Программа кружка "Вообразилия"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Программа кружковой деятельности по развитию творческого воображения в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_voobraziliya.docx60.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

творчески-познавательной направленности «Вообразилия»

Составитель: Осипенко С.А.,

учитель-логопед, дефектолог высшей категории.

Г.Троицк

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………3
  2. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………9
  3. Содержание программы и перспективное планирование………………………………………………..11
  4. Диагностический инструментарий…………………………………………………………………………..19
  5. Методическое и материально- техническое обеспечение программы…………………………………...21

Список литературы……………………………………………………………………………………………...24

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творчески-познавательной направленности «Вообразилия» составлена в соответствии с документами:

Требования к помещению, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:

Занятия проводятся в групповой комнате площадью 49,2м, кабинете  учителя –логопеда – 14,3 м

Требования к режиму работы:

Занятия проводятся для детей 5-7 лет, 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, количество детей в группе 15 человек.

Во время организации образовательного процесса соблюдается режим, нормы и правила охраны жизни и здоровья детей. (Инструкция по охране труда учителя-логопеда, утверждённая заведующим МБДОУ «Детский сад №21», согласованная председателем профкома МБДОУ «Детский сад №21», протокол заседания №2  от 23.06.15

Требование к взаимодействию:

  • Родительское собрание группы на тему «Организация работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе творчески-познавательной направленности «Вообразилия»;
  • Беседы;
  • Консультации для родителей и педагогов ДОУ.

              Требования по представлению информации:  

            Правила поведения и обучения детей согласно:

  • «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья в детском саду»;
  • Информация о результатах доводится до сведения родителей через родительские собрания, уголки.

Образование высшее дефектологическое, стаж работы 37 лет, в данном ДОУ – 24 года.  

                                                                

Требования к предоставлению услуг:

        Требования к оборудованию: оборудование и дидактический материал для занятий соответствует росту и возрасту детей, учитывая гигиенические и педагогические требования СанПиН 2.4.4.3172-14.

Особенности возрастной группы детей (5-7 лет), которым адресована программа:

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, но не могут целенаправленно следовать своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Им хочется изобразить всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.

        Вид группы – одновозрастная.

        Состав – постоянный.

        Количество детей – 15 человек.

Режим и формы занятий:

Общее количество часов в год: 32

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 25-30 минут.

Объём программы включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит теоретические сведения по определённой теме. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, наблюдений, рассказа, беседы, обсуждений, логических выводов. Широко используется наглядность, ИКТ.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в процессе продуктивной деятельности, в различных видах совместной работы.

                                                                

Третий компонент подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы. Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих задач);
  • Принцип развивающего характера образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, уважение личности ребёнка, реализация собственных творческих потребностей);
  • Принцип обратной связи (совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы);
  • Принцип стимулирования (поощрение и награждение);
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

А также программа:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в рамках кружка, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учётом принципа интеграции образовательных видов деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • предполагает построение дополнительного образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Актуальность

Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других.

В играх детей – дошкольников, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Сначала преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нём практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Следовательно, воспроизводится то, что оказало на ребёнка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

а) познавательно-интеллектуальную; б) аффективно-защитную.

Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных

                                                                                

переживаний и травм. Игры для развития воображения с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Образам воображения в этом возрасте присущи яркость, наглядность, подвижность.

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но оно не должно перерастать в пассивную мечтательность.

Психоречевое развитие,  эмоционально-волевая сфера детей с ОВЗ происходит неравномерно  и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1-2 года. Низкая познавательная активность детей с ЗПР создаёт значительные препятствия в ходе коррекционной работы. Недостаточный уровень развития восприятия, своеобразие мыслительной деятельности осложняют организацию помощи дошкольникам с ОВЗ.

Отсутствует целенаправленная спланированная работа по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьёй

В настоящей программе представлены виды занятий, на которых развитие познавательной активности происходит через детское экспериментирование, исследование и развитие творческого воображения во всех его формах и видах.

