Сообщение из опыта работы "Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Конорова Татьяна Анатольевна

Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовывает детей, повышает их эмоциональную мотивацию, увеличивается усвояемость материала, повышается результативность занятий. В сообщении представлены материалы из опыта работы, различные игры на развитие дыхания, речедвигательной и пальчиковой моторики, а также игры для автоматизации звукопроизносительных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti_vystuplenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 «Дюймовочка» города Смоленска

Сообщение из опыта работы

Тема: «Организация игровой деятельности по формированию звуковой культуры речи детей».

Подготовила

 учитель-логопед

 Конорова Т.А.

Смоленск 2018 г.

План сообщения:

  1. Цель работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста по ФГОС ДО.
  2. Понятие о звуковой культуре речи.
  3. Игра – основной вид деятельности дошкольника.
  4. Игры по развитию речи из опыта работы.
  5. Рекомендуемая литература

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Сегодня мы выделим одну из областей речевого развития – её звуковую культуру.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, использовать все языковые средства.
Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.

Эти особенности речи не всегда являются патологическими, зачастую они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.
Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе.
Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи. Исходя из всего выше сказанного, можно говорить об актуальности проблемы воспитания правильной звуковой культуры речи.

Общеизвестно, что основной вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому целесообразно проводить работу по улучшению звуковой культуры речи различными игровыми приёмами. Это заинтересовывает детей, повышает их эмоциональную мотивацию, увеличивается усвояемость материала, повышается результативность занятий. В зависимости над какими составляющими культуры речи проводится работа существуют различные игры.

Игры над развитием дыхания помогают вырабатывать правильную воздушную струю, чёткость речи, её темп, громкость.

Существует множество игровых упражнений:

«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель:вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастим большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек». 
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят». 
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь». 
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова». 
Упражнение выполняется парами. 
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

«Паровоз». 
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух». 
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

В формирование темпа речи и качеств голоса (нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл) используются такие игровые упражнения. Например: «Поезд» - рядом и ушел; «Три медведя» (папа – низкий голос, мама – средний, сын – высокий). С детьми 1-3 лет по подражанию, с детьми 5-6 лет специальные упражнения (в соответствии с естественной высотой голоса ребенка). Эти игры развивают естественную выразительность в повседневной речи ребенка. В воспитании культуры речевого общения (в это понятие включается общий тон детской речи и некоторые навыки поведения) педагог должен формировать у детей ласковый приветливый тон и обращать внимание на позу.

Следующий вид игр, которые позволят улучшить качество речи – это артикуляторные игры, т.е игры развивающие моторику речевого аппарата, мы «играем с язычком». Чтобы работа была интересной упражнения должны проводиться в сопровождении стихотворений в игровой обработке. Например:

“Ковшик”

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок – баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

“Показать язык”

Язык наш нужно показать,

Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка)

Заморились уже зубы,

Пусть язык покажут губы.

Пя-Пя-Пя

(пошлепать кончик языка).

“Лопатка”

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

“Часики”

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

“Почистим зубы”

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

“Гармошка”

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

 Можно создавать целые артикуляторные игровые сказки. Например:

 А теперь пора размять язычок.

Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.

Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок,
На губу лопаткой лег. («Лопаточка».)

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит. («Облизывают губки».)

Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам. («Часики».)

Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Слоник, лягушка».)

Язычок стал маляром,
Аккуратно красит дом. («Маляр».)
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

Догадаться кто бы мог?
Язычок наш, как грибок. («Грибок».)

Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал. («Гармошка».)

Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье. («Варенье».)

Любит он покушать сладко.
После скачет, как лошадка. («Лошадка».

Или ещё:

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Работать над мышцами языка можно даже с самыми маленькими детьми они с удовольствием подражают взрослому в игре:

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Основная работа культуры речи проводится в звукопроизношении.

Игры по автоматизации звуков нужно проводить ежедневно, по несколько раз в день, не обязательно длительно по времени, достаточно по 5-10 мин, также не обязательно садится за стол, их можно проводить в группе на ковре, во время прогулки на улице, рекомендовать родителям по дороге в детский сад, дома на диване и т.д

В работе над постановкой и отработкой чистого произношения звуков количество игр многообразно, приведу также некоторый их ряд исходя из опыта работы.

КНОПОЧКИ. Малыш проговаривает слог (слово) с проблемным звуком и в это время нажимает пальцем на «кнопочку» (любой рисунок – кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.

МЕТРОНОМ. Проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом или родителями ритм метронома. Можно заменить хлопками рук.

Скажи столько же. Повторять слоги или слова, словосочетания, сколько раз Хлопну, топну, прыгну, щёлкну пальцами, махну рукой и т.д

КОЛОКОЛЬЧИК. Озвучивает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает верное произношение звоном колокольчика.

ШАРИК. Во время произнесения слова перекладывает или передаёт из рук в руки шарик от пинг-понга, мячик.

ВОЛШЕБНАЯ ВЕРЁВОЧКА. Наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки.

ЛАБИРИНТ. По нарисованному лабиринту проводит пальчиком, произнося предложения, скороговорки.

ЗАБОРЧИК. Малыш рисует вертикальные палочки и говорит слоги, слова.

ДОРОЖКА. Кроха рисует или выкладывает поочередно вертикальные и горизонтальные палочки, одновременно произнося два заданных слова.

УЗОРЫ. Рисует или выкладывает чередующиеся фигурки и проговаривает слова. Каждая фигурка обозначает слово.

ПИРАМИДКА. Нанизывает колечки на стержень пирамидки, озвучивает слоговые ряды, слова.

ЧАСИКИ. Проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

БУСЫ. Говорит и перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску.

СЧЁТЫ. Произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах, либо – с одновременным движением косточки.

УЛИТОЧКА. Проговаривает звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

ТИХО-ГРОМКО. Аккуратно «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, озвучивая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

ПЕСЕНКА. Поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Дети очень любят исправлять ошибки взрослых, поэтому с удовольствием играют в игру «Исправь меня». Принцип игры заключается в том, что мы можем не правильно произносить звуки, пропускать слоги, переставлять слоги, тогда работа будет идти над звукопроизношением, но можно и не правильно составлять предложения, подбирать слова, не верно словообразовывать  слова, сопоставлять их друг другу, тогда работа будет проводиться по грамматическим конструкциям, что также очень важно в культуре речи.

И так, сегодня я поделилась с вами лишь незначительной частью игр, которые помогают нам в развитии речи детей. Уверена, что это пригодится вам в вашей работе. Предлагаю также ознакомиться с литературой, которая поможет в правильной организации и проведении речевых игр.

Рекомендуемая литература:

1.Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

2.Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

3.Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. М., «Просвещение», 1968.

Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.

4.Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: Корона-принт, 2005

5.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

6.Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

7.Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.

8.Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977.

9.Игры, стихи, загадки для развития речи. Семеренко И.Г. Ярославль: Академия развития, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей 4 - 5 лет"

Материал содержит отписание игр и упражнений для детей 4 - 5 по формированию  звуковой культуры речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей " Игровая артикуляционная гимнастика,как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

Сообщение для педагогов " Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи."

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть г...

Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...