Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка. Лексическя тема «Зима». Учитель-логопед Карих Э.М. ГБДУ д/с № 33
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Карих Эльвира Мадиховна

Данная методическая разработка рекомендована для учителей- логопедов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._otkrytoe_zanyatie_2018.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД

 с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка. Лексическя тема «Зима».

Учитель-логопед   Карих Э.М.    ГБДУ д/с № 33

Тема:    Зима.  

Цель:   Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление представлений о зиме и её приметах;
  • активизация, уточнение и расширение словаря;
  • совершенствование навыка ведения диалога;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи:  учить некоторым способам словообразования и словоизменения; закреплять понятие о предлогах, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетании с соответствующими формами  существительных; закреплять навык образования родственных слов;
  • учить подбирать слова признаки и слова действия; (синонимы);
  • закрепление обобщающих понятий;
  • расширять навык построения разных типов предложения  (использование союзов «а», «потому что»);
  • закреплять умение задавать вопросы;
  • закреплять навык звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать координацию речи и движения;
  • развивать плавный и длительный выдох;
  • развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления: умения сравнивать, анализировать, обобщать;  узнавать предметы по заданным признакам;
  • развивать общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания, инициативности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:  игрушка «Обезьянка»,  планшет с магнитной доской и фланелеграфом, предметные и сюжетные картинки, пособия по развитию дыхания.

Предварительная работа:  наблюдение за зимними изменениями в природе,  разучивание   текста для динамической паузы; слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения П.И. Чайковского   из цикла «Времена года. Декабрь».  Работа над загадками о зиме.

Программное содержание:

  • совершенствование навыка ведения диалога (беседа);
  • развитие навыка выделения признаков, действий предметов;
  • совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
  • расширение навыка построения предложений.

Методы:  словесный, наглядный.

Приёмы:  эмоциональная заинтересованность, словесное поощрение, индивидуальный подход.

Формы и виды работы:  игровая и коммуникативная.

Планируемые результаты:

  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями природы,
  • повышение познавательной активности;
  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом.

                                                        Ход занятия

Организационный  момент.

Игра «Угадай слово».

      - Ребята, я предлагаю вам поговорить.  Вам сразу сказать о чём,  или попробуете угадать?  Тогда начнём с игры «Угадай слово». Задавайте вопросы, которые помогут вам его отгадать. Помните, что на вопросы я отвечаю только словами «да» или «нет».  (Дети начинают игру с вопроса: «Живое или неживое?» Далее называют слова, обозначающие обобщающие понятия: животное – дикое или домашнее, насекомое и т. п. При утвердительном ответе называют слова, обозначающие предметы, входящие в нужное обобщающее понятие до его угадывания.  Отгадка – слово  «заяц»).

 Для успешного проведения игры требуется предварительная подготовка.  

Игра «Угадай по описанию».

         - Но это ещё не всё.  Теперь попробуйте угадать слова по описанию.

                          Морозное дыхание зимы, украшающее ветви деревьев.  (Иней).

                          Сильный холод. (Мороз).

                          Часть планеты Земля, где всегда мороз. (Арктика).

Упражнение по составлению слова по начальным звукам.

        -  А теперь назовите все слова - отгадки.

          -  Назовите первые звуки этих слов (заяц, иней, мороз, Арктика).

          -  Какое слово получилось.   (Зима).

       Основная часть.

        -  Молодцы!  О чём  хотелось мне с вами поговорить? (О зиме). Почему?

Ребята, вы уже знаете, что есть места на Земле, где зимы не бывает. Многие люди, которые там живут, мало знают о ней.  Если вас попросят,  вы сможете рассказать о зиме? Давайте попробуем. Сначала вспомним, сколько месяцев по календарю длится зима?  Назовите зимние месяцы. Какой сейчас месяц?  (Декабрь).

         -  С чем приходит  к нам зима?  (Со снегом, сильным ветром, гололёдом, морозами, метелями, вьюгами).

         -   Зима приходит с морозами.   Какая зима? (морозная), с вьюгами (вьюжная), со снегом (снежная), с ветрами (ветреная).

 

Упражнение «Замело»   (упражнение на дыхание).

         В файлы вставлены листы картона синего цвета с наклеенными сюжетными картинками. Внизу шарики пенопласта. В файл вставлена коктейльная трубочка. Детям предлагается рассмотреть, запомнить свою картинку, подуть в трубочку, имитируя снежную бурю.  Затем картинки предлагается перевернуть.