Новизна  

Противоречия: - между привычным отношением ребёнка к обычным предметам и явлениям и возможностью увидеть в них «необычное»;
- между потребностью старших дошкольников накапливать знания и умения и недостаточным  уровнем сформированности познавательной активности

Отличительные особенности программы

 Основная особенность детского творчества заключается в том, что ребёнок познаёт объект в ходе

                                                                        

практической и игровой деятельности с ним, что создаёт условия, в которых раскрывается содержание

данного объекта, и за, казалось бы обычными предметами и явлениями дети учатся видеть необычные характеристики, свойства и признаки. Специально организованная деятельность по формированию творческого воображения способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. 

Педагогическая целесообразность

Работая над данной программой, я нашла подтверждение её педагогической целесообразности у многих авторов, в частности у Е.Е.Шулешко.  Он утверждает, что развитие творческого воображения тесно связано с развитием эмоциональной сферы ребёнка. Это очень важно в век компьютерных технологий и гаджетов, когда люди затрудняются выражать свои эмоции. Постоянно создавая ребёнку условия успешности, мы повышаем тем самым ему самооценку. В коллективных видах деятельности дети учатся сопереживать. Его методика мне близка ещё и тем, что считается здоровьесберегающей, то есть в её основе заложен психологический комфорт, оказывающий положительное влияние на состояние дошкольника в целом. Можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья. Это важно для детей с замедленным темпом развития. Методика «выравнивает» детей, позволяет построить такую детскую общность, где каждый чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими!) справиться с любой задачей. Самое главное, она гарантирует дальнейшую успешность в обучении каждому ребёнку, независимо от его «стартовых» возможностей на начало обучения.

Интеграция предметных областей знаний

Кружковая деятельность позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

  • «художественная литература», где используются произведения познавательной направленности;
  • «развитие речи», где осуществляется обогащение словаря, расширение и уточнение знаний детей об

   

окружающем. Стимулируется речевая активность, вызывая речевое подражание, понимание речи.

  • «познание» - осуществляется закрепление приобретённых творческих умений и навыков. Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, развивает стремление к творчеству, обогащая внутренний мир каждого ребёнка.
  • «социализация»: в совместной кружковой деятельности приобретаются навыки одновременно начинать и заканчивать игру, коллективную работу, слушать друг друга, учитывая мнение товарища.

Такое построение занятий кружка способствует более успешному освоению образовательной программы.

                                                        2. Целевой раздел

Цель : Формирование у детей коррекционной группы познавательной активности,   умения решать изобретательские ситуации. Развитие творческого созидательного мышления.

Задачи: 

Обучающие:

1.Формировать у детей потребность в творческом самовыражении, снижая психологическую инерцию;

2. Научить использовать накопленные знания и опыт для дальнейшего изучения окружающего мира;

3.Обучать моделированию объектов и явлений;

4. Используя игровой материал и учебное оборудование, создать ребёнку с ОВЗ возможность осуществлять речевую деятельность для всестороннего психического развития.

Воспитательные:

1.Воспитывать инициативность и самостоятельность в воплощении собственного замысла;

2.Воспитывать отзывчивость, доброту, сопереживание, желание помочь;

3.Воспитывать у детей навыки коммуникативного общения, соотносить свои желания и интересы с желаниями

                                                                        

и интересами других детей;

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, образное мышление;
  2. Развивать моторные навыки, память, внимание, фантазию;
  3. Развивать познавательный интерес к процессу и результатам работы.

Сроки реализации и этапы освоения дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программы творчески-познавательной направленности «Вообразилия».

Продолжительность образовательного процесса – 1 год обучения.

Кружковая работа проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи.

№ п/п

Этап

Задача перед ребёнком

1

Подготовительный

  • Освоить работу в коллективе.
  • Уметь отличать реальную действительность от вымышленной.

