Методическая разработка занятия "Путешествие в осенний лес" в рамках логопедической образовательной деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

В разработке представлен сценарий театрализованного занятия по теме "Осень". Целью занятия является развитие речи детей с ОНР III - IV уровня старшег дошкольного возраста через творческое самовыражение в театрализованной деятельности. Материал содержит различные упражнения, задания, направленные на совершенствование различных сторон речи ребёнка, а также представлен материал для театрализации со ссылками на источники. Данная разработка может быть интересна специалистам, работающим с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Путешествие в осенний лес» 

в рамках логопедической театрализованной образовательной деятельности

(для детей с ОНР 3-4 уровня,

старшего дошкольного возраста)

Подготовили:

Бочарова Вера Юрьевна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория;

Носова Наталья Владимировна, воспитатель, первая квалификационная категория;

Агапова Мария Станиславовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Цель: развитие речи детей с ОНР через творческое самовыражение в театрализованной деятельности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-активизация и актуализация словаря по теме «Осень» на основе систематизации и обобщения знаний об этом времени года;

-совершенствование грамматического строя речи  (образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде и числе);

-совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, навыков чтения слов;

-закрепление правильного произношения поставленных звуков  в стихотворных текстах.

Коррекционно-развивающие:

-развитие познавательного интереса и познавательного общения, мышления, памяти, творческого воображения, общей и тонкой моторики. координации речи с движением;

-развитие чёткости дикции и интонационной выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Массажные мячики, корзинка с муляжами грибов, овощей и фруктов, вырезанные из картона осенние листья с наклеенными с обратной стороны слогами, изображения осенних деревьев, слайд с изображением осеннего леса, костюмы для инсценировки музыкальной сказки «Грибок-теремок», костюм осени.

Ход занятия.

 Дети входят в зал под музыку «Осенние дорожки» (слова и музыка М.В.Сидоровой), встают в круг.

Ведущий (воспитатель). Вы любите путешествовать? Сегодня мы  с вами отправимся в осенний лес. А дорожку в лес нам покажут ежата.

Упражнение с массажными мячиками.

В осенний солнечный денек

Ежонок нас ведет в лесок (катают мячик между ладоней, как колбаску из                       пластилина)

Идем тихонечко за ним (катают мячик между ладоней, как шарик из              пластилина, останавливаются, поворачиваются  лицом в круг),

Присядем на пенек (приседают).

Круглая поляна (катают мячик по одной щеке, рисуя круг), 

Кругленький грибок (катают мячик по другой щеке, рисуя круг)

И еще коряга (катают мячик около губ).

Вот какой лесок! (поворачиваются и идут по кругу друг за другом)

Узкая тропинка,

Тонкая осинка (прокатывают мячик по внутренней поверхности предплечья),

Зеленая елка,

Как ежик, колка (прокатывают мячик по внешней стороне кисти руки, растопыривают пальцы). 

Ежонок наш большой дружок,

Идти не страшно с ним в лесок (перекладывают мячик из одной ладони в другую, сильно сжимают в кулаке).

Колючки ежика остры (мячик «прыгает» по ладоням)

И нашим пальчикам нужны!

Вот в лесу мы оказались

И совсем не испугались! (Ведущий проходит с корзинкой, дети складывают массажные мячики в корзинку)

Ведущий. Вот мы и в лесу (на экране появляется слайд с изображением осеннего леса)    Присаживайтесь на пенёчки.

Ах, как красив осенний лес!  Ребята, давайте подберём как можно больше слов-признаков об осени.  

Небо осенью какое?

(серое, хмурое, низкое)

Ветер осенью какой?

(сильный, холодный, порывистый)

Расскажите, какая осень?

(золотая, красивая, разноцветная, дождливая, холодная, ранняя, поздняя)

Выходит осень (логопед), в руках корзинка с муляжами грибов, фруктов и овощей.

Осень. Слышу, слышу, обо мне здесь говорят.

Здравствуйте, мои друзья!

В день осенний, в день чудесный рада вас увидеть я.

Ведущий. И мы очень рады твоему приходу, красавица-осень. Посмотрите, дети, какая яркая осень! Давайте поприветствуем её:

Ла-ла-ла- осень к нам пришла.            Хлопки в ладоши.

Ул-ул-ул- ветерок подул.                      Вытягивают руки вперёд, раздвинув

                                                               пальцы, прижимают их к груди, сжав

                                                               пальцы в кулак.                          

