Главные вкладки

    Проект психолого-педагогического сопровождения Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.
    проект по коррекционной педагогике

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл goncharnaya_masterskaya.docx64.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Ярсалинский детский сад «СОЛНЫШКО»

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

    ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ

     В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО

    в рамках реализации  подпрограммы 3 «Модернизация системы образования»

    государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа

    «Развитие образования на 2014 – 2020 годы» по мероприятию

    1,1 «мероприятия по предоставлению премии и грантов»

    Название номинации конкурса Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников

    с. Яр – Сале 2017г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Заявка на получение гранта.
    2. Проект  «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.
    3. Справка о реквизитах банковского счета.
    4. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц

    1. Структура

    Название проекта-Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

    Введение

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко» (далее - Детский сад «Солнышко) расположен в селе Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

    В настоящее время в России происходят значительные перемены во всех социальных сферах. Не стала исключением и система образования Ямальского района. Это переход на федеральные государственные образовательные стандарты и внедрение в практику модели компетентностного и дифференцированного обучения. Приоритетом становится социальная адаптация ребенка в обществе с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей. Невзирая на территориальную отдаленность и отсутствие развитой и социальной инфраструктуры на территории села, в образовательных учреждениях Ямальского района созданы все необходимые условия для всестороннего гармоничного развития будущего поколения.

    В Детском саду«Солнышко» создана предметно-развивающая среда, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации дошкольников.

    Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.

    В связи с этим, обеспечение права детей с особенностями развития на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образовании, но и в области демографического и социально-экономического развития Ямальского района.

    Именно эта точка зрения побудила нас к созданию и реализации проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития» в условиях дошкольного образовательного учреждения как одного из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития детей особой категории.

    Актуальность, инновационная значимость проекта

    Анализируя статистические данные о воспитанниках, посещающих Детский сад «Солнышко» с возможными нарушениями в развитии выявлена тенденция ежегодного увеличения количества детей особой категории.

    Статистические данные в воспитанниках,

    имеющихпсихо-речевые нарушения

    Нарушения

    2014 год

    2015 год

    2016 год

    ОВЗ, СДВГ

    9

    17

    21

    ОНР, ЗРР, ФФНР, ФНР, алалия, дизартрия

    86

    98

    120

    По результатам данного мониторинга, мы пришли к выводу, что наиболее распространенными нарушениями в развитии дошкольников являются:

    -слабое развитие общей и мелкой моторики;

    -нарушениязрительно-моторной координации;

    -нарушения двигательной расторможенности;

    - нарушения пространственного воображения;

    - нарушения конструктивной деятельности.

    Для многих детей с особенностями развития, особенно у тех, у кого нарушена речь, общая и мелкая моторика, поведенческие нарушения, декоративно-прикладное творчество является основным видом коррекционной работы.

    Современное художественно-декоративное творчество с каждым годом движется вперед, соединяя в себе несколько направлений, создает симбиоз нескольких техник, порождает новые декоративные материалы.

    Среди многообразия видов творческой деятельности лепка из глины занимает одно из ведущих положений.Почему была выбрана именно лепка? Потому что лепка обладает большим развивающим потенциалом и является одним из направлений коррекционной работы развития творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности.

    Декоративно-прикладное творчество и гончарное дело – одни из самых увлекательных занятий для детей, которые развивают у ребенка воображение, художественные навыки, эстетический вкус, приобщают к культурным ценностям. Глинотерапия способствует развитию мелкой моторики кисти руки, зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляции их объема и четкости.

    Ценность художественного искусства в воспитании детей обусловлена и его терапевтическим эффектом. В силу своих художественных особенностей данная деятельность близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. Она, в свою очередь, способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.

    Практическая значимость данного проекта

    В процессе реализации данного проекта у детей появится интерес к занятиям по гончарному ремеслу.Вдетскихработах из глины будут преобладать новизна и оригинальность.Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагогов. Данный проект позволит каждому ребенку с особенностями развития, освоив основы лепки, проявить свои творческие способности в изготовлении игрушек, сувениров; в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера и умения занять свое свободное время.

