ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике

Исследования педагогов и психологов обращают наше внимание на важную роль межличностного общения детей дошкольного возраста в контексте формирования полноценной личности и ее взаимоотношений с другими детьми (В. Г. Нечаева, А. П. Усова). Проблема взаимодействия детей дошкольного возраста в группе является актуальной на сегодняшний день, так как изучена недостаточно, особенно при наличии у дошкольников речевого дефекта, который оказывает отрицательное влияние на саму личность ребѐнка и на его отношения со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Липовая

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        

Аннотация. Исследования педагогов и психологов обращают наше внимание на важную роль межличностного общения детей дошкольного возраста в контексте формирования полноценной личности и ее взаимоотношений с другими детьми (В. Г. Нечаева, А. П. Усова). Проблема взаимодействия детей дошкольного возраста в группе является актуальной на сегодняшний день, так как изучена недостаточно, особенно при наличии у дошкольников речевого дефекта, который оказывает отрицательное влияние на саму личность ребѐнка и на его отношения со сверстниками.

Ключевые слова: межличностное общение, самооценка, речевой дефект, коммуникативные нарушения, конфликт, дошкольный возраст.

О.А. Слинько, исследуя особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи, определила, что неправильное формирование речи может стать главной причиной негативных отношений среди детей одного возраста. Развитие речи в определенные нормой сроки является одним из главных условий психического здоровья ребѐнка. При задержке речевого развития, что проявляется слабым речевым общением, бедным словарным запасом, которые, безусловно, значительно отражаются на формировании самосознания и самооценки личности [2].

Г.В. Чиркина в зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени выраженности речевого дефекта разделила дошкольников с общим недоразвитием речи на три группы. Дети первой группы слабо переживают речевое нарушение и охотно вступают в речевой диалог с окружающими, активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, редко используют невербальные средства общения [1]. Дети второй группы испытывают небольшие трудности в установлении контакта со сверстниками, слабо используют речь в игре, чаще прибегая к невербальным средствам общения, более выраженно переживают дефект [1]. Дети третьей группы отличаются негативизмом, отказываются общаться, они замкнуты, агрессивны, имеют заниженную самооценку, сторонятся общения с взрослым и сверстниками [1]. Эти дети действуют молча, не учитывают невербальный контекст ситуации, часто создают конфликтные ситуации [3].

Таким образом, речевые нарушения оказывают негативное влияние на характер взаимоотношений дошкольника с окружением и на формирование его личности в целом.

Список литературы

1. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. — М.: Книголюб, 2004. — 104 с.

2. Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. — 1992. — № 1. — с.62-67

3. Савина Е. А. Состояние диалогической речи у детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи / Е.А. Савина // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 4. — с.26-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "О развитии речи и особенностях звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Доступная информация о процессе формирования речи у детей, возрастных особенностях и развитии речи в онгогенезе....

Развитие речи и мышление у детей дошкольного возраста

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"

Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...

Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете  21.02.2013 г. P.S.   Данные восстановлены с сайта   dou654@edusite.ru...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...