Главные вкладки

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
    статья по коррекционной педагогике

    Пилякина Екатерина Сергеевна

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с овз. Воспитание детей на традициях русской культуры -одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. В образовательной деятельности используется:частушки,песенки, которые сопровождаются уходом за ребенком, потешки, заклички, считалки,прибаутки, шутки, народные игры и многое другое.Использование музыкального фольклора для обучения, воспитания и развития детей с овз, способствует повышению качества коммуникации, развитию творческих способностей, обеспечивает подьем мышечного тонуса, вовлекает неговорящего ребенка в процесс пения через подражание.В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста с овз.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ОВЗ. Творческая природа фольклора велика: для каждого, в том числе и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, она даёт стимул к его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

              Изучение детского фольклора в эмоциональном развитии детей с ОВЗ имеет огромное значение. Воспитание детей на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.  

              Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.        

              Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.    

         В настоящее время детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка развивать творческие способности. Для того, чтоб обучить тому или иному приёму, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребёнка.         

           Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Музыка играет важную роль: она создаёт атмосферу происходящих событий. Если по замыслу творческой деятельности отправляемся в ночь, то мелодия погружает в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч. Работая с музыкальным произведением, создаётся такая атмосфера, при которой к ее восприятию подключаются все органы чувств ребёнка: слух, зрение, осязания, обоняние, вкус. Музыка еще одно средство общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что музыка несет содержание и рождает у человека определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. 

                 Как показывают исследования, эмоции детей с ОВЗ относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Поэтому такие дети поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания. В системе коррекционной работы с детьми необходимо открыть через фольклор перспективы развития: умственных способностей (память, мышление, внимание); двигательной активности; эмоционально-волевой сферы; вызвать у детей с ОВЗ интерес: к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; желание участвовать в русских народных играх, слышать красоту русской детской песни и уметь звонко и эмоционально воспроизвести ее; участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях, обрядах народного и православного календаря.

              Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь детей. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

                Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

                В образовательной деятельности используется:

    Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

     Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

     Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

     Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

     Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

     Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

     Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

     Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

     Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

     Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

          Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей развиваются и совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Во время музыкальной деятельности, дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски.

          В образовательной деятельности также используются подвижные игры для детей —  где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх развивает быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Лисичка-лиса», «Солнышко» и др.). Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения). Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.  В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремушки. В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме развития творческих способностей детей. Любая игра положительно воздействует на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию.

                Таким образом, использование музыкального фольклора для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, способствует повышению качества коммуникации, развитию творческих способностей, обеспечивает подъем мышечного тонуса, вовлекает неговорящего ребенка в процесс пения через подражание. Обучение театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. 

                В соответствии с ФГОСДО реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Интегрированное обучение с использованием музыкально фольклора в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника с ОВЗ, позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

            В результате музыкального фольклора дети с ограниченными возможностями здоровья получают следующие навыки и умения:

    - умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

    - овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

    - умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

    - выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

    - умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

    Подведение итогов работы осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников.

    Список литературы:

    1. Власенко, О.П. Музыкально - эстетическое воспитание в коррекционных классах. Издательство «Учитель», 2007 г. с. 9.

    2. Евтушенко, И. В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей.

    Издательский центр «Академия», 2003 г. с. 26, 78.

    3.Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,    Москва 2009.

    4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

    Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

    «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

    Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

    Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

    Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...

    Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Использование кинезиологического комплекса даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния....

    Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

    Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...