Конспект НОД "Ранняя весна"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Шевелева Ирина Олеговна

Конспект НОД по теме "Ранняя весна" для детей 5 - 6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме "Ранняя весна"

для детей 5 - 6 лет

группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Путешествие солнечного лучика.

Цель: Способствовать расширению кругозора дошкольников, подводить к выводу о необходимости бережного отношения к природе, ее охране и защите.

Образовательные  задачи:

  • Добиться систематизации знаний о смене времен года.
  • Обеспечить условия для расширения и обогащения  представлений детей по теме "Ранняя весна".
  • Добиться уточнения знаний о приметах ранней весны и их систематизации.
  • Обеспечить условия для расширения и обогащения словарного запаса дошкольников.

Развивающий аспект:

  • Обеспечить развитие умения  грамматически правильно оформлять свои высказывания через согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,  подбор глаголов  к существительным; употребление в речи антонимов и синонимов.
  • Обеспечить развитие умения пользоваться в речи полными распространенными  предложениями и с их помощью  давать характеристику различным объектам и явлениям.
  • Обеспечить развитие умения делать выводы на основе полученных впечатлений и оформлять их в логически последовательные высказывания.
  • Обеспечить развитие умения сопоставлять приметы зимы и весны и на основе впечатлений рассказывать об этом.
  • Обеспечить условия для  развития логического мышления через разгадывание загадок и решение проблемных вопросов.

Воспитывающий аспект:

  • Пробудь чувство прекрасного
  • Помочь получить эстетическое наслаждение от картины просыпающейся весенней природы.
  • Вызвать желание наблюдать природные явления в различное время года и замечать изменения происходящие в окружающем мире.
  • Подвести к выводу о бережном отношении человека к окружающему миру, уникальности и неповторимости природных явлений.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

-  Звучит музыка.( " Весенняя песня" Мендельсона).  Дети входят и садятся на свои места. (слайд)

- Послушайте стихотворение:

Светает рано по утрам, проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад, скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает, кто это время года знает?

- Кто из вас догадался,  о каком времени года идет речь? Правильно и у нас с вами сегодня весеннее путешествие. В путешествие с нами отправится помощник - это солнечный лучик. Он будет освещать нам дорогу, показывать те места, где он побывал, а мы с его помощью увидим весенние приметы и расскажем о них.

-Отправляемся в путешествие.

2. Сравнение примет зимы и весны.

Солнышко, небо. (слайд)

- Ребята, а откуда появился лучик? Правильно, его послало к нам солнышко.

Вспомните как светило солнышко зимой, а как оно светит сейчас?

Зимой солнышко светит мало(скупо, тускло), а весной ярко (радостно, щедро).

- Расскажите, как изменилось небо.

Зимой небо было серое (низкое, хмурое), а весной стало высокое, чистое, голубое.

- Через что пробирался лучик, что видел на небе? (облака). Расскажите о них.

Зимой облаков не видно. Небо покрыто тучами, часто идет снег.

 А весной облака белые, легкие, пушистые, чистые и т. д. Лучик скользил по воздуху. Воздух весной тоже стал другим. Он ...чистый, свежий, прохладный, весенний, теплый.

3. Работа с загадками.

- Скользит лучик по воздуху, торопится, вот и первая остановка на пути.

Чтобы рассказать , где побывал лучик нужно отгадать загадки. (слайд)

Белый пух лег на дороги, на ступеньки, на пороги.

Знает каждый человек - этот пух зовется... (снег).

- Что это? (снег, сугробы снега). Погладил их лучик своей ладошкой и случилось волшебство.  Вы догадались какое?

Снег был белый (чистый, пушистый), а весной стал черный (мокрый, грязный, некрасивый, колючий, ноздреватый).

Сугроб стоял важный высокий, а весной он осел, стал маленьким и низким.

-Слушайте следующую загадку:

Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня (ручей).

Потекли по земле и асфальту ручейки. Расскажите какие они. Ручейки быстрые, холодные, весенние, прозрачные, веселые и т.п.

А что же они делают? Бегут, текут, журчат, струятся, катятся, несутся.

