Главные вкладки

    Исследование.Методы психологической коррекции
    методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

    Акопян Иветта Фриковна

    Методы психологической коррекции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metody_korrektsii.docx46.61 КБ

    Предварительный просмотр:

            Основные требования к составлению коррекционных программ

    При составлении коррекционных программ необходимо учитывать основные моменты:

    1. Четко сформулировать цель коррекционной работы.

    2. Определить круг задач.

    3. Выбрать стратегию и тактику проведения работы.

    4. Определить форму работы с клиентом. (Индивидуальная, смежная, групповая).

    5. Подобрать методики коррекционной работы.

    6. Определить частоту встреч.

    7. Определить длительность каждого занятия.

    Особенности составления психокоррекционных программ

    1. Принципы составления коррекционной программы.

    2. Оценка эффективности коррекционных мероприятий.

    Принципы составления психокоррекционной программы

    Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

    1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

    Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на

            -2-

    уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности. Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Только единство

            -3-

    перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

    2.Принцип единства коррекции и диагностики.

    Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

    3.Принцип приоритетности коррекции каузального типа. 

    В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей. Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект. Избавив ребенка от страха темноты и нежелания

                                                           -4-

    оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты; Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития. Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

    4. Деятельностный принцип коррекции. 

    Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

    5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

     Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы,

                                                            -5-

    программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути. Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».

    6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

    Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

    7.  Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. 

    Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения

            -6-

    в психическом развитии клиента.   Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

     8.  Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. 

    При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

    9. Принцип программированного обучения. 

    Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. 10. Принцип усложнения. 

    Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью.

            -7-

    Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

    11. Учет объема и степени разнообразия материала. 

    Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

    12.  Учет эмоциональной сложности материала. 

    Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

                     Оценка эффективности коррекционных мероприятий

    Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена:

    1. С разрешения реальных трудностей развития.

    2. С постановки целей, задач коррекционной программы

            -8-

    Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач 3-х уровней:

    1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.

    2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.

    3. Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

    Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей    младшего школьного возраста" 

    Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

    Задачи программы:

    1. Снизить тревожность.
    2. Усилить “ Я” ребёнка.
    3. Актуализировать чувство страха.
    4. Повысить психический тонус ребёнка.
    5. Осуществить контроль над объектом страха.
    6. Повысить уверенность в себе.

    Критерии эффективности программы:

    • повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности;
    • снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

    Методы и техники, используемые в программе:

    1. Релаксация.
      Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.                                                                                                                                                                                                                
    2. Концентрация.
      Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
    3. Функциональная музыка.
      Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
    4. Игротерапия.
      Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
    5. Телесная терапия.
      Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
    6. Арт-терапия. 
      Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

    Цикл практических занятий рассчитан на 6 занятий. Занятия проводятся с одной группой. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (4-5лет). В каждой группе 5-6 человек.

    Условия проведения занятий :

    1) принятие ребёнка таким какой он есть;

    2) нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;

    3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;

    4) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;

    5) игра не комментируется взрослым;

    6) в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

    Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

    В содержании программы занятий выделяются три блока, которые

            -10-

    обеспечивают решение поставленных задач.

    1 блок – развлекательные ( контактные)– включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

    2 блок – коррекционно – направленные + обучающие– коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе) , обучение.

    3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

    Структура игрового занятия.

    Ритуал приветствия – 2 минуты.

    Разминка - 10 минут.

    Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

    Подведение итогов- 6 минут.

    Ритуал прощания – 2 минуты.

                                                       ЗАНЯТИЕ 1.

                                                       “МОЁ ИМЯ”

    Цель : раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем”

    Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.

    2. Упражнение “ Узнай по голосу”

    Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

    -11-

    3. Игра “ Моё имя”

    Психолог задает вопросы ; дети по кругу отвечают .

    • Тебе нравится твоё имя?
    • Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

    При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.

    Психолог говорит : “ Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.

    4. Игра “ Разведчики”

    Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

    5. Рисование самого себя.

    Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

    • в зелёном- такими какими они представляются себе;
    • в голубом – какими они хотят быть;
    • в красном – какими их видят друзья.

    6. Упражнение “ Доверяющее падение”

    Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

    7. Упражнение “ Горячие ладошки”

    Детям предлагается активно растереть ладони рук между собой до появления теплоты ладоней, затем растереть ладонями руки до локтей или до плеч, затем растереть ладонями рук ноги. При выполнении упражнения необходимо растирать активно до теплоты. 

                                                          -12-

                                                       ЗАНЯТИЕ 2.

                                                   “НАСТРОЕНИЕ”

    Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

    Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. занятие 1.

    2. Упражнение “ Возьми и передай”

    Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

    3. Упражнение “Неваляшка”

    Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

    4. Упражнение “ Превращения”

    Психолог предлагает детям :

    • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
    • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;
    • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;
    • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

    5. Рисование на тему “ Моё настроение”

    После выполнения рисунков, дети рассказывают какое настроение они изобразили.

    6. Упражнение “ Закончи предложение”

    Детям предлагается закончить предложение :

    Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….

    7. Упражнение “ Пружинки”

    Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.

    -13-

    8. Упражнение “ Горячие ладошки” -  см. 1 Занятие

                                                            ЗАНЯТИЕ 3.

                                                      “ НАШИ СТРАХИ”

    Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

    Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие.

    2. Упражнение “ Петушиные бои”

    Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

    3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

    Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.

    4. Рисование на тему “ Чего я боялся , когда был маленьким..”

    Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.

    5. Упражнение “ Чужие рисунки”

    Детям по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.

    6. Упражнение “ Дом ужасов”

    Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.

    Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.

    7. Упражнение “ Горячие ладошки” См. 1 Занятие

                                                         ЗАНЯТИЕ 4.

                                           “ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ”

    Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение

                                                          -14-

    страха, снижение эмоционального напряжения.

    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем”  См . 1 занятие.

    2. Упражнение “Смелые ребята”

    Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.

    3. Упражнение “ Азбука страхов”

    Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.

    4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу”

    Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.

    5. Упражнение “ На лесной полянке”

    Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки

    Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)

    6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу”

    Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.

    7. Упражнение “ Я тебя не боюсь”

    Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

            -15-

    8. Упражнение “ Горячие ладошки” См . 1 занятие.

                                                        ЗАНЯТИЕ 5.

                                          “ СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА”

    Цель : Формирование положительной “Я-концепции” , самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

    Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

    1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 занятие.

    2. Игра “ Сказочная шкатулка”

    Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : “Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

    3. Упражнение “ Конкурс боюсек”

    Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно “ Я….. этого не боюсь!”

    4. Игра “ Принц и принцесса”

    Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.

    5. Упражнение “ Придумай весёлый конец”

    Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

    6. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

    Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.

    После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

                                                            -16-

    7. Упражнение “ Горячие ладошки” См . 1 занятие.

                                                     ЗАНЯТИЕ 6.

                                       “ СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ”

    Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

    Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

    1.Упражнение “ Росточек под солнцем” См. 1 Занятие

    2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

    Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.

    “Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

    “ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

    3. Игра “ Баба- Яга”

    По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

    4. Игра “ Комплименты”

    Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо , мне очень приятно!”

    Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания.

    5. Упражнение “ В лучах солнышка”

    Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.

            -17-

    6. Упражнение “Солнце в ладошке”

    Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.

    Солнце в ладошке, тень на дорожке,
    Крик петушиный , мурлыканье кошки,
    Птица на ветке, цветок у тропинки,
    Пчела на цветке , муравей на травинке,
    И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-
    И всё это - мне , и всё это- даром !
    Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил, 
    Любил этот мир и другим сохранил….

    7. Упражнение “ Горячие ладошки”  См . 1 занятие.


            

                                                                       -18-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

    Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

    Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...