«Подготовка детей к школе посредством кругов Эйлера».
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Киримова Евгения  Алексеевна

Одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению является формирование и развитие логического мышления. Навыки, умения работать с кругами (моделями) Эйлера приобретённые в дошкольный период в дальнейшем будут служить надёжным «фундаментом» для учебных действий, так как у детей развивается логическое мышление и способность «действовать в уме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_eylera_kirimova_-_kopiya.docx188.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подготовка детей к школе посредством кругов Эйлера».

     Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

     Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она с успехом применяется на логопедических занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи по развитию связной речи и логического мышления. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность. Именно поэтому большое количество занятий в старшей и подготовительной группе посвящено овладению действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

Одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению является формирование и развитие логического мышления. Одной из наиболее сложных мыслительных операций является классификация. Для достижения оптимального уровня развития этой мыслительной операции очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребёнку зрительно представлять понятия. Поэтому одной из основных задач является овладение действием наглядного моделирования, так как именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с дошкольниками, поскольку присущи детской деятельности.

        Навыки, умения работать с кругами (моделями) Эйлера приобретённые в дошкольный период в дальнейшем будут служить надёжным «фундаментом» для учебных действий, так как у детей развивается логическое мышление и способность «действовать в уме».

 Наглядное моделирование – это наиболее универсальное средство, так как соответствует специфике наглядно- образного мышления дошкольника.

Образовательные ситуации по развитию логического мышления у дошкольников с

использованием кругов Эйлера

    Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств, сформировано по какому-либо признаку. Возможное взаимное расположение этих кругов. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (Рис. 1(а)). Такая ситуация возникнет, например, если в первом круге будут находиться живые объекты, а во втором – неживые. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе– круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов (Рис. 1(б)). Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки… - все фрукты желтого цвета. Наконец, если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (Рис. 1(в)). Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.

а) Желтый круг – транспорт, голубые круги – наземный, водный и воздушный транспорт; б)

Желтый круг – животные, голубые круги – домашние и дикие животные, зеленые круги –

травоядные и хищные животные.

    Затем детей учу строить довольно сложные модели с несколькими кругами, вложенными в один (два уровня обобщения – Рис. 2(а)), или даже с несколькими кругами, вложенными один в другой и более уровня обобщения Рис. 2(б).

   Задачам же на использование пересекающихся кругов мною уделяется много времени и внимания, потому что именно такие задачи требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками.

        Круги Эйлера я применяю на логопедических занятиях по коррекции и развитии связной описательной речи. Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали... В пересечении кругов выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.

    Таким образом, используя в своей работе круги Эйлера, я решаю такие задачи, которые требуют от детей умения находить объекты, обладающие в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками, а также корригирую у детей с тяжёлыми нарушениями речи все стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе

В старших и подготовительных группах неотъемлемой частью работы по преемственности школы и ДОУ является сотрудничество с семьёй, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребёнка. Для реш...

Образовательная программа развития и подготовки детей к школе посредством дидактических и пальчиковых игр «Мир на кончиках пальцев»

Образовательная программа развития и подготовки детей к школе посредством дидактических и пальчиковых игр  «Мир на кончиках пальцев»...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Родительское собрание для родителей (онлайн) В подготовительной группе «А» «Солнышко» на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы родителям»

Родительское собрание для родителей (онлайн)В подготовительной группе «А» «Солнышко»на тему: «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности, советы ро...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Консультация для родителей «Подготовка детей к школе посредством изобразительной деятельности»

Проблема готовности детей к обучению в школе- жизненная и острая задача. школьные трудности неизбежны, но кто то справится с ними легко, а кому то будет трудно. Готовность к школе предполагает не толь...

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе посредством изодеятелности"

Материал предназначен для родителей воспитанников подготовительной к школе группы...