Главные вкладки

    Игры на развитие интонационной стороны речи
    презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Киселева Елена Александровна

    Развитие интонационной стороны речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

    Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.картотека упражнений на развитие интонационной выразительности речи.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.24 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 Составители: Смирнова Т.В. Киселева Е.А.

    Слайд 2

    Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. Материал. «Дирижерские» палочки (по количеству детей). Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз

    Слайд 3

    Цель . Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса. Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки – по количеству детей. Описание Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики)

    Слайд 4

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. 1-й вариант. Материал. Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей). Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке. 2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе

    Слайд 5

    Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова. Учить различать на слух различные виды мелодики. Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака – по количеству детей. Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. (При индивидуальном занятии, ребенок показывает педагогу соответствующую карточку.) Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: «Кошка поймала мышку?» - «Кошка поймала мышку».

    Слайд 6

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных предложений. Материал. Тематические карточки (например: огород, улица, зоопарк и т.д.). Описание. Ребенку предлагается составить повествовательные предложения по картинке. Сначала взрослый составляет предложения, ребенок повторяет, а затем ребенок составляет предложения самостоятельно. Например: Это огород. В огороде растут овощи. На грядке зреют помидоры (огурцы и т.д.). Важно. Повторять повествовательные предложения с понижением голоса в конце фразы. Произнесение сопровождается соответствующим движением руки вниз

    Слайд 7

    Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением повышением и переломом основного тона голоса. Материал. Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков. Описание. Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения. Пример текста: «Лиса и собаки». Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит: - Ушки, ушки, что вы делали? - Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали. - Ножки, ножки, что вы делали? - Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали. - Глазки, глазки, что вы делали? - Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели. - А ты, хвост, что делал? - Я по пням, по кустам цеплялся. - А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л.Толстой)

    Слайд 8

    Цель. Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания. Материал. Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.). Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными. Например: Звери все построили сами? – Звери все построили сами! Они дружно работали? – Они дружно работали! Дом красивый? – Дом красивый! Ребенку предлагается произнести данное предложение с вопросительной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило? На улице тепло. – На улице тепло? И т.п. Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией. Например: Лето наступило. – Лето наступило! На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

    Слайд 9

    Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса. Описание. Прочитайте стихотворение. Обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений. Почему смеётся лето? Потому, что много света. Почему с грибами осень? Потому, что дождь и просинь. Почему зима, как злюка? Потому, что хлещет вьюга. (Д. Кожевников)

    Слайд 10

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи. Материал. Любые предметы быта: ключ, лейка, тарелка и др. Описание. Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Ребенок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением. Например: Суп едят из тарелки. Цветы поливают из лейки.

    Слайд 11

    Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации. Ребенку предлагается прослушать рассказ «Новогодний праздник». Наконец-то в детский сад пришел Дед Мороз! Он поздравил детей и взрослых с Новым годом. Вместе с детьми Дед Мороз водил хоровод, пел веселые песни. Ребята рассказали ему много стихов. Наступила очередь подарков. В мешке Деда Мороза были замечательные подарки для каждого из ребят. Для Маши он приготовил красивую куклу. - Ах! - громко воскликнула Маша. – Какая красивая кукла! Для Вани у Деда Мороза была припасена пожарная машина. - Ах! Вот это подарок! Какая большая машина! – обрадовался Ваня. А для Паши Дед Мороз приготовил детский набор инструментов. - Ой! Это мне? Я всегда мечтал о таком! – воскликнул удивленный Паша. - Спасибо, Дед Мороз! – поблагодарили ребята. · Какое настроение было у ребят на празднике в детском саду? Почему? · Какие подарки приготовил детям Дед Мороз? · Почему обрадовались Маша и Ваня? · Почему удивился Паша?

    Слайд 12

    Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился. Например: Ах! Какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо! Ах! Какая машина! Большая пожарная машина! Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!

    Слайд 13

    Цель. Развитие умения использовать вопросительную интонацию при оформлении высказываний с вопросительным словом. Описание. Ребенку предлагается повторить вопрос. А. Отработка навыка повышения тона на ударном гласном при произношении вопросительных слов: Кто? Что? Как? Чем? Зачем? Когда? Сколько? Какой? Какая? Б. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в начале предложения: Кто пришел? Как его зовут? Что он принес? В. Отработка интонации вопроса с интонационным центром в середине, в конце высказывания: У почтальона какая сумка? Это что? В завершение игры взрослый просит ребенка придумать по картинке как можно больше вопросов, содержащих вопросительные слова. Произнесение специальных вопросов сопровождается движением руки вверх в интонационном центре

    Слайд 14

    Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи. Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», Замечательно сделал!» и т.д.

    Слайд 15

    Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается)

    Слайд 17

    Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой. Материал. Детская мозаика – на каждого ребенка. Описание. 1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм. Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность. 2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики

    Слайд 18

    Цель. Формирование восприятия и воспроизведения ритмических структур. Материал (необязателен). Картинка птичий двор или домашние птицы. Описание. Воспитатель: На птичий двор пришла хозяйка и принесла птицам еды. Послушай, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы. Взрослый передает ритм, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребенка повторить: Например: Курица с цыплятами: / / - // - // Утка с утятами: - // - // Гусыня с гусятами: /// - /// -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интонационной стороны речи

    Из практики мы  знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух  различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможно...

    Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

    В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

    Игры на развитие семантической стороны речи.

    Бедность словаря, его слабая структурная организация, свойственные детям с разной структурой речевой патологии, являются одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию. Обследование вновь пос...

    Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

    Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

    «Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

        Статья раскрывает работу по формированию интонационной стороны речи поэтапно в следующих направлениях: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы г...

    Театрализованные игры в развитии интонационной выразительности речи младших дошкольников .

    Мастер-класс для воспитателей по использованию театрализованных игр с дошкольниками младшего возраста для формирования интонационной выразительности речи....

    «Развитие интонационной стороны речи у детей с дизартрией»

    В своей работе по формированию интонационной стороны речи мы поэтапно используем следующие направления: развитие речевого дыхания, темпо - ритмической стороны речи, развитие силы голоса, мелодико-инто...