    Важным результатом участия воспитанников в занятиях лепки является получение знаний и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности.  Мы надеемся, что проделанная работа в ходе реализации данного проекта поможет детям в дальнейшей школьной жизни.

    Цели и задачи проекта

    Цель проекта: создание необходимых условий для включения детей с особенностями развития в процесс творчества и нахождение методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающим формированию позитивного мышления и развитию творческих способностей.

    Задачи проекта:

    1. Изучить возможности создания гончарной мастерской в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    2. Создать творческую группу для разработки проекта.

    3. Проанализировать опыт и практическую значимость использования глинотерапии в работе с дошкольниками с особенностями развития.

    4.        Приступить к внедрению основного этапа проектной деятельности в образовательный процесс.

    5.        Способствовать диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории.

    6. Оказывать индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую и социальную помощь детям с особенностями развития;

    7. Оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания с целью дальнейшего определения образовательного маршрута каждого ребенка с особенностями развития.

    Основная идея проекта

    Основная идея проекта заключается в поиске эффективных форм работы с детьми особой категории посредством применения декоративно-прикладного творчества и народного искусства. Что позволит нам апробировать, внедрить, использовать в коррекционно-развивающий процесс инновационную технологию «Глинотерапию», направленную на актуализацию внутреннего мира ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития.

    Конечным результатом нашей работы с воспитанниками по данному проекту является получение системы знаний, необходимых в социальной деятельности. Считаем, что творческий процесс усвоения дошкольниками новых техник (лепка из глины) расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.Терапия посредством глины позволяет снять мышечные зажимы, снизить тревожность, выплеснуть эмоции, побороть страх.Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в дальнейшей учебе, творчестве, в общении со сверстниками.

    Новизна проекта состоит в реализации нового подхода в коррекционно-развивающейработе детского сада по формированию творческой личности (развитию творческих способностей детей с особенностями развития) на основе продуктивной деятельности через занятия лепкой из глины.

    Новизна проекта:

    - изучение современных техник лепки из глины и умение их применять на практике;

    -разработка модуля (технологии) системы работы с детьми с особенностями развития по формированию творческой личности, включающую цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности участников проекта;

    -интеграция специальных средств обучения, развития и воспитания, применение новых современных педагогических, здоровьесберегающих технологий;

    - сотрудничество педагогов, родителей в реализации данного проекта.

    Основная часть

    Выявленные проблемы в процессе статистического анализа воспитанников, посещающих детский сад,нацелили творческую группу проекта на поиск эффективных форм образовательного процесса с детьми особой категории и определили одно из основныхнаправлений – коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с особенностями развития посредством глинотерапии.

    Практическая значимость использования нетрадиционной технологии глинотерапии в дошкольных учреждениях изучена и подтверждена исследованиями многих известных ученых.

    Согласно взглядам Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н Леонтьева психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Лепка, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим, её следует считать важным фактором формирования личности.

    По мнению В.М.Бехтерева, движение руки тесно связаны с речью и способствует ее развитию. Психолог Д.Сели придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Ученые – практики Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина считают, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

    В настоящее время проблемой является сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Изделие из глины ограничено вошло в современный быт,но продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции, целостности. Хотя наш регион и многонационален, но конкурсы и выставки декоративно-прикладного творчестванаправлены, в основном, на сохранение традиций коренных народов Севера.В связи с этим, отличительной особенностью проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» является работа по сохранению национальных традицийРоссии посредством лепки из глины. У нас есть уникальная возможность расширить и систематизировать знания детей о глине, о том, какая она бывает, какими свойствами она обладает.

    Занятие на гончарном круге – это форма ручного прикладного творчества, которая не распространена в дошкольных учреждениях и недоступна в домашних условиях.

    Все вышесказанное способствовало к разработке и реализации проекта«Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития».