2

Основной

  • Научиться доводить дело до конца.
  • Научиться аккуратно выполнять свою работу.
  • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
  • Научиться действовать по образцу педагога.
  • Научиться действовать по словесному указанию учителя-логопеда.
  • Научиться видеть «необычное в обычном»

3

Итоговый

  • Самостоятельно решать творческие задачи.
  • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
  • Связно рассказывать на заданную тему.

                                                                

Прогнозируемые результаты программы и способы их проверки

Уровень развития интегративных качеств ребёнка.

Интегративные качества

Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры)

Эмоционально отзывчивый

Эмоционально реагирует на происходящее во время занятия, не равнодушен во время знакомства с познавательным материалом, художественным словом.

Любознательный, активный

Активен в определении отношения к окружающей действительности. Видит окружающий мир в красках, ощущениях, образах.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Создаёт элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные творческие образы с помощью взрослого и самостоятельно. Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Способен фантазировать, создавать небольшие связные рассказы, коллективные и индивидуальные творческие работы.

Также предполагается, что ожидаемым результатом станет повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам развития творческого воображения.

3.Содержание программы и перспективное планирование

Диагностика, которая  проводится перед началом обучения, определяет исходный уровень знаний и умений детей.

Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, на материале предварительного контроля.  

                                                             

Перспективное планирование старшая группа

№ зан.

Тема занятия

Программное содержание

Виды деятельности занятия

Оборудование, литература

1

Игрушки

«Что нам рассказывает мыло, расчёска, мячик…?», «Нарисуй игрушку медиатором»

Закрепляют предметы окружающей среды д/с, учатся переносить одушевлённость на знакомые и привычные предметы. С помощью медиаторов дорисовывают предметы окружения в группе.

Игрушки, предметы из группы, медиаторы (Е.Е.Шулешко)

2

Осень. Деревья

«Разноцветные кораблики», «На что похож осенний лист? Дорисуй», Коллективный коллаж-панорама.

Находят характерные и нехарактерные признаки осени. Одушевляют предметы. Выполняют коллективную работу.

Осенние листья, «Зелёные стихи», медиаторы, лист бумаги для коллажа.

3

Огород. Овощи

«Незнайкин огород», «Дорисуй», «Нелепицы», «Чем хорош, чем плох овощ? (ТРИЗ)», «Вершки-корешки», «Выложи узор»

Раскрашивают овощи, раскладывают на жёлтый, красный, зелёный подносы.

Точками рисуют «семечки» подсолнуху. Закрепляют основные признаки овощей через игру, загадки. Выкладывают узор из семян фасоли, гороха, подсолнечника.

Корзина с нецветными овощами,  набор семян. Набор иллюстраций «Что как убирают?», Карточки.

4

Сад. Фрукты. Урожай

Игротека: «На что похож фрукт?», «Узнай по описанию», «Необычные портреты», «Почему так назвали? (бархатцы, ноготки и т.д.), «Найди темнее, чем…», «Чего не хватает?»

Поделки из фруктов. Рисуют с помощью ИКТ необычные портреты, используя вместо частей лица различные фрукты и овощи. Придумывают загадки, находят необычные образы и сравнения.

Интерактивная панель,

5

Продукты

«Миниларчик»  (Воскобовича): «Что изменилось?», «Найди закономерность»,

« Разноцветный магазин»,

«Что перепутал повар?», «На что похоже чередование чёрных и белых полосок?»

На коврике рядами выкладывают «полки» с продуктами жёлтого, зелёного, красного, белого цветов.

Придумывают «полосатые» образы.

Игровое поле Воскобовича, набор разноцветных фишек, карточки с игровыми заданиями.

«Полосатые стихи»

6

Перелётные птицы

«Будь внимателен», «Назови, какой», «Подбери рифму», «Что перепутал художник?», «Заколдованные птицы», «Рассели зверей и птиц по вагонам»

Подбирают рифму. Расселяют птиц и зверей по заданному признаку. Ищут несоответствия в сюжетной картинке.

