдыхе. Наибольший эффект достигается в работе с дошкольниками испытывающими сложности в общении. Книга «Воспитательный диалог» Телегина М.В. состоит из двух частей. Первая это «Короткие истории о Свете и Миле». Двадцать девять простых, доступных восприятию детей рассказов, объединенных общим сюжетом, которые имеют очень важное воспитательное значение, являются началом задушевного разговора. Вторая книга – руководство по организации воспитательных диалогов. Одна история состоит из двух, иногда одного диалога по 25—30 минут, включая игры и упражнения. Результативно проводить занятия еженедельно, хотя и здесь возможны, а иногда просто необходимы, варианты. Темы и задания к ним по еще детским, но уже серьёзным философским беседам разнообразны: «Умный человек», «Человек. Мысли, чувства. Сны», «Имя и человек. Названия и предметы». Программа имеет продолжение и в школе. Там ребята встретятся с «Ромашкой-Почемучкой». Беседы все те же, а темы и задания к ним уже серьёзнее: «Ночной разговор», «Мои одноклассники», «Как я спасла часы».

Для тетей с задержкой речевого развития программа «Воспитательный диалог» просто находка.

Программа «Курс развития творческого мышления» направлена на развитие фантазии и креативного мышления. Курс разработан на базе известной модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда, известного американского психолога. В рамках этой модели было выделено дивергентное мышление, отвечающее за творчество. Прототипом курса послужили развивающие программы Дж. Рензулли, американского педагога-психолога. Курс адаптирован к нашей образовательной культуре Гатановым Ю.Б. и его творческой группой. Полный курс развития творческих способностей включает в себя четыре относительно независящих друг от друга части. Для старших дошкольников подходит первая часть. Эта программа, разработанная первоначально для развития одарённых детей, в силу своих конструктивных особенностей, оказалась пригодной для обычных детей, а также для детей с отставанием в развитии. Психологические исследования и опыт обучения в школах и детских садах показывает, что практически все дети обладают творческим потенциалом, может быть развит специальными систематическими занятиями. Специально приобретённые умения и навыки на этих занятиях дети переносят на другие предметы и в повседневную жизнь. Курс состоит из 36 заданий, которые группируются по двум сериям: серия А (18 занятий) и серия Б (18 занятий). Занятия А и Б проводятся в разных полугодиях. Это позволяет ребятам аналогичные задания серии Б выполнять на более высоком уровне, используя накопленный опыт первого полугодия. Поскольку этот курс не опирается на способности ребёнка применять какой-либо учебный материал, то каждый ребёнок может творить, используя только имеющийся у него опыт и знания. Каждое занятие имеет постоянную структуру:1. Разминка. 2. Основное задание. 3. Дополнительное задание. Темы очень разнообразные: «Размышления о словах», «От точки к точке», «История и сказки», «Настроение» и другие.

«Буквограмма» является комплексной коррекционно-развивающей методикой. Программа адаптирована для детей 5-15 лет, но с минимальными изменениями может использоваться и 3-х летнего возраста. Система подходит для детей с дефицитом внимания, признаками аутизма, задержкой психического развития., минимальной мозговой дисфункцией. Программа разрабатывалась с учётом современных знаний в области детской психологии, дефектологии, логопедии, нейропсихологии и педагогики. Разработчик программы Светлана Юлиановна Шишкова, на сегодняшний день, является доктором психологических наук, доцент, эксперт по психологическому, логопедическому и дефектологическому направлениям. Методика «Буквограммы» разработана более двадцати лет назад. Так что все новое – это хорошо забытое старое. Методика опирается на психологические особенности детей, используется особенности развития психики, интеллектуальное мышление и интеллектуальная сфера.

Корректирующая функция современных коррекционных методик налицо. Они позволяют социализировать ребёнка в обществе.

В ходе коррекции проходит большой комплекс процедур, которые призваны воздействовать на психику, чтобы помочь человеку выбрать достойные ценности и ориентиры.

 Список литературы

Ю.Б.Гатанов Курс развития творческого мышления. – Санкт-Петербург 1999// ИМАТОН Госстандарт России

М.В.Телегин Воспитательный диалог. Воспитательная программа для детей старшего дошкольного возраста. - М.: МГППУ, 2004

С.Ю.Шишкова Развивающая методика Буквограмма//www.bukvogramma.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

"Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека" Гиппократ...

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт"

Консультация для воспитателей "Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт" Федеральные государственные требования к структуре основной ...

Консультация для воспитателей «Технология трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста М.В. Крулехт»

Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в...

«Использование игровых технологии в воспитание и обучении детей дошкольного возраста»

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра явля...