    Целевая группа:

    • дошкольники в возрасте 4-7 лет с особенностями развития;
    • специалисты: преподаватель дополнительного образования (ИЗО), учитель-логопед, педагог-психолог;
    • родители воспитанников (законный представитель);
    • администрация дошкольного образовательного учреждения.

    Реализация проекта рассчитана на 2017- 2018 года и будет осуществляться поэтапно:

    1 этап: подготовительный – январь-февраль 2017г.

    2 этап: основной -сентябрь 2017 – апрель 2018г

    3 этап: заключительный – май 2018г.

    Поэтапный план реализации:

    на первом этапе нами изучен отечественный опыт применения проективной методики (лепка из глины) в дошкольном образовательном процессе; произведен анализ материально-технической и кадровойбазыдетского сада; спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.

    Второй этап проектной деятельности направлен на создание развивающей среды и апробирование инновационной технологии (глинотерапия) по следующим направлениям:

    - диагностическая и консультативная деятельность;

    - коррекционно – развивающая деятельность;

    - взаимодействие с семьей воспитанников.

    Заключительный этап предполагает:

    -  подведение итогов работы по данному проекту;

    - внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);

    - разработка рекомендаций;

    - диссеминации опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории.

    Поэтапный план реализации проекта

    Этап проекта

    Содержание этапа

    Прогнозируемый результат

    Средства контроля

    Научно-методические, учебно-методические продукты

    Подготовительный этап –январь-февраль 2017г.

    Изучение отечественного опыта применения проективной методики (лепка из глины) в дошкольном образовательном процессе;

    анализ материально-технической и кадровой базы детского сада;

    реализация мероприятия, направленных на разработку проекта

    Проект «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития»

    Экспертная оценка специалистов Департамента образования МО Ямальский район инновационного проекта

    Публикация, представляющая концепцию инновационного проекта на официальный сайт детского сада

    Основной - сентябрь 2017 – апрель 2018г.

    Работа творческой группы по данному проекту.

    Оформление портфолио дошкольников.

    1. Наблюдается:

    - развитие творческих   способностей;

    - положительная динамика речевого развития;

    - развитие мелкой моторики рук детей.

    2. Расширение знаний и умений детей посредствам лепки из глины.

    3. Результативное участие дошкольников в конкурсах декоративно- прикладного искусства различного уровня.

    4.Заинтересованность и активное участие родителей (законных представителей) в реализации мероприятий проекта.

    5. Предоставление дополнительных образовательных услуг по гончарному мастерству (в том числе, для неорганизованных детей).

    6. Улучшение материально – технической базы детского сада.

    1.Журнал динамики развития дошкольника.

    2.Посещаемость сайта ДОУ с целью отслеживания рейтинга страницы данного проекта.

    3.наличие контрактов (договоров) о закупке материалов, оборудования, счет-фактуры, накладные.

    1.Творческие мастерские, практико-ориентированные семинары.

    2.Методическиерекомендации, дидактические материалы по методике обучения детей гончарному делу.

    4. Публикации в СМИ, на сайтах детского сада,Департамента образования МО Ямальский район,

    репортажи на телевидении.

    5.Выставки творческих работ дошкольников.

    6.Отчет творческой группы по внедрению и реализации данного проекта на Управляющем совете, на педагогическом совете.

    7. Тематическое планирование деятельности педагогов (участников проекта) по направлениям проекта.

    Заключительный – май 2018г.

    - подведение итогов по реализации проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития»;

    - внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);

    - разработка рекомендаций по апробации технологии глинотерапия в дошкольных учреждениях;

    - диссеминация опыта по применению глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками особой категории.

    1. Реализовантворческий потенциал детей;

    2. Сформированы художественные и трудовые навыки.

    3. Приобретены навыки работы на гончарном круге.

    4.Скорректированы эмоционально – личностная и волевая сферы.

    5.Сформированы коммуникативные навыки.

    6.Положительная динамика речевого развития детей особой категории.

    Анализ результативности и эффективности реализации проекта

    Аналитическая справка по результатам реализации данного проекта.

    Публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район.

    Отчет перед учредителем,на Управляющем совете, педагогическом совете,самооценкадошкольной организации по реализации проекта.

    План-график (сетевой график) выполнения работ

    Этап работы

    Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

    Срок реализации проекта

    1

    2

    3

    Подготовительный этап

    Создание проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития»

    1. Функции администрации Детского сада «Солнышко»:

    - изучение педагогических теорий о развитии творческих способностей детей с особенностями развития;

    - выявление наиболее эффективных видов деятельности в детском саду художественно-эстетической направленности для дошкольников особой категории;

    - анализ материально - технической базы, для возможности открытия гончарной мастерской;

    - анализ кадрового потенциала;

    - создание организационно-методических условий.

    2. Создание творческой группы, с целью:

    - разработки проекта;

    -поиска оптимальных предложений для приобретения материалов, оборудования, учебно-  методических пособий для реализации проекта.  

    3. Информирование участников образовательного процесса (дошкольниками, педагогами, родителями), а также другими заинтересованными лицами о плане реализации проекта.

    ноябрь - январь 2017 г.

    Участие в конкурсе инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа

    февраль 2017 г.

    В случае получения гранта, освоение суммы в рамках гранта:

    - приобретение материалов, оборудования (смета проекта).

    март- август 2017 г.  

    Основной

    Реализация данного проекта в условиях детского сада.

    -Практико-ориентированный семинар для педагогов, реализующих проект.

    -Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников детского сада по реализации задач инклюзивного образования.

    -Разработка индивидуальных образовательных маршрутов на учебный год (далее - ежегодно).

    -Проведение занятий художественно-эстетического цикла, направленные на овладение гончарным ремеслом и развитие:

    - творческих способностей;

    - конструктивных навыков;

    -  воображения,фантазии;

    - художественно - эстетического вкуса.

    -Обогащение знаний и представлений детей:

    -  о природном материале глине;

    - о окружающем мире;

    -  народной культуре.

    Диагностическая и консультативная деятельность

    - проведение первичной психолого-педагогической диагностики;

    - оценка состояния психомоторного и речевого развития детей;

    - сбор анамнестических данных (по необходимости);

    - анализ причин нарушений в развитии ребенка;

    - выявление запроса родителей и составление рекомендаций;

    -психолого – социальное консультирование родителей (законных представителей) воспитанников.

    Коррекционно – развивающая деятельность:

    - коррекция эмоционально-волевой сферы (агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе);

    - коррекция коммуникативной сферы (нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье);

    - развитие познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия);

    - коррекция и развитие речевой и когнитивной сфер;

    -  формирование языковой системы, активизации речевой деятельности;

    -  развитие артикуляционной и мелкой моторики.

    Взаимодействие с семьей воспитанников

    - Знакомство родителей с технологией гончарного мастерства;

    - привлечение родителей к проведению совместных мероприятий проектной деятельности;

    - оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

    - информирование родителей о реализации этапов проектной деятельности.

    сентябрь 2017 г. -

    апрель 2018г.

    Организация и проведение мероприятий проектной деятельности для участников проекта:

    - участие юных мастеров гончарного дела в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня;

    - участие в выставке творческих работ в рамках этнического фестиваля «Дружба народов России»;

    - участие в оформлении интерьера помещений детского сада;

    - КТД «В гостях у волшебницы Глины»;

    -  мастерская юных мастеров;

    - экскурсия в мини-музей детского сада славянской культуры;

    - совместное мероприятие с родителя воспитанников

    «Масленица», «Сувенир для мамочки»;

    - благотворительная акция «Дари добро» для людей с ограниченными возможностями и др.

    Сентябрь- май 2017 г., далее - ежегодно

    Проведение семинаров, мастер-классов с педагогами по изготовлению изделий из глины.

