Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике по теме
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии. Это проявляется в стремлении специалистов к созданию вариативных педагогических технологий, в использовании новых подходов к традиционным методам воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_osnovy_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Кузякина Н.В. учитель-дефектолог
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение) г. Тамбова
Главной задачей коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста является создание условий для всестороннего развития возможностей каждого ребенка в целях формирования возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности, а также положительных личностных качеств.
Требования к коррекционно-педагогическому воздействию определяют педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с различными вариантами отклоняющегося развития. Исходя из этих требований, разрабатываются типовые и альтернативные программы, осуществляется поиск новых форм обучения и различных развивающих и коррекционно-педагогических технологий. Эти требования включают в себя определение организационных форм и разработку содержания коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с учетом их жизненно важных потребностей, лежащих в зоне актуального и потенциального развития каждого ребенка определенной возрастной группы. Именно потребности детей, в том числе и образовательные, определяют те предметные области, которые становятся значимыми при разработке программ коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей разных категорий.
Назовем базовые ориентиры, которые нужно учитывать при разработке программ воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, поскольку специфические особенности этих детей вносят свои коррективы в задачи их обучения и воспитания.
Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:
- смена ведущих мотивов деятельности;
- развитие эмоционально-делового и предметного общения;
- развитие и активизация общих движений;
- развитие предметных действий и предметной деятельности;
- развитие нагл я дно-действенного мышления;
- интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;
- овладение различными навыками в процессе подражания;
- становление представлений о себе;
- формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;
- активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений;
- закрепление навыков самообслуживания;
- развитие внутренней речи.
Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста:
- смена ведущих мотивов;
- развитие общих движений;
- развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов;
- формирование системы сенсорных эталонов;
- развитие наглядно-образного мышления;
- формирование представлений об окружающем;
- расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;
- овладение диалогической речью;
- овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;
- овладение коммуникативными навыками;
- становление сюжетно-ролевой игры;
- развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;
- становление продуктивных видов деятельности;
- развитие самосознания.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.
При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению. По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка должны учитываться и формироваться те психологические новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его личности и деятельности.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности, отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
Построение коррекционно-развивающих программ в соответствии с указанными принципами должно обеспечивать социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.
Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие прежде всего целостность, гармоничность психического развития:
- физическое воспитание;
- социальное развитие;
- познавательное развитие;
- формирование коммуникативных способностей и развитие речи;
- формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), свойственных определенному периоду детства;
- эстетическое развитие.
В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. В то же время каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что независимо от вида нарушений развития все проблемные дети имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные непосредственно со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений.
Содержание базовых направлений работы в программах воспитания и обучения должно разрабатываться с точки зрения системного подхода к решению общеразвивающих и коррекционных задач. Например, дети с эмоциональными расстройствами нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, на обучение их навыкам взаимодействия со взрослым, а в дальнейшем и со сверстниками.
Особую значимость приобретает соответствие содержания и методов коррекционной работы виду, степени выраженности и структуре отклоняющегося развития, а также возрасту ребенка. При этом предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, различные виды деятельности в условиях дошкольного учреждения и в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
Анализ причин неуспеваемости детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст. Нарушение процессов письма и чтения является одним из проявлений несфор...
Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:характер взаимодействия взрослого ...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Педагогические основы коррекционно развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста Начальным этапом в работе с проблемными детьми считается комплексная медико-психолого-педагогическая ...
Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.
Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в...
Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста...