Организация сенсомоторного уголка
статья по коррекционной педагогике

Черствова Ольга Александровна

Описан опыт работы по организации сенсомоторного уголка в компенсирующей группе для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sensomotornogo_ugolka_v_gruppe.docx861.29 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сенсомоторного уголка в коррекционной группе детского сада.

     Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения  ребёнка.  Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания  и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее его развитие.

      У детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.  Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного   и слухового восприятия,  нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

     Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

     Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

     Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой,  подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.

     В своей работе я использую различные  дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию умственно отсталых дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.

  1. Дидактическая игра «Разложи по цвету» — учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные и тактильные ощущения,  активизирует речь детей, развивает мелкую моторику.

            

  1.  Дидактическая игра «Геометрические пазлы» — предназначена для закрепления цвета, формы, величины, для развития мелкой моторики.

                                        

  1. Развивающая игра «Протяни дорожку» — развивает мелкую моторику, формирует зрительно – двигательную координацию, чувства пространства на микроплоскости, развивает речь и мыслительные процессы.

                                 

  1. Дидактическая игра «Волшебный шнурок» предназначена для развития соотносящих действий, координации обеих рук, мелких движений рук, зрительного восприятия, внимания, мышления, закрепления цвета.

                                       

  1. Дидактическое пособие «Солнышко», «Игрушки» — развивает мелкую моторику, воспитывает, закрепляет восприятие  цвета.

                                

  1. Дидактическая игра «Тактильные дорожки» — предназначена для активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие). Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики.

                             

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам.

  1. «Собери картинку» - закрепляет название цветов, знакомит с понятием величины предметов, развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание, активизирует  речь. Для работы можно использовать обычные крышки, различные крупы, бусинки и  многое другое.

 

       Я рекомендую родителям сделать в домашних условиях данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей.

      К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки, в  которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида

Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого ...

Игры сенсомоторного уголка

Мастер-класс гзнакомит родителей с увлекательными играми по сенсорному и моторному развитию....

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

«Организация сенсомоторного уголка»

Презентация опыта работы...

«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО   РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....