    По плану

    Выступление на заседании педагогических советов с вопросом апробации инновационного проекта  

    Презентация портфолио воспитанников- участников проекта

    Заключительный

    Выступление на заседании педагогического совета детского сада «Солнышко» по теме: «Результаты реализации инновационного проекта»

    Май 2018 г.

    Проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации проекта.

    Публикация об итогах работы на сайте детского сада, в СМИ «Вести образования»

    Разработка Программы дополнительного образования по декоративно – прикладному искусству «Волшебная глина».

    Выпуск методических сборников, дидактических материалов.

    Используемые и необходимые ресурсы с распределением обязанностей в коллективе, помещения, оборудование:

    Сведения о ресурсах проектной деятельности

    Используемые ресурсы

    Необходимые ресурсы

    Нормативные

    - Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа                                     от 25 декабря 2013 года № 1132-П.

    - Подпрограмма 3 «Модернизация системы образования» государственной программы Ямало – Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2020 годы», по мероприятию 1.1 «Мероприятие по предоставлению премий и грантов».

    Методические

    1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
    2. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008
    3. Борзова В. А , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.
    4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.
    5. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010
    6. Федотов Г. Я. Послушная глина; Москва. АСТ-Пресс, 1997г.
    7. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
    8. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984

    Интернет-ресурс

    1. http://nsportal.ru  –социальная сеть работников образования
    2. info@infourok.ru – сайт «Инфоурок»
    3. https://multiurok.ru - сайт «Мутиурок»

    Специальная методическая литература по теме проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития» (учебная и научно-популярная литература и т.д.)

    Наглядные и практические пособия по технике лепки из глины

    Кадровые

    Кадровое обеспечение

    Необходимы мастер-классы, интернет-вебинары, семинары, курсы повышения квалификации педагогов по обучению гончарному делу и работе с детьми с особенностями развития.

    Материально-технические

    Оборудованная сенсорная комната 

    Сенсомоторные мячи (для развития мелкой моторики)

    Логопедический кабинет

    -

    ИЗО – студия:

    - помещение для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;

    - персональный компьютер, мультимедийный проектор;

    - набор художественных материалов (гуашь, акварель, кисти, мелки, цветные карандаши, пастель, доски для лепки пластиковые, стеки)

    - Гончарный круг ShimpoAspire;

    - камерная электропечь ПК для обжига;

    - глазурные краски серии «IS»;

    - вытяжной шкаф для нагревательных печей (керамика);

    - набор инструментов для начинающих гончаров;

    - лотки для глины деревянные;

    - керамическая глина;

    - фартуки, нарукавники для детей;

    -стол большой для проведения подгрупповых занятий;

    -  акриловые краски;

    -  грунтовка акриловая.

    Распределение обязанностей участников проекта (педагогов)

    Ф.И.О. исполнителей проекта (программы), занимаемая должность

    Должность (обязанности) в проекте

    Чечикова Оксана Егоровна, заведующая МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    Руководитель проекта, консультативная помощь, предоставление материалов, необходимых для реализации проекта, изучение документов, организация межведомственного взаимодействия с различными организациями

    Маклакова Елена Владимировна, заместитель заведующей по научно-методической работе

    Проведение обсуждений с участниками, разработка проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития», предоставление материала на сайт детского сада, Департамента образования МО Ямальский район.

    Плисик Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования (ИЗО) -  реализатор проекта

    Проведение занятий по лепке из глины. Развитие конструктивных навыков у детей.

    Закрепление знаний о эталонах формы и цвета, формирование представлений о предметах декоративно-прикладного искусства, о природном окружении, об объекте неживой природы. Развитие художественно - эстетического вкуса и творческих способностей. Проведение выставок творчества детей.

    Спорышева Светлана Юрьевна,педагог дополнительного образования (ИЗО) -  реализатор проекта

    Проведение занятий по лепке из глины. Развитие конструктивных навыков.

    Закрепление знаний о эталонах формы и цвета, формирование представлений о предметах декоративно-прикладного искусства, о природном окружении, об объекте неживой природы. Развитие художественно - эстетического вкуса и творческих способностей. Проведение выставок творчества детей.

