Методическая разработка к занятию НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Зима. Звук и буква С" с презентацией на интерактивной доске.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Методическая разработка адресована учителям-логопедам ДОУ компенсирующих групп ТНР ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к занятию НОД  по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Зима. Звук и буква С» с презентацией на интерактивной доске.

Образовательный процесс построен на примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелым нарушением речи под редакцией Л.В.Лопатиной, 2015

Данное занятие разработано для подгруппы детей с  Тяжелым нарушением речи, Общим недоразвитием речи (3-го уровня речевого развития), Стертой формой дизартрии 6 летнего возраста (подготовительная группа) второго года обучения.  

Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по теме «Зима. Звук и буква С»

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативная
  • познание

Образовательные технологии:

  • пиктограммы
  • ИКТ
  • элементы логоритмики

Цель:

Развитие представлений о звуке и букве С  на лексическом материале по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционные:

  • развивать функции фонематического анализа и синтеза (определение позиции звука «С» в словах);
  • закреплять навыки слогового анализа и синтеза слов;
  • закреплять умение определять характеристики согласных звуков;
  • закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки (С-Сь);
  • закреплять навыки составления звуковой схемы слов;
  • закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
  • совершенствование навыка составления схем предложения;

Образовательные:

  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Зима»;
  • развитие связной речи;

Развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать чувство ритма;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
  • развивать графические навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать друг друга;
  • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
  • воспитывать аккуратность;

       

Подготовка к занятию.

Предварительная работа:

Заучивание стихов и движений для физминутки. Знакомство с зимними месяцами, с особенностями природных явлений зимой. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа.

Материал:

  • Демонстрационный:
  • Интерактивная доска;
  • Подготовленная мультимедийная презентация «Зима. Звук и буква «С».
  • Раздаточный:
  • Картинки – пиктограммы  характеристики звука «С»,
  • Карточки для выкладывания звуковых схем слов и определения места звука в слове;
  • Кружки синего, красного, зеленого цвета.
  • Карточки «Домик с окошками»  для определения количества слогов в слове;
  • Карточки шифровки слова по буквам;
  • Карточки шифровки слов по слогам;
  • Листы с заданием: знакомство с буквой С и на предупреждение дисграфии для каждого ребенка;

Индивидуальная работа:

Лера – правильное произношение звука «Р» в словах.

Диана  – правильное произношение звуков «С» в словах.

     

                                              Ход занятия.

Деятельность специалиста.

Виды заданий.  

Деятельность детей.

Возможные ответы детей

Кадр презентации

Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Какие времена года вы знаете? Назовите их по порядку.

Сколько в каждом времени года месяцев?

Сколько всего месяцев в году?

Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Назовите их по порядку.  

А какой сейчас месяц?

Назовите первый месяц, второй, третий.

Посмотрите как вокруг холодно и морозно!

Давайте подберем к нашей зиме «красивые» слова. Зима какая?

Здороваются

Зима, весна, лето , осень

3 месяца

12

Зима

Январь, Февраль, Декабрь

Декабрь, Январь, Февраль

Декабрь

Снежная, вьюжная, холодная, морозная, ветреная…

№ 1

№ 2

№ 3

Основная часть

1.

Вот и первое наше задание:

Ребята, отгадайте, с каким звуком мы с вами будем знакомиться сегодня? Послушайте: этот звук самый снежный. На него начинается много слов, связанных со снегом и зимой.

Правильно. Звук «С».

Давайте произнесем его вместе со мной.

Что вы можете сказать про этот звук?

Давайте выберем из картинок – пиктограмм подходящие для этого звука.

Теперь по нашим картинкам еще раз расскажем о звуке.

Каким кружком мы будем обозначать мягкий звук?

Каким кружком будем обозначать твердый звук?

Давайте поиграем в игру «Найди звук».

Я вам буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «С»

Молодцы. Вы справились с первым заданием.

«С»

«С-с-с-с»

Не поется, есть преграда воздуху.

Выбирают. Раскладывают картинки. Одновременно работаем с интерактивной доской. Дети выбирают и нажимают.

.

Звук «С» произносим с прикрытым ртом. Звук не поется. Есть преграда воздуху (зубы, язык).Звук глухой (произносим без голоса). Звук согласный. Может быть твердым и мягким.

Зеленым

Синим

Хлопают в ладоши.

№ 4

2.

Второе задание.

Вы должны найти звук «С» или «Сь» в словах.

Как вы думаете, что понадобиться для этого?

Правильно. Карточки и два кружка (синий и зеленый)

Посмотрите на картинки. Назовем их.

