Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения
консультация по коррекционной педагогике

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения

    Предметно-развивающая среда в группах и кабинетах специалистов  отличается коррекционной направленностью:

-на потолке расположены многофункциональные зрительные ориентиры, которые используются для гимнастики глаз, для развития ориентировки в пространстве и т. д.

-свободные стены и даже двери используются для оформления на них различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц

-отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д.).

Любое занятие начинается с правильного размещения:

- дети с низкой остротой зрения занимают первые места;

- при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре;

- при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям;

- для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии - горизонтальная, при сходящемся - вертикальная). При близорукости, глаукоме - вертикальная, при дальнозоркости – горизонтальная;

- для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие);

- обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения;

- на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.

      Особые требования предъявляются к наглядному материалу:

- наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);

- рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;

- у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;

- при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;

У слабовидящих детей страдает цветоразличение

- дети плохо воспринимают предметы белого цвета;

- цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;

- красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:

- при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;

- при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;

- для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.

    Хороший результат дают игры с мячом, где не только отрабатываются различные варианты упражнений, но и позволяют концентрировать зрительное внимание, прослеживая путь мяча, что является своего рода тренировкой глазной мышцы.  

    При обучении грамоте со слабовидящими детьми нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Это отбивание такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают», использую разнообразные игры. Игра «Сосчитай слоги», «Звуковые человечки», «Слоговое домино»,«Найди домик» и др.

    Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение материала по звуковому анализу, предлагаются цветовые символы. Дети получают дополнительную к слуховой зрительную опору. Например, гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные синим и зеленым. Слияние звуков можно показывать дугой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

отчет о работе творческой группы воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в ДОУ

Отчет о работе воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения ( амблиопия и косоглазие) в ДОУ. С использованием элементов здоровьесберегающей технологии д.м. наук В.Ф.базарного....

Рекомендации воспитателям ,работающим с детьми с нарушением зрения ,по содержанию коррекционных уголков.

В материале представлены рекомендации воспитателям по содержанию коррекционных уголков....

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....

Консультация для воспитателей на тему: “Что должен знать воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения”.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию, компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебновосстановительной работы, а также успешную подго...