Главные вкладки

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР «СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ. КРАХМАЛ». (ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Дорохова Елена Ивановна

    Конспект занятия по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей 6-7 лет с ОНР.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svoystva_veshchestv_i_materialov._krahmal.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ  6-7 ЛЕТ С ОНР

     «СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ. КРАХМАЛ».

    (ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ)

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

    Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

    Цель: создание  условия для формирования у дошкольников с речевыми нарушениями  представлений о крахмале и его  .

    Задачи:

    • познакомить детей со свойствами крахмала;
    • изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
    • продолжить обучение практическому исследованию веществ используемых в быту;
    • развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы;
    • развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.
    • воспитание аккуратности при выполнении исследования.

    Возрастная группа детей: дети 6-7 лет  с ОНР 2-3 уровня.

    Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), презентация «Использование крахмала в промышленности», магнитная доска, 2 мольберта, магниты, картинки с изображениями продуктов питания, карточки с изображением круп и клубней , «набор «Юный исследователь» (лупы, фартуки и нарукавники, баночки с крахмалом, стаканчики с водой, ложки и тарелки пластмассовые, дневники наблюдений, пеналы с канцелярскими принадлежностями, стакан «непроливайка»  со слабым раствором йода, ватная палочка) продукты питания  (хлеб, булка, молоко, сметана, яйца отварные, печенье, картофель),   мантия ученого,

    мяч.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Воспитатель. Дорогие ребята я рада вас видеть на очередном заседании нашего клуба «Юные исследователи». Наш девиз  «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе!».

            Как много интересного можно найти на самой обычной кухне! Сегодня ребята нам передали в лабораторию новое вещество для исследования, нам необходимо ответить на несколько вопросов: Как называется это вещество? Какими свойствами обладает? Где и для чего используется это вещество? А для начала ,напомните мне правила поведения в исследовательской лаборатории.

            Воспитатель выслушивает правила, помогает четче их сформулировать, следит за правильностью оформления высказывания при помощи карточек с символами на магнитной доске.

    Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю пройти в лабораторию и исследовать это вещество.

            Дети самостоятельно изучают вещество. Результаты наблюдений записываются детьми  в дневник. Воспитатель на доске, при помощи карточек с символами, помогает детям сделать выводы.

    Выводы детей: белый сыпучий хрустящий мучнистый порошок, без запаха и вкуса; если потереть между пальцами или сжать  его в  ладони, можно  услышать скрип. Это звук  появляется при трении крупиц друг о друга.

    Воспитатель. Как определить, растворимо ли вещество, и как много его растворится в воде? Ответы детей (Отмеряем 100 мл воды с помощью мерного стакана, и смотрим, сколько ложечек данного вещество сможет раствориться в этом объеме). Приступаем к работе. Что вы можете сказать о растворимости вещества?

     Принимает ответы детей, корректирует речь. Следит за правильностью оформления дневников наблюдений.

            
    Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь по этим свойствам смог узнать вещество? Ответы детей. Чтобы узнать точный ответ, вам надо будет выполнить следующее задание. А для начала, потренируем наши глазки.

    Зрительная гимнастика  «Ах, как долго мы писали».

    Ах, как долго мы писали,

    Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

    Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

    Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

    Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

    В группе радугу построим,

    Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

    Вправо, влево повернем,

    А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

    Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

    Задание «Шифровка»

    Воспитатель. Напишите буквы в правильной последовательности. Если вы правильно расставите буквы, то сможете прочитать слово.

    А

    Р

    А

    К

    М

    Л

    Х

    6

    2

    3

    1

    5

    7

    4

    Воспитатель. Какое слово  у вас получилось? Сколько слогов в этом слове? Назовите первый звук, последний. Что вы знаете о крахмале? Ответы детей. Крахмал состоит из нескольких веществ, основным из которых является глюкоза. Крахмал содержится в растениях, получают его из зерен пшеницы, кукурузы, риса, ячменя и клубней картофеля. Больше всего крахмала содержится в рисе.

            Мы с вами проделали ряд исследований и можем сделать вывод о свойствах изучаемого нами вещества. Кто сегодня в роли ученого выступит с докладом-обобщением о новом веществе?

            Один из детей надевает мантию и шапку ученого и выступает в роли докладчика, обобщая полученные результаты исследований

    Воспитатель. Есть ли у кого-нибудь дополнения к докладу? Хочет ли кто-нибудь что-то спросить у докладчика? Тогда у меня вопросы ко всем исследователям:

    – На что похоже вещество крахмал? 
    – Что общего между мукой и крахмалом? 
    – Можно ли издалека спутать крахмал с солью? 
    – Чем отличаются крахмал и соль?
    Дети отвечают на вопросы.

    Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Пришло время отдохнуть.

    Физкультминутка

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать

    И на место тихо встать.

    Воспитатель. Ребята, а вы знаете, для чего нужен крахмал? Ответы детей. Я вам предлагаю пройти в видео зал,  посмотреть презентацию и самим ответить на этот вопрос.