СУП

АВТОБУС

АПЕЛЬСИН

ЛИСА

ЧАСЫ

Звук «С» твердый, синий кружок в начале слова

Звук «С» в конце слова, твердый, положим синий кружок

Синичка. Звук «С» мягкий в середине слова. Положим зеленый кружок.      

Звук «С» в середине слова, твердый, положим синий кружок

Звук «С» твердый, синий кружок в середине  слова

 

№ 5

3

Смотрите, какое непростое у нас третье задание.

Посмотрите, на картинки. Их много. Мы с вами должны определить: почему они собраны вместе, какие картинки лишние?

Салат, сухари, самолет, сахар, коса, сапоги, сом, сок, колбаса, лес, зима, санки.  Какая картинка лишняя? Почему?

Запомнили картинки. Закрыли глазки. Назовите картинки.

Картинки собраны вместе, так как в них есть звук «С». Лишние картинки:… , в них нет звука «С».

Лишняя картинка Зима, так как во всех остальных картинках слышится звук «С», а в картинке Зима звука «С» нет.

Называют картинки.

4.

Посмотрите на доску. У нас появилась новая картинка. Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Правильно. Нужно составить звуковую схему слова СОК

Возьмите карточки и звуковые кружочки. Разбираем слово.

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько согласных звуков в этом слове?

Сколько гласных в этом слове?

Сколько слогов в этом слове? Подберите нужный домик.

Вспоминаем правило:

Нам нужно составить схему слова

Первый звук «С». Мы положим синий кружок. Второй звук «О», он гласный, поэтому кладем красный кружок. Третий звук «К» - синий кружок.

В этом слове три звука.

В этом слове два согласных звука.

В этом слове один гласный звук.

В этом слове один слог, тк один гласный звук.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

№ 6

5.

Картинка САНКИ.

Разбор слова, как в предыдущем задании.

Ответы детей.

№ 7

6.

Посмотрите, на экране появилась необычная картинка ПЕРЧАТКИ

Как вы думаете, почему?

Давайте и мы погреем ручки. Речь с движением.

Перчатки греют ручки на холоде.

Падал снег на порог

Кот испек себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пироги себе лепи

Не из снега – из муки.

№ 8

7.

Наше следующее задание не простое. Это задание самое снежное.

Давайте подберем слова родственники к слову СНЕГ

Подсказка: во всех словах родственниках будет слышно слово СНЕГ или СНЕЖ

Какая  картинка не подходит?  Почему?

Снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снежный, снегирь, подснежники, снежки, снеговик, снегопад, снежколеп, снегоход,

Мороженое. В этом слове не слышится «СНЕГ»

8.

Знакомство с буквой С

Как пишем. Куда повернута?  

Буква повернута вправо.

№ 9

9.

Посмотрите, какая-то странная картинка у нас на доске. Полная абракадабра.  Нам нужно найти  все правильно написанные буквы С.

Два квадрата. В левом уже написаны буквы. В правом напишите такие же.

Дети выполняют задание на индивидуальных карточках.

№ 10

8.

Шифровка.

Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Внимательно смотрим на цифры и буквы, выписываем на листочек. Что получилось, читаем?

Слова  СОН, НОС

Расшифровать слово.

Дети выполняют задание. Отвечают, что прочитали.

 

№ 11

№12

9.

Последнее задание. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Давайте придумаем предложения о зиме. Потом запишем их схемой.

Сколько слов в этом предложении? Считайте внимательно.  Запишите его схемой.

Сколько слов получилось в этом предложении?

Это схема предложения.

Наступила снежная зима.

В этом предложении три слова.

Зимой я катаюсь на санках.

В этом предложении пять слов.

№13

Итог занятия

И снова на нашем экране картинка снежинки. А почему?

А с чем мы сегодня знакомились?

А что вам больше всего понравилось?

Какие игры для вас были самыми сложными?

А какие были самыми простыми?

Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы.

Ребята, а у меня для вас есть еще снежные сюрпризы.

Мы говорили о зиме. Снежинки бывают зимой.

С буквой С. В этом слове она первая.

Называют, что больше всего понравилось.

Называют игры.

№ 14


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима. Звук и буква С

Слайд 3

Играть дальше

Слайд 4

Играть дальше

Слайд 5

Играть дальше

Слайд 6

1 2 3 Играть дальше

Слайд 7

1 2 3 4 5 Играть дальше

Слайд 8

Играть дальше

Слайд 9

С Играть дальше

Слайд 10

Играть дальше

Слайд 11

Н С О 3 1 2 С О Н Играть дальше

Слайд 12

Н С О 1 3 2 Н О С Играть дальше

Слайд 13

Играть дальше

Слайд 14

Играть дальше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Методическая разработка к занятию НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие».

Данный материал адресован учителям-логопедам, воспитателям, работающим в ДОУ на логопедических группах....

Методическая разработка по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....