Рассказ «Спор перелётных птиц». Карточки, картинки .

7

Дружба. Я и моё настроение

«У Солнышка в гостях»: «Делаем солнышки, чтобы стало теплее и веселее», «Кому солнце помогает?», «С чем солнце сравнить можно? (мяч, апельсин, шарик и т.д.), «Когда солнце может навредить?(ТРИЗ)».

Различают разные эмоции и настроение. Изготавливают солнышки из прищепок, пробок, ниток, карандашей, камешков и т.д.

Анализируют пословицы и поговорки про дружбу и солнце. Выясняют, кому нужен свет и тепло.

Картинки-трафареты с разным настроением. Наборы для изготовления солнышек.

8

Транспорт

«В шоколадную страну пойдём с таким обычным колесом»: «Найти закономерность», «Мнемозагадки», «Узнай по контуру», «Что нарушили дети?»

Работают с индивидуальными карточками и по парам. Трансформируют предметы в необычные вещи.

Набор  Дьёнеша. Рассказ «Как колесо появилось»

9

Домашние животные и их детёныши

«У козлёнка день рождения»: «Где находятся животные? (пространственные предлоги), «О ком рассказываю» (с предметами –заменителями), «Что подходит?», «Необычные коты», «Животные из геометрических фигур», «Подарки для козлёнка».

Выполняют работу по картинкам-загадкам

Карточки с заданиями, игры с ИКТ.

10

Как дикие животные готовятся к зиме

«Злой хозяин леса – волк»: «Что изменилось?», «Согреем животных», «Чьи запасы», «Сравни зайца и снеговика», «Кто может подружиться, а кто нет?», «Путаница»

Развивают мелкую моторику, речедвигательную координацию, образное мышление.

Индивидуальные карточки с заданиями, картинки-загадки.

11

Здравствуй, Зимушка –зима!

«Снежинка – мама ищет своих «деток»: «Разрезная картинка», «Так бывает или нет?», «Найти соответствия», «Баба-яга украла цвета», «Снеговик и Маша», Посмотри, запомни, назови».

Составляют необычные истории о приключениях снежинки. «Раскрашивают» предметы, составляют разрезные картинки про зиму.  

Макет большой снежинки и маленьких. Набор разрезных картинок. Карточки с заданиями

12

Зимующие птицы

«Прогулка с филином по зимнему лесу»: «Фиолетовый сон филина» («ф»– звук недели), «Правда-неправда», «День рожденья у лисички», «Следы на снегу»

Составляют необычное путешествие по волшебному лесу. Закрепляют мягкость-твёрдость согласных звуков. Игры на запоминание, согласование сущ-го+прилагат-го.

Иллюстрации, карточки с заданиями

13

Одежда, обувь, головные уборы

«Волшебные шляпы»: «Шляпа превращается…», «Живая шляпа», «Смастерим шляпу», «Вспомним сказки»

Вспоминают волшебные предметы одежды из сказок. Рассматривают разные шляпы, изготавливают необычную «волшебную» шляпу.

Разные шляпы, рассказ Носова «Живая шляпа»,

«Человек рассеянный».

14

Новогодний калейдоскоп

«Подарки Деду Морозу»: «Книга, лист, страница», «Волшебная ёлка», «Дом для кота, петуха и лисы».

Придумывают подарки для Деда Мороза, раскладывают в мешки разной геометрической формы. Подбирают самые неожиданные эпитеты к новогодним атрибутам. Работают с картинкой, таблицей и стихотворением.

«Мешки» разной геометрической формы, таблицы с заданиями, интерактивная панель

15

В гостях у сказки

«Волшебные предметы»: «Если бы я был (а) феей». «Какие обычные предметы превратились в сказочные, волшебные?» (тыква, горошина, топор, ковёр, клубок, птица, печь, яблоко и т.д.)

Составляют творческие рассказы, которые затем оформляются в сборник для чтения в группе. Рассматривают иллюстрации, обсуждают «превращения»

Иллюстрации, книги со сказками.