Ила-ила-ила- листва в воздухе кружила. Вращают кистями, поднятых вверх

                                                                 рук.

Али-али-али- все мы осень ждали.        Скользящие хлопки-«тарелочки»

Осень. Я люблю повеселиться, поиграть в кругу ребят.

            У меня в руках корзинка, в ней- осенние дары.

            Они солнцем налитые, их несу для детворы.

Подходите, угощайтесь.      Дети берут по одному предмету.

Игра «Разложи по корзинкам».

Осень. А теперь разделите название своего предмета на слоги и положите в зелёную корзинку, если в названии один слог; в желтую, если два слога и в красную, если в названии три слога.

(Дети выполняют задание)

Ведущий. Волшебница-осень! Наши ребята готовились к встрече с тобой, хотят порадовать тебя.  (чтение стихов об осени- 3 человека)

Осень. Молодцы, ребятишки! А теперь я хочу проверить какие вы смышлёные. Отгадайте мои загадки.

Загадки осени.

Это дерево-трусишка.

Всё трясётся как зайчишка.

Листья-красные монетки-

Целый день дрожат на ветке.  (осина)

И на горке, и под горкой, под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд, в шапках молодцы стоят.  (грибы)

Он бывает очень сильный, поливает всех обильно.

Из ведра как будто льётся!

Проливным тогда зовётся.    (дождь)

Музыкальный руководитель. Осень золотая! А дети про дождик знают музыкальную игру.

Пальчиковая гимнастика «Капля»

Капля-раз! Капля- два!     (поочерёдное соединение пальцев рук с большими  

Капли медленно сперва.   пальцами)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

Кап, кап, кап, кап, кап, кап….

Осень. Ребята, а знаете ли вы как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья?

Дети. Листопад.

Осень. Правильно. Посмотрите, здесь ковёр из опавших листьев.

Поднимите по одному листочку, назовите какой у вас лист. Не забудьте назвать цвет листочка.

Ответы детей (У меня красный осиновый лист, у меня жёлтый берёзовый лист и т.п.)

Осень. А теперь найдите дерево, с которого упали ваши листочки.

(Дети встают у изображений  деревьев: у осины 2 ребёнка, у рябины-3, у берёзы-2, у клёна-2, у дуба-1)

Осень. Листочки эти не простые, а волшебные, переверните их, прочитайте слоги и составьте из них слово.

(дети читают: му-ха, о-пя-та, ли-са, мыш-ка, лист)

Ведущий. Волшебница-осень! А наши дети  знают сказку, где есть и насекомые, и животные, и грибы. Наши ребята настоящие артисты и ты сейчас в этом убедишься.

Музыкальная сказка «Грибок-теремок»

(автор сценария и стихов Л.Л.Молотова, музыкальный руководитель ДОУ №53 Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга, опубликован в журнале «Колокольчик №34, 2005г.сб.)

Ведущий. Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети,

                  Сказки учат нас добру и прилежному труду.

                   Говорят, как надо жить, чтобы всем вокруг дружить!

Звучит шум дождя.

Ведущий. Дождик в роле землю мочит,

                  В тёмном небе гром грохочет.

                  Вот беда, кругом вода,

                  Не укрыться никуда!

                  Кто-то в поле там бежит?

                  Весь промок, замёрз, дрожит…

                  Муравьишка опоздал, от товарищей отстал.

                  Вдруг грибочек на пригорке

                  Муравьишка увидал.

(ребёнок-грибок стоит на небольшой табуретке, накрытой зелёной тканью)

Муравей. Здесь я дождик пережду,

                 А потом опять пойду.

(муравей становится под грибок)

Ведущий. Ну, а дождь всё не проходит.

                 Кто ещё там в поле бродит?  

                 Это бабочка ползёт,

                 Крылья мокрые несёт.

(Бабочка останавливается перед грибком)

Бабочка.  Ты пусти, муравей,

                 Под грибок меня скорей.

                 Промочила крылья я.

                 Помоги, прошу тебя!

Муравей. Мало места под грибком,

                 Не поместимся вдвоём.

Бабочка.  Ну, пожалуйста, пусти!

Муравей. Так и быть уж, заходи!

(Бабочка становится с другой стороны от грибка)

Муравей. Дождик нам с тобой не страшен,

                 Если крыша есть у нас.

                 Хорош, что наш грибочек

                 Стал нам домиком сейчас.