    Ваганова Светлана Фёдоровна, педагог – психолог – реализатор проекта

    Работа с дошкольниками по индивидуальному образовательному маршруту.Своевременная коррекция нарушений у детей, снятие состояния тревожности, формирование позитивной мотивации и предпосылок к познавательной деятельности.

    Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.

    Психологическая поддержка семьи ребенка

    Лапшова Людмила Владимировна педагог – психолог – реализатор проекта

    Работа с дошкольниками по индивидуальному образовательному маршруту Своевременная коррекция нарушений у детей, снятие состояния тревожности, формирование позитивной мотивации и предпосылок к познавательной деятельности

    Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.

    Психологическая поддержка семьи ребенка

    Черкавская Анна Михайловна, учитель – логопед- реализатор проекта,

    Проведение занятий для детей, консультирование родителей. Своевременная коррекция речевых нарушений у детей.

    Овладение комплексом пальчиковой гимнастики в процессе систематических тренировок.

    Мальцева Ольга Сергеевна, учитель - логопед - реализатор проекта

    Проведение занятий для детей, консультирование родителей. Своевременная коррекция речевых нарушений у детей.

    Овладение комплексом пальчиковой гимнастики в процессе систематических тренировок.

    Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе (количественные показатели реализации)

    При условии грантовой поддержки нашего проекта, организацией будет приобретено необходимое оборудование для функционирования гончарной мастерской, организована работа по новому направлению – лепка из глины с детьми с особенностями развития.

    Данное направление является актуальным и в случае успешной реализации проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития» идея глинотерапии станет ещё одним из направлений коррекционно-развивающей работы в детском саду. Таким образом, педагогами (участниками проекта) будет создана методическая база по тематической направленности проекта: методические рекомендации, программа дополнительного образования «Волшебная глина», дидактический инструментарий.

    Кроме этого, дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно. Каждый ребенок с особенностями развития, освоив основы гончарного ремесла, сможет проявить свои творческие способности, развить воображение, художественные навыки, эстетический вкус. А также воспитанники будут принимать участие в конкурсах, выставках, акциях, не только организованных детским садом, но и другими организациями Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа.

    Таким образом, данный проект позволит создать необходимые условиядля включения детей с особенностями развития в процесс творчества и нахождение методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, помогающих формированию позитивного мышления и развитию творческих способностей.

    Планируемые значения целевых показателей эффективности

    Как правило, итоги реализации измеряются количественными показателями, поскольку оценка качества зачастую субъективна и не может в полной мере отразить те или иные достижения и неудачи образовательных инициатив. Однако, можно выделить ключевые критерии, по которым можно судить о качестве реализации проекта.

    Количественные показатели реализации проекта

    Название целевого показателя эффективности

    2017

    2018

    Далее

    Доля воспитанников, включенных в инновационный проект.

    7%

    10%

    12%

    Положительная динамика коррекционно-развивающей работы с детьми особой категории

    12%

    28%

    56%

    Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по тематике проекта

    12%

    75%

    94%

    Результативное участие в конкурсах, выставках по декоративно-прикладному искусству различного уровня

    21%

    25%

    30%

    Доля участия родителей, социальных партнеров в мероприятиях проект по реализации проектной деятельности

    72%

    89%

    95%

    Показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемой услуги

    94%

    96%

    97%

    Показатель развития материально-технической базы ДОУ (100% исполнение сметы, приобретение материалов и оборудования в рамках проекта)

    100%

    100%

    100%

    Методы оценки процесса и результата

    При реализации предлагаемого проекта Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития мы планируем применять следующие методы оценки процесса и результата:

    оценка процесса

    оценка результата

    Поэтапная результативность (диагностика)

    Комплексная итоговая диагностика по приобретенным знаниям, умениям, навыкам дошкольников

    Наблюдение

    Анкетирование и тестирование родителей детей

    Анкетирование и тестирование родителей детей

    Выставка творческих работ дошкольников

    Заполнение журнала индивидуального образовательного маршрута ребенка

    Участие воспитанников в творческих конкурсах

    Заполнение журнала динамического движения

    Возможные проблемы и риски

    В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.

