Главные вкладки

    «Использование коллективных форм работы при организации непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ (нарушением слуха) старшего дошкольного возраста»
    статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Рулькова Татьяна Леонидовна

    Информация для педагогов дошкольных учреждений об организации коллективных форм работы с детьми с ОВЗ (нарушением слуха) при организации непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование коллективных форм работы при организации непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  детей с ОВЗ (нарушением слуха) старшего дошкольного возраста»

    Воспитатель ГБДОУ детский сад №133

    компенсирующего вида

    Выборгского района Санкт-Петербурга

    Рулькова Татьяна Леонидовна

     

        В  формировании личности человека особую роль играет коллектив.  

    Критерием объединения детей в группу, в детский коллектив, является возможность организации между ними общения, деятельности, основанной на коллективных началах ( Л.П.Носкова ).        Коллективная изобразительная деятельность – это эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и  активно воздействует на сознание личности в целом.  Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Возможности коллективной деятельности велики и интересовали специалистов еще на рубеже 19 – 20  века.

         Актуальность темы связана с изучением коллективной деятельности детей, которая способствует развитию их творческой активности, установлению речевой коммуникации и овладению партнерскими  отношениями.

    В настоящее время существует несколько подходов к классификации форм организации коллективной деятельности. Все они основываются на принципе организации совместной работы. Выделены три основные формы организации совместной деятельности:

    • совместно-индивидуальная,
    • совместно-последовательная,
    • совместно-взаимодействующая.

     Первая форма характеризуется тем, что участники деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

    Вторая форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

    Третья форма самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. При этом, относительная самостоятельность каждой из них сочетается с тесной взаимосвязью между ними.

        Также эти три основные формы организации совместной деятельности могут быть дифференцированы более тонко. Особенно разнообразна совместно-взаимодействующая форма организации,  так как взаимодействие может осуществляться в паре, в «небольшой» группе (3-5 человек), в «большой» группе (25-30 человек).

    Кроме того, возможна реализация взаимодействия между парами и группами, оно в свою очередь может протекать в форме совместно - индивидуальной и совместно – последовательной организации деятельности. Таким образом, процесс взаимодействия приобретает как бы ступенчатый характер.

        Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение и связанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым условием для дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детской деятельности нами уделяется внимание формированию навыков совместной деятельности при выполнении различных заданий. Условия коллективных видов изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности предполагают формирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылок учебной деятельности.

       Основной целью работы по развитию речи в детских садах для детей с нарушенным слухом является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

    • усвоения значения и накопления слов;
    • обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения;
    • овладения разными формами речи, развития связной речи.

    Изобразительная деятельность является важным средством развития речи детей с нарушениями слуха.

        Сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает, прежде всего, тесную связь  развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность, в том числе и изобразительная, является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении

        В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.

    Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными предметами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью. Характер выполнения коллективных работ (панно, лепные постройки, аппликационные композиции) требует общения детей между собой и с педагогом, поэтому здесь создаются условия для развития речевой коммуникации.

        Таким образом, мы организуем деятельность ради общения.

       Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха – не только одно из важнейших, но и наиболее доступных средств эстетического воспитания.

        Всему выше сказанному можно подвести следующий итог: наша же работа,  целиком была построена по принципу совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации совместной деятельности. Работа выполнялась по общему замыслу, между тем, как вся она была четко распределена между участниками деятельности.

    Совместно-взаимодействующая форма организации была представлена более широко, т.к. взаимодействие осуществлялось в «небольших» группах. На каждом из этапов выполнения общей коллективной работы было организовано тесное речевое взаимодействие между детьми (участниками деятельности) и руководителями.

        Таким образом, в ходе проведенной работы поставленные задачи были решены.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.  Интеграция образовательных областей:...

    Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

    Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

    "Весна пришла" Конспект совместной деятельности по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста

    Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны. Развитие устной речи и коммуникативных навыков....

    Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Рождественская звезда" - аппликация для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект содержит материал, позволяющий провести в подготовительной группе интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию дошкольников с элементами конструирования. Образовательная де...