Наблюдать законы развития ребенка и действовать в соответствии с ними!
статья по коррекционной педагогике

Останина Татьяна Владимировна

Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Сегодня, когда ученые всего мира исследуют феномен жизни, многие ортодоксальные дисциплины эволюционировали и стали " науками жизни". Биохимия, биофизика, биология и другие науки становятся составляющей частью психологии. Мария Монтессори строила свой метод именно по этому принципу. Сама же она называла свой метод " помощью жизни ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tania.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Все формы жизни, включая самые сложные виды; все планеты, включая нашу прекрасную Землю; все галактики-хрупки и приходящи, но любая форма жизни, любая галактика может существовать в течение неопределенного времени в безграничном пространстве. И не только существовать, но и развиваться по тем законам, которые устанавливает сама природа. И если форма сознательной жизни развивается в определенный период и в определенном месте, то она будет накапливать опыт, обобщать и действовать по законам своего существования. Ученые также наблюдают и действуют согласно законам эволюции жизненных форм на Земле. Таким же образом Монтессори наблюдала законы, которые управляют развитием ребенка, и действовала в соответствии с ними. Она считала, что эфирное тело (душа) имеет огромный интерес к приобретению знаний. Но понятия «знания» по Монтессори – это не изучение фактов записной книжки, а воспитание в ребенке «… ответственности за целостность, которую мы представляем, прежде всего, как этические создания».

Если вас спросят, не устарел ли метод Монтессори, ответьте «нет».

Надо сознаться, что объективная картина частной жизни Марии Монтессори до сих пор закрыта для нас семью печатями, хотя пересказать ее биографию пытаются многие. Чаще всего мы читаем лишь легенды о жизни этой удивительной женщины с непростым характером и возвышенными стремлениями. Мы и верим, и не верим подобным рассказам сторонних людей. Но нам в любом случае важно, какой след эта удивительная женщина оставила в душе самых близких ей людей, членов ее семьи. Ведь они любили ее больше других, пили с ней кофе по утрам, без стука входили в ее рабочий кабинет… 

Наблюдать законы развития ребенка и действовать в соответствии с ними.

Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени или стране. Сегодня, когда ученые всего мира исследуют феномен жизни, многие ортодоксальные дисциплины эволюционировали и стали «науками жизни». Биохимия, биофизика, биология и другие науки становятся составляющей частью психологии. Мария Монтессори строила свой метод именно по этому принципу. Наши современники, несомненно, назвали бы ее биопедагогом. Сама же она называла свой метод «помощью жизни». 

Все формы жизни, включая самые сложные виды; все планеты, включая нашу прекрасную Землю; все галактики – хрупки и приходящи, но любая форма жизни, любая галактика может существовать в течение неопределенного времени в безграничном пространстве. И не только существовать, но и развиваться по тем законам, которые устанавливает сама природа. И если форма сознательной жизни развивается в определенный период и в определенном месте, то она будет накапливать опыт, обобщать и действовать по законам своего существования. Ученые также наблюдают и действуют согласно законам эволюции жизненных форм на Земле. Таким же образом д-р Монтессори наблюдала законы, которые управляют развитием ребенка, и действовала в соответствии с ними. Она считала, что эфирное тело (душа) человеческой материальной формы имеет огромный интерес к приобретению знаний. Но понятие «знания» по Монтессори – это не изучение фактов записной книжки с отрывными листами, а воспитание в ребенке «...ответственности за целостность, которую мы представляем, прежде всего, как этические создания». 

В диаграмме эволюции этики, в статье Родерика Неша «Есть ли у скал права?», приведена такая цепочка: сам человек – семья – племя – нация – раса – человечество – млекопитающие – животные – растения – окружающая среда. На первый взгляд кажется, что здесь содержится единственная, но фундаментальная оплошность: нет ребенка. Но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что ребенок не пропущен. Для его появления пока не настало время. Ведь долгий исторический период ребенок рассматривался как собственность, продолжение взрослого. Поэтому в диаграмме он должен быть вписан маленькими буквами между первыми звеньями цепочки: сам человек –  семья. Хотя данная шкала не является общепринятой, каждый из нас проходит ее полный цикл. Человек разумный всегда пытался самореализовать свои возможности, но сегодня мы заново определяем понятие «сам», живя в эпоху самоактуализации, самореализации и самоопределения.