    Условия возникновения

    Методы устранения

    На уровне организации:

    - недостаточный опыт работы некоторых педагогов в вопросах коррекционной педагогики с детьми с особенностями развития;

    - отсутствие специального оборудования для организации образовательного процесса с детьми по лепке из глины;

    - недостаточность целевого финансирования

    для организации курсов повышения

    квалификации педагогов за счет бюджета;

    - невозможность предоставления в полном

    объеме дополнительных образовательных

    услуг в связи с отсутствием пакета документов на оказание платных дополнительных услуг;

    - неблагоприятный семейный климат в части

    семей воспитанников;

    -низкая активность родителей, недостаточность участия в образовательной деятельности;

    - проведение обучающих семинаров и мастер-классов; прохождение курсов повышения квалификации педагогов по теме проектной деятельности;

    - оснащение учреждения специальным оборудованием;

    - обучение педагогов дистанционно;

    - оформление необходимого пакета документов на оказание платных дополнительных образовательных услуг;

    - просветительская работа с родителями;

    -активное привлечение родителей к совместным мероприятиям;

    На уровне содержания:

    - недостаточная апробация программ по глинотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с особенностями развития.

    - приобретение необходимых (лицензионных) методических пособий и образовательных программ по теме данного проекта.

    Бизнес-план проекта (финансовое обеспечение проекта)

    Бизнес-план

    Задачи:

    1. Оценка соответствия кадровых и материальных ресурсов.
    2. Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных средств.
    3. Оснащение материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации данного проекта.
    4. Заключение договоров с поставщиками на закупку необходимого оборудования и материалов для работы.
    5. Создание дополнительных образовательных услуг.

    Потенциальная эффективность инновационного проекта:

    1. Повышение степени информированности участников образовательных отношений по вопросу апробации, внедрения проекта.
    2. Повышение степени мотивации участников к реализации данного проекта.
    3. Пополнение материально-технической базы Детского сада «Солнышко».

    Предлагаемые услуги и их предназначение:

            - Гончарное ремесло (обучение детей основам работы с гончарным кругом и лепки из глины).

            -Коррекционно- развивающая работа (коррекция эмоционально-волевой, коммуникативной сфер; развитие познавательной сферы; коррекция и развитие речевой и когнитивной сфер).

    Потенциальные потребители услуг:

    Воспитанники, их родители, педагоги детского сада, а также лица, заинтересованные в реализации идей проекта.

    Выгоды, получаемые потребителями услуг ДОУ:

    - занятость детей дополнительным образованием в рамках функционирования гончарной мастерской;

    - разнообразие форм коррекционно-развивающей работы;

    - выявление творческого потенциала у дошкольников особой категории;

    - сохранение культуры, традиций народов России;

    -развитие гончарной мастерской за счет привлечения дополнительного финансирования.

            

    План маркетинга:

                    В маркетинговой политике нашего учреждения главный упор делается на использование разнообразных нетрадиционных форм и методов работы, декоративно-прикладного искусства с использованием национально-регионального компонента, которые обеспечивают правильные пути повышения эффективности деятельности педагогического коллектива, ориентируемые на реализацию образовательных услуг. Это одно из конкурентных преимуществ дошкольного учреждения.

            Для организации проектной деятельности необходимо применить несколько стратегий:

    • активизация участия дошкольников в различных творческих конкурсах, выставках, в том числе российских и международных;
    • взаимодействие заинтересованных социальных партнеров по реализации мероприятий в рамках данного проекта;
    • освещение деятельности проекта в СМИ, на сайтах дошкольного учреждения и Департамента образования МО Ямальский район;
    • осуществление дифференцированного подхода к определению доплат в зависимости от объема и качества выполняемой работы, непосредственно не входящей в круг должностных обязанностей работников.