16

Здоровейка

«Мойдодыр из страны Здоровья»: «Найди ошибку», «Микробы украли принцессу Витаминку», «Что к чему подходит?», «Посмотри, запомни и сравни»

Выполняют задания по спасению принцессы.

Иллюстрации, квест на ИКТ.

17

Этикет, моя семья

« В гостях у трёх медведей»:  «Найди соответствие», «Что перепутано?», «Автобус»

Выполняют творческие задания

Игрушки трёх медведей, атрибуты к заданиям.

18

Профессии. Инструменты.

«Мышки учат лежебоку»: «Кому это нужно для работы?», «Наложенные картинки», «Что лишнее?», «Раздели на группы», «Что из чего?», «Цветные полоски – это?...»

Находят в наложенном рисунке нужные вещи, закрепляют свойства предметов, превращают цветные полоски в необычные изделия.

ИКТ, цветные полоски

19

Азбука безопасности

«Прогулка по городу»: «Волшебный круг», « Найди пару», «Посмотри, запомни, повтори», «На что похоже?»

Дорисовывают круги до разных предметов, закрепляют правила ППД, работают с таблицами. Координация речи с движением, соотносят форму и цвет.

Светофор, дорожные знаки, иллюстрации города зимой.

20

Наши Защитники

«Разведчики»: «Лабиринты», «Пройди по болоту», «Соедини точки, получишь…», «Цветик-семицветик», «Картинки-небылицы»

Выполняют задания, за правильный ответ - пилотка

Пилотки из цветной бумаги.

21

Миром правит доброта

«Великаны и гномы»: «Сравни», «Сенсорная таблица», «Повтори, не ошибись», «Лабиринты», «Самые, самые», «Что бы это значило?» (незаконченные рисунки. «Если бы я был великаном (гномом)»

Работают с карточками с заданиями, закрепляют величину предметов.

Таблицы, иллюстрации. Сказки «У страха глаза велики», «Маленький Мук», «Мальчик Спальчик».

22

Женский день. Первые цветы

«Весна шагает по планете»: «Цветные крышки», «Нарисуем пейзаж», «Ёлки и шары», «Соберём бусы для мамы», «Чем различаются?», «Снеговик»

Из абстрактных предметов создают весенний пейзаж, подарки для мамы-придумывают слова, раскладывают по вазам цветные пробки. Анализ рассказа «Снеговик»

Набор цветных крышек, набор абстрактных предметов. Карточки с заданиями.

23

Посуда

«В гостях у бабушки Федоры»: «Отгадай, слушай и считай», «Расставь по-порядку», «Угадай, на что похоже», «Доскажи».

Работают с картинками-ребусами и предметами-заместителями. Отгадывают загадки, подбирают рифму.

24

Дикие животные весной

«Весенние небылицы»: «Отгадай», «Найди пару», «Лабиринты», «Зримые задачи», «Закончи рассказ», «Дорисуй ёжика», «Прищепкины сказки»

Работают с индивидуальными карточками и создают коллективную панораму из прищепок.

Прищепки, карточки с заданиями.

25

Встречаем птиц

«Матушка Природа»: «Кто это? Что это?», «Рассказ от первого лица (любого предмета домашнего обихода), «Соловей прилетел из дальних стран, привёз свои истории»

Составляют истории самых простых предметов. Коллективный рассказ о невероятных приключениях соловья на пути домой.

Иллюстрации, ИКТ

26

Космос

«Космическое путешествие с Космонавтиком» (ТРИЗ). Путешествуют на Зимнюю, Деревянную, Каменную, Бумажную, Стеклянную планеты.

По ходу путешествия придумывают новые «космические» слова, решают изобретательские задачи.

Иллюстрации, ИКТ

27

Домашние птицы

«Кто в курятнике главнее?»: «Вспомним сказки (про домашних птиц)», «Кто лишний?», «Зримые задачи», «Что было сначала, что потом?», «Петушиные истории»

Решают логические задачки. Находят у домашних птиц «человеческие» черты характера.