- Лучик говорит, что дети любят играть в ручейках, как вы думаете во что? (дети весной пускают кораблики, строят плотины, запруды).

- Огляделся наш озорник и решил взобраться на крышу. Что он там увидел? (на крыше лежит зимний снег).  И его ласково погладил лучик, но ручейки почему-то не потекли, зато выросла ...

Зацепилась за карниз, головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька зимний леденец ...(сосулька)

-А если их много  - это ..сосульки, а какие они?

Сосульки длинные, прозрачные, холодные, весенние. Вместо ручейков капают с крыши капли, как они называются?

За окном звенит она и поет:"Пришла весна!"

И холодные сосульки превратила в эти струйки.

Слышно с крыши:" Шлеп-шлеп-шлеп" -

это маленький потоп (капели).

-   Объясните это слово.

Расскажите про капели. Они звонкие, весенние, радостные, солнечные.

4.  Д/и "Помоги детям".

- Сидит солнечный лучик на крыше и видит вышли во двор ребята. Прыгнул он Кате на шапку, Маше забрался под комбинезон, а Алешке лицо погладил. Какие от этого чудеса случились. (слайд). Стало ребятам жарко, пора менять зимнюю одежду на ..весеннюю. Зимние забавы на весенние.

- Давайте им поможем в этом . Выберем только то, что пригодится весной.

Зимой одежда теплая, плотная, а весной легкая, свободная.  Зимой шапка меховая, а весной шапка шерстяная. Зимой на ногах валенки и теплые ботинки, а весной  резиновые сапожки и ботинки.

- А что появится на лице у мальчика Алеши, которого погладил лучик? Отгадайте

Солнечные лучики дарят поцелуйчики

И сюрпризики для щечек: золотистый след из точек (веснушки).

- Веснушки - это капельки солнца, они делают ваши лица веселее и радостнее, торопят весну.

-Можно ли дразнить ребят, у которых есть на лицах веснушки? Почему?

5.  Весна в городе. (слайд).

- Поиграл солнечный лучик с ребятишками и побежал дальше по городу. Дома вокруг высокие, на дорогах асфальт лежит, машины несутся, люди спешат. Огляделся наш путешественник вокруг и почему-то загрустил. Не знаете почему у него испортилось настроение?

(В городе много мусора, грязи, из-под снега появились фантики, бумажки. Деревья голые, беззащитные, их легко сломать.)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы не портить весеннее настроение? Покажите и расскажите, где нужно провести уборку.

6. Весна в лесу (слайд)

- А дальше побежал шустрый лучик в лес. И здесь изменения, расскажите какие.

- Смотрите снег стаял и открылся кусочек земли, а на нем цветы. Их называют первоцветы, как вы думаете почему? (цветут первыми).

Весной расцветают подснежники. Объясните название цветка. Расскажите, где зацвели цветы.(слайд)

- В лесу стало шумнее, а от чего? Это возвращаются с юга перелетные птицы. Давайте вспомним их названия. (скворцы, грачи, ласточки, журавли). Как дети могут встретить скворцов? (Они мастерят для них скворечники). (слайд)

- Кто еще просыпается в лесу? (Из берлоги выходит медведь. Просыпаются насекомые.)

7.  Весна на реке

- Летит, скользит дальше солнечный лучик. Куда это он попал?

Солнце пригревает, лед на речке треснул.

Речка зашумела, льдины подгоняя,

Как это явление весною называют? (ледоход).

- Почему говорят, что река пошла? Почему опасно находиться на тонком таящем льду, что может произойти? (слайд).

8. Итог занятия. Рефлексия.

- Устал наш лучик и нам пора заканчивать весеннее путешествие. Давайте вспомним,  где мы побывали и что увидели.  Каждое предложение начинайте со слова "весной". (Дети вспоминают что они увидели) (слайд).

(Весной тает снег. Весной расцветают подснежники. весной небо стало чистое и голубое и т. д.)

-Как изменилось ваше настроение? Что вам понравилось, запомнилось, показалось необычным? О каких явлениях природы вы не слышали раньше?

-Солнечный лучик лег отдыхать, но ты всегда можешь с ним поиграть, если в солнечный день возьмешь в руки зеркальце. (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...