         -  Кого  (что) замело?  

Каждый называет запомнившиеся предметы на своей картинке.  (Замело дома, деревья, снеговика и т.д.).

           

Упражнение «Скажи иначе»

         -  Ребята, наш русский язык очень богат.  Одно и то же явление можно назвать разными словами. Как  можно назвать  снегопад, сопровождаемый сильным ветром? (Метель, метелица, буря, вьюга, буран, пурга).  Холод? (стужа, мороз, холодина).  Мёрзнуть?  (Зябнуть, стынуть,   дрожать от холода, леденеть, замерзать).

Упражнение «Подбери слово»

Логопед:             Есть слова похожие,

                            Как родственники схожие.

                            Они живут одной семьёй –

                            Поиграть хотят с тобой.

          -  О каких словах идёт речь? (О родственных).  Подберите родственные слова к слову «снег» (снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снежный, подснежник, снегопад);  «холод» (холодок, холодный, холодильник, холодец, холодеть);  «мороз» (морозец, морозный, заморозки, мороженое, морозить).

 

Динамическая пауза  (координация речи с движением)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем зиму мы встречать.

шаг на месте

Что зима нам принесла?

Ветер, снег и холода.

разводят руки в стороны

загибают поочерёдно пальцы

От времени года зависит погода.

поднимают указательный палец вверх, произнося с назидательной интонацией

  • Что нужно делать, чтобы не замёрзнуть?  (Тепло одеваться).
  • Чем нужно дышать?  (Носом). Почему?
  • Как согреть ноги, если они замёрзли?  ( Попрыгать, побегать, постучать ноги друг о друга).  Покажите.  (Дети выполняют предложенные действия).
  • А как вы поступите, если замёрзли руки?  (Потереть друг о друга, подышать на них).

Очень холодно зимой.

поёживаются

Мёрзнут руки ой-ой-ой!

трясут кистями рук

Надо руки нам согреть,

дышат на руки

Посильнее потереть

трут кисти рук

Упражнение «Объясни почему?»

         Детям предлагается выбрать среди прочих «зимние» картинки и объяснить, какое они имеют отношение к зиме с использованием союза «потому что». (Сосна, ветви которой покрыты снегом.  Медведица с медвежонком в берлоге. Снегирь. Заяц беляк. Новогодняя ёлка.).

Упражнение «Умные вопросы»

         -   Из  стран, где не бывает зимы, вам передали  умные вопросы.  Хотите ответить на них?  Тогда угадайте, кто привёз.  Я на ушко одному из вас скажу кто, а вы, задавая   вопросы, угадайте его.  Выбрать одного из вас нам поможет считалка.

                                       Кто простужен и чихает,

                                       Тот микробы выпускает.

                                        Кто болеет, отзовись!

                                        Выходи! Иди, лечись!

При помощи наводящих вопросов, задаваемых выбранному ребёнку, используя правила игры «Угадай слово»,  дети угадывают слово «обезьяна».

           Выставляется игрушка. В корзинке, которую она держит, карточки с вопросами.

          -  Весна наступает после зимы. Что наступает раньше весны?

          -  Чего больше – снегопада или снежинок?

          -  Заяц ждёт зайчиху. Кто опоздал?

Заключительная часть.

- Как вы думаете, смогли мы рассказать о зиме, чтобы жители жарких стран поняли, какая она?

-  Какие игры и упражнения вам понравились больше всего?

-  Во что бы вы хотели поиграть дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка - "составление рассказа "ЗИМА" по опорным словам и картинкам"

Конспект занятия в разновозрастной группе для детей с ОНР«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам" Программное содержание:Учить составлять описа...

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА ТЕМУ: « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему «Зима»

Краткая аннотация: фронтальное логопедическое занятие на тему «Зима» составлено учителем – логопедом Кудайдатовой А.Г. для детей старшей группы с ОНР (общим недоразвитием речи). Конспект содержит подр...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы: формирование лексико-грамматических средств языка по теме: «МЕБЕЛЬ»

Тема: «Мебель» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора детей. Усвоение названия мебели, знакомство с различными видами помещений квартиры. Интеграция образовательн...

Методическая разработка деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике Тема «Транспорт будущего»

quot;Давайте лучше изобретать будущее, а не беспокоиться о том, что случилось вчера!"...

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Развитие словесно-логического мышления при формировании лексико-грамматических средств языка"

Методическая разработка  рекомендована  учителям-логопедам ДОУ. Лексическая тема: "Дикие животные наших лесов"....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...