    Просмотр презентации.

    Выводы детей:  в пищевой промышленности используют для приготовления выпечки, киселей, желе, соусов, кремов, и колбасных изделий. Их крахмала изготавливают клей, используют при производстве бумаги и ткани.

     Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется напиток при изготовлении, которого используется крахмал. Ответы детей. В старину, наши предки кисель не пили, а ели ложками.  Кисель готовят из разных ягод, фруктов и да же молока. И я предлагаю пройти в буфет и приготовить свой кисель.

    Игра «Приготовь кисель» (с мячом).

    Кисель из сливы-сливовый (апельсиновый, ягодный, фруктовый, молочный, грушевый, яблочный и т.д.).

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол. Что вы видите? Как можно назвать эти предметы (продукты питания). Многие ответы на задания мы получили опытным путем. А как нам узнать есть ли в этих продуктах соль, сахар. (Если вещество съедобное, можно на вкус определить).

    Мы можем определить наличие крахмала на вкус? Почему? (не имеет вкуса). Посмотрите, сколько здесь продуктов! У них одинаковый вкус? Можно ли просто пробуя эти вещества, определить, где, в каком веществе находится крахмал?(ответы детей)

            Наличие крахмала в продуктах можно очень легко определить. В это нам поможет специальный реагент ЙОД. Кто знает, что такое йод? Для чего он нужен человеку? Ответы детей Правильно, йод убивает микробы. А раз он кого-то убивает, значит, вещество небезопасно. Поэтому я его очень сильно разбавила. Но раствор получился все равно желтым, поэтому может оставить желтые пятна на руках или одежде. Постарайтесь этого избежать. И уж совсем плохо будет, если раствор йода попадет вам в глаза или в рот. Работайте с этим веществом очень осторожно. Давайте вернемся в лабораторию  и исследуем продукты на наличие крахмала.

    Опыт «Крахмал меняет цвет».

    Воспитатель. Посмотрите внимательно, как правильно нужно действовать: беру сухую ложку и с ее помощью кладу небольшое количество крахмала на середину тарелки. Затем из коробочки достаю  ватную палочку и опускаю ее в стакан «непроливайка», а потом дотрагиваюсь до крахмала. Что вы видите? Ответы детей.
    Вывод: при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в темно-синий цвет.

    Опыт «Найди крахмал».

    Воспитатель. Я разделю магнитную доску на 2 половины. Слева мы будем прикреплять карточки с изображением тех продуктов, в которых крахмал есть, а справа – те, в которых вы крахмала не обнаружите.

            Ребята проводят эксперименты со всеми имеющимися продуктами питания. На магнитной доске с одной стороны прикрепляются карточки с изображением продуктов питания, содержащими крахмал, с другой стороны – с изображением продуктов, в которых крахмал не обнаружен.

    Воспитатель. Итак, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Одни продукты питания содержат крахмал, другие – не содержат. Почему? Давайте разберемся, что общего среди продуктов питания, которые расположены слева, и что общего среди продуктов питания, которые расположены справа. (Ответы детей).

            Воспитатель выстраивает дискуссию таким образом, чтобы ребята сами пришли к выводу, что продукты питания растительного происхождения содержат крахмал, а продукты питания животного происхождения крахмала не содержат.

    Рефлексия

    Воспитатель. Ребята, предлагаю пройти в комнату отдыха и обсудить результаты заседания клуба «Юные исследователи». 

    -Как называется вещество, которое мы сегодня исследовали?

    -Какого цвета вещество?
    -Какой запах у вещества?
    -Какой вкус у вещества?
    -Какое вещество на ощупь?
    -Растворяется ли вещество в воде?
    -Где в природе встречается это вещество?
    -Где и для чего используется вещество?

            Сегодня  часть знаний вы раздобыли опытным путем. Осталась та часть исследований, которая связана с работой с книгами, с интернетом. Обратитесь с вопросами к родственникам. Что они могут вам рассказать о крахмале ? Может, дома найдутся книги с нужной информацией? Или родители помогут вам найти информацию в интернете. Ваше домашнее задание:  Узнать, как получают  крахмал? Как можно получить крахмал в домашних условиях. А при следующей встречи, вы мне об этом расскажите.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему "На свете не без добрых людей" . Задачи образовательной...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

    Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: « Прилет птиц». (рисование ладошками)

    Тема: « Прилет птиц ».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчес...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР по теме: «Рассказ о покорении космоса человеком»

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида № 37 г. Новочеркасска        Конспект непосред...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет с ОНР на 20

    Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа  коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, с учетом профиля логоп...

    Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР на 2016-2017уч.г.

    В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка. Программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, обществ...

    Подгрупповая НОД « Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР-3

    Непосредственно - организованная деятельность  " Откуда хлеб пришел ?"  в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с использованием ИКТ...