Картотека артикуляционных упражнений
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сябрюк Марина Константиновна

Данной картотека познакомит дошкольников, имеющих трудности при произношении некоторых звуков, с основными органами речевого аппарата. А также научит правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики в игровой форме.

Описание артикуляционных упражнений сопровождается рисунками и стихотворениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.docx895.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционных упражнений

Картинки по запросу дети рисунок

Составитель: Сябрюк М.К. учитель – логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 "Ладушки"

 г. Брянска

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫЧКОМ И ЕГО ДОМИКОМ

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.

Широко открывать рот.

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.

Надувать и втягивать щеки.

 

Пол есть тоже в доме нашем.

 Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.

Вращать нижней челюстью.

Потолок вверху, внутри.

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Широко открыть рот.

Погладить языком по нёбу.

«Постучать» языком по нёбу.

 

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы.

Осторожно.

Закрываются надежно.

Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».

«Улыбка» («Заборчик»)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд.

Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.

   

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них как блюдца.

«Хоботок» («Трубочка»)

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (рис. 104). Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре пять

Язык надо расслаблять.

Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3—5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3—5 секунд (рис. 105). Так поочерёдно менять положение языка 5—6

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки» (рис. 106). Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной.

   

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.


«Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем — за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3—5 секунд (рис. 107).

                       

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

 

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму (рис. 108). Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5—10 секунд.

         

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад, поглаживая нёбо. Следите за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта (рис. 110).

                                                                 

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад


 

«Грибок»

Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), и удерживать в таком положении в течение 5—10 секунд (рис. 112). Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к нёбу.

 

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

«Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «Д-д-д» (рис. 111). Темп убыстряется постепенно.

Варианты.Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

           

             

Список использованной литературы.

  1. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2004.
  2. Крупенчук О. И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. -  Спб.: Издательский дом «Литера»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционных упражнений.

Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....

Картотека Артикуляционные упражнения

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики:   выработка полноценных движений и ...

Картотека артикуляционных упражнений

Совершенствование артикуляционной моторики...

Картотека артикуляционных упражнений

Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....

Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики

Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...

Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ

Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена  воспитателям для работы с детьми...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...