Иллюстрации, сказки .

28

Труд людей весной

«Весенние хлопоты»: «Посади грядку», «Выложи узор», «Что больше?», «Что без чего?», «Покажи»

Работают с интерактивной панелью

Иллюстрации, ИКТ

29

Праздники весны и труда

«Старик-Звездочёт»: «Живые звуки», «Что сначала, что потом», «Праздничный фейерверк»

По ходу занятия работают с ИКТ, карточками –загадками.

ИКТ, цветная бумага.

30

Рыбы рек и озёр

«Волшебница-Вода»: «От капельки до океана», «Кто за кем охотится?», «Прищепкины сказки»

Составляют коллективные сказки и рассказы с использованием прищепок, ИКТ.

ИКТ, прищепки, иллюстрации

31

Мир природы. Насекомые. Цветы

«Дедушка-Дерево»: «Сапожки для гусеницы», «Гости Мухи Цокотухи», «Превращение гусеницы в бабочку», «Посадим цветы»

Выполняют изобретательские задачи. Размышляют о том, чтобы окружающая природа радовала нас. Устанавливают взаимосвязь всего живого на Земле.  

Иллюстрации, ИКТ

32

Здравствуй, Лето!

«В деревне Простоквашино». Итоговая викторина.

«Цветы со слогами и цветами», «Дразнилка», выполняют задания викторины о лете

Карточки с заданиями. ИКТ

                                

4.Диагностический инструментарий

        Для диагностики воображения используются следующие методические подходы:

  1. Тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;
  2. Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения.

В качестве материала для исследования могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека и т.д.

Исходя из этого, для данной программы были выбраны 3 метода:

  1. Метод трёх слов (тест Масселона), который характеризует вербальное воображение. Суть его состоит в том, что из предложенных ребёнку трёх слов он должен составить как можно больше предложений.
  2. Тест «Круги», который оценивает продуктивность невербального воображения. Предложенные ребёнку 6 кругов он должен дорисовать до какого-то предмета.
  3. Метод чернильных пятен Роршаха: оценивает оригинальность процессов воображения и заключается в том, что ребёнок в предложенных ему абстрактных пятнах и «кляксах» должен увидеть какой-то предмет или явление.

                                       

Диагностические показатели освоения курса программы

№п/п

Уровни развития

Метод трёх слов

Тест «Круги»

Метод чернильных пятен Роршаха

Н.г.                                     к.г.

Н.г.                                        к.г.

Н.г.                                         к.г.

1

Высокий

-

-

-

2

Средний

2чел (13,3%)

6чел(40%)

7 чел(46,6%)

3

Низкий

13чел(86,7%)

9чел(60%)

8чел(53,4%)

4

Средний показатель в %

                                                                        Критерии диагностики:

Высокий уровень: 1. Ребёнок составил предложения с предложенными словами. Начало года – Осень, лес, грибы. Конец года – Весна, солнце, цветы. 

2. Ребёнок дорисовывает все 6 кругов.

3. Ребёнок называет «образы», которые он увидел в нескольких чернильных пятнах.

Средний уровень: 1. Ребёнок составил предложение с помощью педагога.

2. Ребёнок дорисовал несколько кругов. (2-3)

Низкий уровень: Ребёнок не справился с предложенными заданиями.

Для выявления уровня воображения используется опросник для родителей:

«Как развита фантазия у вашего ребёнка?»

№п/п

Вопрос

Да

Нет

1

Увлекается ли ваш ребёнок рисованием?

2

Часто ли ребёнок грустит?

3

Когда ребёнок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

4

Проявляет ли ребёнок инициативу в обучении чему-либо?

5

Спорит ли ребёнок с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?

6

Когда ребёнку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки «от скуки»?

7

Любит ли ребёнок импровизировать под музыку танцы или стихи?

8

Любит ли ребёнок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории?