    Форма сметы

    на реализацию гранта

    № п/п

    Наименование оборудования, работ, услуг

    Количество (шт.)

    Цена

    (тыс.руб.)

    Всего

    (тыс.руб.)

    1

    Гончарный круг ShimpoAspire

    1

    70

    70,0

    2

    Камерная электропечь ПК для обжига

    1

    84

    84,0

    3

    Глазурные краски серии «IS»

    70

    0,12

    8,4

    4

    Вытяжной шкаф для нагревательных печей (керамика)

    1

    49,2

    49,2

    5

    Набор инструментов для начинающих гончаров

    6

    0,6

    36,0

    6

    Лотки для глины деревянные

    6

    1,3

    7,8

    7

    Керамическая глина

    10 уп.

    0,5

    5,0

    8

    Фартуки, нарукавники для детей

    12

    0,4

    4,8

    9

    Лампы настольные

    6

    1,5

    9,0

    10

    Стол большой для проведения подгрупповых занятий

    1

    10

    10,0

    11

    Акриловые краски (12 цветов)

    20

    0,4

    8,0

    12

    Грунтовка акриловая

    20

    0,4

    8,0

    13

    Сенсомоторные мячи (для развития мелкой моторики)

    10

    0,5

    5,0

    14.

    Прочие расходы (в т. ч. транспортные)

    -

    -

    100,0

    Итого

    372800

    Заключение

    Выводы и оценка продуктивности проекта, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

    Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет свою обоснованность. При условии внедрения в образовательный процесс нетрадиционной техники лепки из глины выводит ребенка с особенностями развития за привычные рамки прикладного творчества.

    При условии продуктивности проектной работы мы предполагаем реализацию детьми своего творческого потенциала; приобретение навыков работы в различных техниках и приёмах прикладного народного искусства; развитие образного мышления, эмоционально-эстетическое восприятия действительности, расширение словарного запаса. Также пробуждает вдошкольниках интерес к самостоятельному творчеству, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

    Все перечисленное выше способствует активизации участия дошкольников в различных творческих конкурсах, выставках в том числе российских и международных.

    Значение применения проекта для развития системы образования

    Реализация данного проекта позволит дошкольным учреждениям апробировать нетрадиционную технику лепка из глины; применить в образовательном процессе технологию коррекционно-развивающей направленности – глинотерапию. С этой целью запланирована разработка программы по дополнительному образованию «Волшебная глина».

    По итогам реализации проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» с детьми с особенностями развития» опыт работы будет представлен:

    •        на сайте Детский сад «Солнышко»;

    •        на районном методическом совете образовательных организаций Ямальского района;

    •        на сайте департамента образования МО Ямальский район;

    •        в виде отчетов о деятельности дошкольного учреждения на сайте департамента образования МО Ямальский район.

    Дополнительно планируем осуществлять межведомственное взаимодействие детского сада со всеми заинтересованными лицами, которое позволит популяризировать гончарное ремесло в условиях Ямальского района.

    Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса

    Предложенный проект может быть апробирован другими дошкольными учреждениями Ямальского района, ЯНАО, Российской Федерации, заинтересованными в данном опыте.

    В перспективе, с целью диссеминации опыта по данной работе,планируем создать страничку проекта «Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития» на сайте детского сада.   Предполагается оказание дополнительных платных услуг по обучению детей основам гончарного ремесла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

    Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

    Проект психолого-педагогического сопровождения Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

    Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...

    Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

    Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...

    Проект" Гончарная мастерская "Твори и развивайся"для детей с особенностями развития.

    Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

    Проект Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей в ДОУ «проявляющие выдающиеся способности»

    создание условий для внедрения целостной системы психолого-педагогического сопровождения по выявлению и развитию способных и талантливых детей, в условиях детского сада при тесном взаимодействии...

    ПРОЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ

    Сохранение психологического  и физического здоровья дошкольников...

    ПРОЕКТ психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в ДОУ общеразвивающей направленности

    Данный ПРОЕКТ - это итоговая работа по программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в дошкольной образо...