Главные вкладки

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Этот удивительный космос.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Светлана Анатольевна Мужчинкина

    Программное содержание:

    Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах. 

     Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упражнять в подборе антонимов, употреблении   противопоставительного союза «а», в согласовании числительных с существительными.

    Развивать фонематическое восприятие, умение заканчивать стихотворение по смыслу в рифму.  

    Воспитывать уважение к людям разных профессий.

                          

    Предварительная работа: Беседа о космосе с рассматриванием альбома «Космос». Рассказ педагога о первом летчике-космонавте Ю.А.Гагарине. Знакомство с общероссийским праздником «День космонавтики». Просмотр видео презентаций «Мир планет». Чтение художественной литературы.

    Оборудование: интерактивная доска с подбором фото и видео презентаций.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod._kosmos.docx17.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 30»

    КОНСПЕКТ  

    непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности

    для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Этот удивительный космос.

    Программное содержание:

    Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах. 

     Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упражнять в подборе антонимов, употреблении   противопоставительного союза «а», в согласовании числительных с существительными.

    Развивать фонематическое восприятие, умение заканчивать стихотворение по смыслу в рифму.  

    Воспитывать уважение к людям разных профессий.

                           

    Предварительная работа: Беседа о космосе с рассматриванием альбома «Космос». Рассказ педагога о первом летчике-космонавте Ю.А.Гагарине. Знакомство с общероссийским праздником «День космонавтики». Просмотр видео презентаций «Мир планет». Чтение художественной литературы.

    Оборудование: интерактивная доска с подбором фото и видео презентаций.

    Ход НОД:

    1.Организационный момент.

            Логопед встречает детей: «Доброе утро, мои дорогие друзья. Я рада видеть вас. Как вы думаете, о чем мы будем беседовать? Отгадайте загадки.

    Чтобы глаз вооружить

    И со звездами дружить,

    Млечный путь увидеть, чтоб

    Нужен мощный…

    Телескопом сотни лет

    Изучают жизнь планет.

    Нам расскажет обо всем

    Умный дядя…

    Астроном -он звездочет,

    Знает все наперечет!

    Только лучше звезд видна

    В небе полная …

    До Луны не может птица

    Долететь и прилуниться,

    Но зато умеет это

    Делать быстрая…

    У ракеты есть водитель,

    Невесомости любитель.

    По-английски: «астронавт»,

    А по-русски …

    О чем загадки? Верно, о космосе».

    Логопед рассказывает о космосе на фоне видео презентации: «Вот смотрите. Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, одна из таких звезд – это Солнце. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система».

    2. Подготовительный этап.

    Логопед проводит беседу: «Подскажите мне, на какой планете мы живем? (ответы детей) Верно.

     А как называют жителей планеты Земля? (ответы детей)

    Кем мы будем в полёте? (ответы детей)

    Где стартуют космические корабли? (ответы детей)».

    3. Основная часть. Логопед объявляет тему: «Сегодня мы отправимся в космос. Во время нашего полета мы понаблюдаем за небесными телами, вспомним о космическом празднике, потренируемся составлять предложения и подбирать слова, а также узнаем, что нужно делать, чтобы стать настоящим космонавтом».

    Логопед приглашает детей занять места в «космическом корабле»: «Всем космонавтам занять места в космическом корабле».

    Логопед проводит пальчиковую гимнастику: «Для того, чтобы пальцы легко управляли пультом управления проведем пальчиковую гимнастику».

    Пальчиковая гимнастика «Луноход».

    Посмотрите, луноход

    По Луне идет вперед.

    Он шагает очень важно,

    В нем сидит пилот отважный.

    Логопед проводит артикуляционную гимнастику: «А для того, чтобы мы могли четко, ясно и понятно рассказывать о нашем полете необходимо потренировать язычок».

    Артикуляционная гимнастика.

    Логопед обращается к детям: «Внимание! Пристегнуть ремни! Экипаж к полету готов? Начинаем стартовый отсчет (логопед вместе с детьми считают от одного до десяти). Пуск!»

    Логопед продолжает повествование на фоне фото презентации: «Наш космический корабль устремляется ввысь. Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите? (ответы детей)

    Логопед, обобщая ответы детей рассказывает стихотворение:

    В космосе так здорово!
    Звёзды и планеты
    В чёрной невесомости
    Медленно плывут!

    В космосе так здорово!
    Острые ракеты
    На огромной скорости
    Мчатся там и тут!

    Синее небо открыло
    Жёлто-оранжевый глаз.
    Солнце - дневное светило
    Ласково смотрит на нас.


    Кружится плавно планета
    В зыбком мерцанье огней.
    В Космосе где-то комета
    Следом стремится за ней.

    Логопед обращается к детям: «Ребята, подскажите, кто первым увидел Землю из космоса?» (ответы детей)

    Логопед уточняет ответы детей: «12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Российский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики».

    Логопед проводит упражнения на развитие лексико-грамматических категорий: «Внимание! Из центра управления полетом получен сигнал. Надо его расшифровать».

    Упражнение «Составь предложение». Детям предлагается составить предложения из набора слов:

    - корабль, на, лететь, космический, луна;

    - яркие, небо, большие, на, звезды;

    - мы, Земля, живем, планета, на.

    Упражнение «Скажи наоборот». Детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и поупражняться в использовании союза «а» в предложении:

    Космический корабль маленький, а космическая станция ….

    Солнце от нас далеко, а луна …

    Комета летит быстро, а луноход шагает …

    До Марса путь длинный, а до Земли …

    В космосе темно, а в ракете ….

    4. Динамическая пауза.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (ходьба на месте)

    В космос мы летим опять.

    (соединить руки над головой)

    Отрываюсь от Земли,

    (подпрыгнуть)

    долетаю до Луны.

    (руки в стороны, покружиться)

    На орбите повисим,

    (покачать руками вперед-назад)

    И опять домой спешим.

    (ходьба на месте)

    5. Вторая часть.

    Логопед обращается к детям: «Взгляните в иллюминаторы и посчитайте небесные тела».

    Упражнение «Сосчитай». Детям предлагается составить словосочетания и верно согласовать числительные и существительные.

    - Сколько звезд? (одна звезда, две звезды и т.д.)

    - Сколько спутников? (один спутник, два спутника и т.д.)

    - Сколько планет?

    - Сколько солнц?

    Логопед: «Интересно, увлекательно в космосе, но пора возвращаться на Землю. Внимание! Начинаем обратный отсчет (логопед вместе с детьми ведут обратный счет: десять, девять и т.д. до одного). Приземление! Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)»

    Логопед, показывая иллюстрацию рассказывает: «Когда Ю.А.Гагарин вернулся из космоса ребята спросили у него, а что нужно делать, чтобы стать космонавтом. Посмотрите на картинки и расскажите, что ответил Юрий Алексеевич». Ответы детей (учиться, заниматься спортом, читать, трудиться).

    6. Рефлексия.

            Логопед обращается к детям: «А вы бы хотели стать космонавтами? (ответы детей) Управлять космической ракетой? (ответы детей) А как вы уже сейчас можете начать подготовку к поступлению в космонавты? (ответы детей) Напомните, когда отмечают День  Космонавтики? Почему?» Оценивание деятельности детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

    План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

    План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

    Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Порядок в доме»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи).Тема: «Поряд...