9

Вашему ребёнку снятся необыкновенные сны?

10

Плачет ли ребёнок под впечатлением фильма или прочитанной книги?

                                                                        

Подсчитываем полученные очки:         

11-12 очков – у него буйная фантазия. Если её умело направлять, то жизнь ребёнка станет гораздо богаче, принесёт много радости и ему, и окружающим его людям.

8-10 очков – фантазия ребёнка не из самых слабых, однако нуждается в развитии и тренировке.

6-7 очков – скорее всего ребёнок реалистичен, он не витает в облаках. В определённой степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Ему нужно помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, творческого воображения.                 

5.Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей старшего дошкольного возраста устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • Коллективный – организация работы в группах.

Методы организации деятельности детей:

  • Словесные (беседа, познавательный рассказ, художественное слово, обсуждение результатов, поощрение).
  • Наглядные (использование ИКТ, иллюстраций, фотографий, схем, работа по образцу и т.д.);
  • Практические (конкретные задания и упражнения, сотворчество – с педагогом, родителями, сверстниками);
  • Игровые (создание игровых, творческих и поисковых ситуаций).

Методы создания положительной мотивации детей старшего дошкольного возраста:

  • Эмоциональные: создание ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью, повышение уровня самооценки.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

                                        Реализация программы «Вообразилия»  

Объект управления

Целостный процесс практико-ориентированного обучения детей

Цель обучения

Создание условий для формирования творческого воображения, логического мышления и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Стиль руководства

Личностно-ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функции

Мотивационно-смысловые позиции

Педагога: открытость, диалог, сотрудничество, содействие, обеспечение условий решения проблем ребёнка.

Обучаемых: желание заниматься в кружке, видеть и восхищаться результатами своего труда.

Характер организации образовательной деятельности

Превалирование продуктивных, творческих заданий на основе осознания ребёнком личностного смысла образовательной деятельности.

Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения

Субъект-субьективные отношения, партнёрское взаимодействие в разработке и достижении цели( с детьми: игровые занятия, занятия – путешествия, развлечения)

С родителями -?

Контроль и оценка

Ориентация на личностную мотивационность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика развития детей, само- и взаимоконтроль.

                                        

                                                                        22

Материально-техническое обеспечение

Кабинет логопеда – 14,6 м,

Магнитофон «Panasonic»

Интерактивная панель

Игровое поле Воскобовича

Логические блоки Дьёнеша

Магнитные экраны (15 шт.)

Сухой бассейн

Наборы предметных и сюжетных картин по всем словарным темам

Набор картин «Любимые герои»

Коробка с прорезями для геометрических форм

Набор картин с наложенным рисунком

Набор разрезных картинок «Собери, узнаешь друга»

Набор «Лабиринты».

Набор цветных прищепок

Набор медиаторов разной величины (Шулешко Е.Е.)

Набор «Золушка» (семена, зёрна..)

Счётные палочки Кьюзенера                                                  23

Мозаики, пазлы

Полотно с цветными шнурками и нитями

Цветные камни

Вращающиеся диски-обводки

Разноцветные цепочки, скрепки, бусинки

Набор «Дорисуй»

Пальчиковый, настольный театр.

 Методическое обеспечение:

  1. Бабич Л. 365 увлекательных занятий для дошкольника. М., Айрис Пресс, 2000. -240с..
  2. Волина. В. Учимся, играя. М., Новая школа, 1994. – 448с.
  3. Светлова И.Е. Логика. М., Эксмо Пресс, 2000. – 64с.
  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, Гринго, 1996. – 188с.
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг, 2000. – 285с.
  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Гринго, 1995. – 235с.
  7. Урунтаева Г.А. Помоги принцу найти Золушку. М., просвещение, 1994. – 142с.

Список литературы:

1. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: ИД “Равновесие”, 2004. - 355с. 

2. Волков, Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Просвещение, 2002. - 322 с.

3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровая педагогика. , Красноярск, 1990.

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
  2. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...