Реализация инклюзивного образования в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Попова Галина Викторовна

Инклюзивное образование  - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnaya_rabota_inkl.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация инклюзивного образования в ДОУ.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

        Детство выступает самым благоприятным периодом для накопления ребенком первоначального социокультурного капитала.                 Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.                                                                         Смысл инклюзии — не просто поместить ребенка в обычную группу дошкольного учреждения, а полностью вовлечь необычного ребенка в социум. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.                                                                        Образовательный процесс дошкольного учреждения предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.                                        Педагогам необходимо научиться проектировать образовательный процесс с учетом реализации адаптированной образовательной программы, формировать у детей отношений сотрудничества, выстраивать содержание обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося.                                                                                        Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что дети с ОВЗ должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – дети, педагоги, родители, дети. Но самые  главные участники инклюзивного обучения – здоровые дети и дети с ОВЗ.                Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Ситуация успеха на мотивационном этапе организованной образовательной деятельности является основой для формирования положительных эмоций в отношении предстоящей деятельности. Педагог включает элементы дидактических игр и игровые моменты, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей с ОВЗ бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к обучению. Дети с ОВЗ включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.                                 Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. К сожалению, работая самостоятельно, обучающиеся с ОВЗ нередко чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети с ОВЗ получают возможность справиться с заданием намного успешнее и быстрее.                                 Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Список литературы:

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – с. 5-16.
  2. Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов. Выпуск 2. – СПб.: Детство-пресс, 2017.
  3. Прочухаева М.М., Бородин М.В. Инклюзивный детский сад. – М., 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....