Ведущий.  Ну, а дождь всё идёт…(шум дождя)

                  Мышка по полю бредёт,

                  Вдруг грибочек увидала,

                  К нему быстро подбежала.

Мышка.    Под грибок меня пустите,

                  Вы мне место уступите.

                  Льёт ручьём с меня вода,

                  Не укрыться никуда!

Бабочка.   Нету места под грибком,

                  Тесно будет нам втроём!

Мышка.    Ну, пожалуйста, пусти!

Муравей.   Так и быть уж, заходи!

(мышка становится за муравьём)

 Звучит шум дождя.

Ведущий.  Воробей по полю скачет,

                  Весь промок и громко плачет.

Воробей.   Мои пёрышки промокли,

                   Мои лапочки продрогли.

                   Под грибок меня пустите,

                   Помогите, помогите!

Муравей.   Что нам делать, как нам быть?

                   И куда тебя пустить?

Мышка.     Нам самим тут очень тесно,

                   Под грибочком нету места.

Воробей.    Помещусь я как-нибудь.

                   Дождь пройдёт- и снова в путь.

Муравей.   Так и быть уж, полезай,

                   С нами дождь пережидай.

(воробей становится за бабочкой)

Муравей.   Дождик нам с тобой не страшен,

                   Если крыша есть у нас.

                   Хорош, что наш грибочек

                   Стал нам домиком сейчас.

Звучит шум дождя.

Ведущий.   Вот по полю заяц мчится,

                   Гонится за ним лисица.

                   Прискакал на бугорок,

                   Увидал на нём грибок.

Заяц.          Ой, спасите, помогите!

                   Под грибок меня пустите,

                   А не то лиса поймает,

                   От неё я убегаю.

Воробей.    Нам самим тут очень тесно,

                    Под грибочком нету места.

Заяц.           Если здесь не спрячусь я,

                    То лисица съест меня.

Муравей.    Ладно, заинька- дружок,

                    Полезай-ка под грибок!

(заяц становится за грибком)

Муравей.    Дождик нам с тобой не страшен,

                    Если крыша есть у нас.

                    Хорош, что наш грибочек

                    Стал нам домиком сейчас.

Звучит шум дождя.

Ведущий.   Поместился и зайчишка.

                    Спрятался он за грибком.

                    Вдруг лисицы хвостик рыжий

                   Промелькнул за бугорком.

                   Вот сама она подходит…

Лиса.          Где-то здесь зайчишка, вроде,

                   Весь пушистенький такой,

                   Мне б забрать его с собой

                   На обед моим лисятам.

                   Где ж он спрятался, зверята?

                   Не видали вы его?

(заяц приседает за грибком)

Муравей.   Нет тут зайца твоего!

                   Нам самим тут очень тесно,

                   Для зайчишки нету места.

Лиса.          Что ж, пойду искать в лесу,

                   Не обманет он лису!

     (уходит)

Ведущий.   Тут и дождик прекратился,

                    Светит солнышко опять.

                     Вышли все из-под грибочка,

                    Стали по полю гулять.

                    Удивился муравей…

Муравей.    Объясните мне скорей,

                     Ничего я не пойму.

                     Было тесно одному,

                     А затем все под грибком

                     Уместились впятером.

Заяц.            Всё на самом деле просто.

                     Гриб был маленького роста,

                    А под ним мы уместились потому,

                     Что гриб наш вырос!

Все хором.   Вот какой наш грибок,

                      Наш грибок- теремок!

Ведущий.     Все зверята подружились,

                      Вот как в сказке получилось!

Осень. Спасибо артистам, сказка получилась очень интересной. И вы, ребята, оказывается очень любознательные, всё про осень знаете: и о моих любимых красках, и об осенней погоде и об осенних дарах. Пришло время расставаться. До следующей осени, ребята!

Осень уходит.

Ведущий. И нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя повернись, в детсаду очутись.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Методическая разработка по художественному творчеству по теме:Интегрированная образовательная деятельность в работе с детьми старшей группы "Зимний пейзаж"

Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и ходожественное творчество.Интегрированная деятельность направлена на развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование...

Методическая разработка "Путешествие в страну математики". Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми подготовительной группы.

Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...

Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий

В ходе ООД у детей продолжают формироваться  элементарные математические представления.  Дети продолжают учиться  решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается раб...

Методическая разработка содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. П...

Методическая разработка "Путешествие в волшебную страну". Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми старшего возраста.

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о ...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...