Человек - независимый индивид. Он не только осознает это, но и способен наслаждаться в своей независимости всеми аспектами мироздания

Также и ребенок на пути развития своего потенциала, заложенного природой, формируется в личность. На каждой ступени развития он «требует» к себе уважительного отношения и понимания. Взрослый же, воспитывая ребенка, должен обладать особенной этикой, чтобы не погубить природный потенциал ребенка. Поведенческая этика для взрослых, предложенная М. Монтессори, состоит из нескольких аспектов. 

Первый аспект. Моральные принципы отношения взрослых к детям еще не стали неотъемлемой частью нашего бытия. Нам необходимы знания о том, что заставляет учащенно биться пульс наших детей, и умение вести себя с ними так, чтобы они развили весь свой потенциал. До сих пор этим занимаются педагоги, психологи и другие специалисты и ученые, но когда эти знания станут частью нашей обыденной жизни, человечество сделает большой прорыв к тому, чтобы стать конструктивным элементом в космической системе. 

Второй аспект - он получил наибольшую популярность и часто является единственно известным. Речь идет об использовании огромного разнообразия автодидактического материала, который разработала Мария Монтессори. Он был создан в первой половине двадцатого века. Не удивительно, что люди интересуются, не устарел ли он? Но весь этот материал постоянно совершенствуется с учетом изменения времени, образа жизни, эпохи. В последние десятилетия в дидактическом материале появилось много нового, интересного и полезного для детей нашего времени, но при этом строго соблюдаются принципы, разработанные М. Монтессори. 

Третий аспект. Необходимо четко понимать разницу между «вспомогательными средствами обучения» и «автодидактическим материалом». Вспомогательные средства обучения помогают учителям научить детей тому, что взрослые считают необходимым. Автодидактический материал – это инструмент, который помогает ребенку самому научиться всему, следуя законам своего внутреннего развития, что делает его участником социума. 

Четвертый аспект. Цели автодидактических материалов также отличаются от целей вспомогательных средств обучения. Автодидактические материалы были созданы не для того, чтобы обучить ребенка использовать свои чувства, овладеть языком и математикой, и даже не для того, чтобы научиться думать, абстрагироваться, стать независимым, закалить волю. Всему этому ребенок и так научится, так как он человек. Они созданы для того, чтобы помочь ребенку совершенствовать свои чувства, классифицировать свои сенсорные впечатления, обогатить и организовать его язык, дать ему формат математических данных о нашей Вселенной, позволить легко, осмысленно и точно двигаться, инициировать процесс становления независимости, со временем становящейся все более осознанным. А осознанная независимость дает возможность установить собственную шкалу ценностей, которая формирует здравую основу осмысленных суждений. 

Дидактические материалы были созданы для того, чтобы ребенок мог творчески расширить и организовать свой опыт, чтобы он мог радостно сопоставить свой мир с многомерной Вселенной, чтобы он верил в себя и свое собственное мироощущение, в свои силы и способности. Пока человек представляет собой млекопитающее с Богом внутри и с тройственным союзом разума, тела и духа, автодидактические материалы Монтессори и ее педагогика останутся действенным инструментом и помогут ребенку адаптироваться к культурной, физической и психологической окружающей среде. 

Если вас спросят: «Не устарел ли метод Марии Монтессори?», ответьте: «Нет».  

Из книги «Я люблю Монтессори»: Пособие для родителей. 

Карапуз, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС

Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала.В данной статье раскрываются основные принципы  федерального государстве...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...

Конспект занятия для средней группы «Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними»

quot;Один и много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними"...

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....