Главные вкладки

    Статья по коррекционной педагогике:
    Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов

    Булгакова Ляля Зуфаровна

    Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskie_problemy_doshkolnikov.docx24.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Булгакова  Л.З.,

    МАДОУ  Детский сад №158,  ГО г. Уфа РБ

    Психологические проблемы дошкольников

    в сфере взаимоотношений  как источник конфликтов

    В период дошкольного детства  ребенок, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, выполняющим особые функции и предъявляющим особые, новые для ребенка требования. На этом этапе развития ему становятся доступными более глубокие формы общения с людьми, принципиально иной становится сфера деятельности. В дошкольном возрасте ребенок осваивает такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая деятельность этого возраста), рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятельность общения: внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного, а также взаимодействие со сверстниками. Заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое понимание деятельности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и принимать во внимание взгляды и мнения других людей – как взрослых, так и сверстников.

    В детском возрасте начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности, которые во многих случаях могут стать источниками серьезных будущих проблем дошкольника. Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка. Так, например, дисгармоничные отношения в семье могут рождать  у ребенка стойкий эмоциональный дискомфорт, сказываться на его познавательной активности, на взаимоотношениях со сверстниками, накладывать свой тяжелый отпечаток на формирование всей его личности. И, напротив, к примеру, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, могут осложнять детско-родительские отношения, проявляться в ходе игры и общении со сверстниками, препятствуя взаимопониманию, и создавать почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов.

    Непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую нередко принимают так называемую «псевдоложь», т.е. детское фантазирование), слабоволие (непроизвольность поведения) – весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников.  Они часто служат причиной недовольства родителей, воспитателей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.  Разнообразные жалобы со стороны родителей и воспитателей на ребенка-дошкольника, с которыми сталкиваются психологи, имеют в своей основе общие причины:

    • незнание или сознательное игнорирование возрастных норм и необходимых условий развития ребенка;
    • различные личностные проблемы самих взрослых;
    • дефицит совместной деятельности  и общения с родителями;
    • необоснованно завышенные, с точки зрения возрастных возможностей, требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже за психическими процессами;
    • дисгармоничные отношения между родителями (характеризующиеся выраженными различиями их темпераментов или характерологического склада);
    • неверные воспитательные установки и представления взрослых.

    Часто у взрослых вызывает беспокойство чрезмерная увлеченность ребенка игрой и фантазированием, проявление самостоятельности и инициативы (характерных для данного возраста), неприятие (отвержение) ребенка детским коллективом или стойкие трудности в его общении со сверстниками.

    Это доказывает незнание взрослыми возрастных особенностей развития ребенка-дошкольника, недооценку значения личностных форм общения и игровой деятельности в его полноценном развитии.

    Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ребенка со сверстниками становится нормативным, обязательным условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе ребенок проходит «школу» реального взаимодействия с другими детьми как равноправными партнерами. А это значит освоение им соответствующих коммуникативных навыков, приобретение умения согласовывать свои действия с учетом позиции партнеров по игре или иным занятиям, осознание своих качеств на основе сравнения с качествами других детей, общение со сверстниками. Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении детей можно наблюдать такие действия и обращения, как спор, навязывание своей воли, требования, приказы, обман, проявления жалости и желание успокоить. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

    Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезмерно яркой эмоциональной насыщенности.

    Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и  нерегламентированности. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых форм норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют различные небылицы и дразнилки. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

    Еще одна особенность общения сверстников – это преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.  Такая несогласованность  коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

    Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками, как показывает практика, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, ребенок слишком робок, зажат,  неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам. В число таких детей, как правило, попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей гипо- или гиперопекой и некоторыми другими дисгармоничными типами воспитания. Другой широко распространенный вариант «непопулярного» дошкольника – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Показано, что уже у дошкольников может иметь место доминирование потребности в признании в сочетании с общей высокой активностью в общении и малой способностью удовлетворить коммуникативные потребности своих партнеров по игре и совместной деятельности. Непопулярные дети тяжело переживают свою невключенность в совместные игры сверстников, что, в свою очередь, крайне отрицательно сказывается на формировании у них самооценки и чувства самоуважения в целом.  Специальная помощь в освоении коммуникативных навыков обычно требуется детям с такими особенностями эмоционально-личностного реагирования, как высокая тревожность и неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная потребность в их одобрении и другими особенностями, возникающими вследствие недостаточно четкого и гибкого воспитания ребенка в семье.

    Особый круг проблем возникает в связи с таким важным, но чрезвычайно мало разработанным в возрастной психологии вопросом, как ранний этап формирования характера и, в частности, его акцентуаций. В дошкольном возрасте в ряде случаев необходимо учитывать возможность раннего обнаружения некоторых типов акцентуаций характера (например, по истероидному, гипертимному, лабильному, неустойчивому и некоторым другим типам). Важно знать, что при определенных акцентуациях формирующегося характера ребенка неправильные виды воспитания могут оказывать крайне негативное влияние  и способствовать психопатическому развитию. Так, например, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») по существу  обрекает ребенка на путь психопатического развития. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную или скрытую), особенно остро требуется индивидуальный подход в воспитании. Опасно, когда родители и воспитатели не знают и не учитывают имеющихся у таких детей зон «наименьшего сопротивления», не представляют себе возможных последствий потакания нежелательным проявлениям. Соответствующие разъяснения психолога могут способствовать формированию осознанного учета взрослыми, окружающими ребенка, устойчивых особенностей характера акцентуированных детей, а значит предотвращению психологических срывов ребенка и взрослых, помогать находить пути успешного взаимоприспособления.

    Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное развитие у ребенка мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Практика показывает весьма раннее деление дошкольников на «популярных» и «непопулярных» или, другими словами, «звезд» и «изолированных», обнаруженное и в социометрических, и в психологических исследованиях. Специальные проблемы  характерны для каждой из названных групп, но особенно тяжелые последствия для развития личности влечет за собой положение «отверженного». Среди таких последствий -  стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения, невротические  реакции и др.

    Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка.

    Первый тип – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых  детей. Конфликты со сверстниками у этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и  самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они так же быстро угасают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

    Второй тип  поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим.  Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе.

    Основной чертой поведения третьего типа детей является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

    Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть неадекватны ситуации. В ряде случаев возникшая реакция на травмирующую ситуацию (это может быть конфликт) может закрепиться и формировать устойчивое агрессивное поведение. Это вызывает отрицательное отношение со стороны окружающих взрослых и сверстников, что еще больше усиливает травмирующую ситуацию и провоцирует агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим), что представляет опасность,  как для самого ребенка, так и для других детей. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии (способность чувствовать состояние другого, умение вставать на его позицию). Таких детей  чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа воспитателя (педагога) по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны.

    На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступени общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения. Очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

    Использованная литература: Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис–пресс, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на общем родительском собрании «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»

    Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятел...

    Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений. Как источник конфликта.

    Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которого вас обуревают неприятные чувства или переживания.Способы проявления конфликтного поведенияНепослушание и упрямство детей (особенно...

    Практическое занятие для педагогов "Охрана психического и психологического здоровья дошкольников в процессе речевого общения"

    Здоровьесъберегающие технологии активно используются для сохранения психического и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Речевые методы, приемы, используемые с учетом возрастн...

    Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)

    Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....

    Статья " Организация психологического сопровождения дошкольников в адаптационный период"

    Статья посвящена проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению. От того как пройдет привыкание к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребен...

    Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"

           Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...

    Консультация для воспитателей по обеспечению психологической безопасности дошкольников в ДОУ

    Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье детей. Родителям и педаг...