Конспект открытого занятия по лексической теме " Лес. Грибы и лесные. ягоды. Звуки [д], [д'], [т], [т']. Буква Д"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лексическая  тема: «Лес. Грибы и лесные. ягоды». Звуки [д], [д’], [т], [т’]. Буква Дд

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы и лесные. ягоды»;

совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже);

знакомство со звуками [д] и [д’], бук­вой Д д;

совершенствование навыка составления слогов со звуком [д];

совершенствование навыка слогового анализа слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие связной речи, фонема­тического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:  аудиозапись звуков леса, магнитная доска, плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», предметные кар­тинки с изображениями ягодных кустов, плоскостные изображения корзинок и грибов , снабженные «липучками», буквари по чис­лу детей, тематические картинки по теме «Грибы съедобные и несъедобные», разноцветные флажки по числу детей, контейнеры с различным мелким  материалом, фетр.

Предварительная работа: повторение игры «По ягоды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

Конспект открытого занятия

по лексической теме

" Лес. Грибы и лесные. ягоды.

Звуки [д], [д'], [т], [т']. Буква Д"

Учитель-логопед

Кряж Ольга Викторовна

2021

Лексическая  тема: «Лес. Грибы и лесные. ягоды». Звуки [д], [д’], [т], [т’]. Буква Дд

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы и лесные. ягоды»;

совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже);

знакомство со звуками [д] и [д’], буквой Д д;

совершенствование навыка составления слогов со звуком [д];

совершенствование навыка слогового анализа слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие связной речи, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: 

воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:  аудиозапись звуков леса, магнитная доска, плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», предметные картинки с изображениями ягодных кустов, плоскостные изображения корзинок и грибов , снабженные «липучками», буквари по числу детей, тематические картинки по теме «Грибы съедобные и несъедобные», разноцветные флажки по числу детей, контейнеры с различным мелким  материалом, фетр.

Предварительная работа: повторение игры «По ягоды».

Ход занятия

1. Организационный момент.  Логопед предлагает детям послушать запись звуков леса.

Логопед. Ребята, где можно услышать такие звуки?

Дети. В лесу.

Логопед. А вы бывали в лесу и знаете, что там растет?

Дети. В лесу растут деревья, ягоды, грибы.

Логопед показывает детям тарелку с плоскостными изображениями ягод, снабженными «липучками». Вот тут на тарелке ягоды, но я забыла как они называются  и вообще, где они растут? Что мне делать?

Дети. Мы сейчас Вам поможем. Дети выбирают ягоды по сорту и проходят к  доске. На ней прикреплены предметные картинки с изображениями ягодных кустов без ягод. Дети помещают свои ягодки на тот куст, где они должны расти.

Логопед. Молодцы. Назовите свои ягоды.

Дети. Лесная малина, черника, клюква, ежевика.

Логопед. Какие это ягоды?

Дети. Это лесные ягоды.

Логопед. Где они растут?

Они растут в лесу на высоких кустах или на низких кустиках, а клюква растет на тонких веточках, которые прячутся во мху на болоте.

Упражнение «Будь внимательным». Логопед помещает на наборное полотно иллюстрации «Грибы съедобные. Грибы несъедобные». Если дети затрудняются в ответах, логопед четко произносит названия грибов, а дети их повторяют.

Логопед. Ребята, что еще можно собирать в лесу?

Дети. Грибы, шишки.

Логопед. Грибы можно все подряд собирать?

Дети. Нет. Только съедобные грибы.

Логопед. Перечислите названия съедобных грибов, которые вы видите на этой странице.

Дети. Боровик, подосиновик, моховик, подберезовик, сыроежка, масленок, рыжик, волнушка, лисичка, опенок.

Логопед. Теперь перечислите названия ядовитых грибов.

Дети. Желчный гриб, бледная поганка, мухомор, ложная лисичка, ложный опенок.

Логопед. Обратите внимание на то, что ядовитые грибы могут быть очень похожи на съедобные. Ложные лисички похожи на настоящие, но они более темного цвета. А у ложных опят нет веселых пятнышек-веснушек», как у настоящих опят. Я надеюсь, что вы никогда не перепутаете ложные грибы со съедобными. А теперь назовите грибы, в названиях которых по три слога.

Дети. Бо-ро-вик, мо-хо-вик, мас-ле-нок, вол-нуш-ка, ли-сич-ка, о-пе-нок.

Логопед. В каком названии два слога?

Дети. Ры-жик.

Логопед. А в названии каких грибов пять слогов?

Дети. Под-бе-ре-зо-вик, под-о-си-но-вик.

Упражнение «У кого сколько?»  Логопед раздает детям по корзинке,  к которым помощью «липучек» крепятся по несколько грибов.

Логопед. Названия грибов вы знаете, представьте, что вы сходили в лес и нашли там какие-то грибы. Сосчитайте, сколько и какие грибы каждый из вас нашел. "Складывайте" грибы в корзинку и считайте. Постарайтесь составить красивые предложения.

Ребенок.  Один подберезовик, два подберезовика, три подберезовика. Я нашел три подберезовика.

Ребенок. Один боровик, два боровика. Ау меня два боровика.

Ребенок. Одна волнушка, две волнушки, три волнушки , четыре волнушки. Я нашел четыре волнушки.

Ребенок. Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички , пять лисичек. А я нашла пять лисичек.

5. Подвижная игра «По ягоды».

Логопед. Ребята, а осенью какие ягоды можно собирать в лесу?

Дети. Клюкву.

Логопед. Представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-шли,                      Маршируют по кругу, держат руки на поясе.

Много клюквы нашли.               Наклоняются, правой рукой касаются носка

                                                      левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,        Опять маршируют по кругу.

Мы опять идем искать.              Наклоняются, правой рукой касаются носка

                                                      левой ноги, не сгибая колен.

Логопед. Вот сколько клюквы мы набрали.

Игра «Подними флажок». Логопед раздает детям разноцветные флажки.

Логопед. Ребята, вспомните звуки леса, которые мы слушали в начале занятия. Как стучал по дереву дятел?

Дети. Звук  [д].

Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук встречается в нем чаще других. Логопед читает стихотворение, акцентированно произнося звук [д].

Даня очень- очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

Д е т и. В этом стихотворении мы часто слышали звук [д].

Логопед.  Произнесем этот звук все вместе.

Дети вместе с логопедом произносят звук [д].

Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, кончик языка ударяется о бугорки за верхними зубами и отскакивает от них. Значит, во рту есть преграда из языка. Как вы думаете, звук [д] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [д].

Т, д, б, и, д, г, д, к, н, д.

Да, бу, то, ды, ду, го, ну, до.

Дом, кот, нос, вода, думать, петь, веселый, погода. Молодцы! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Кто скорее?»

Логопед. А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы попробуйте их подружить, произнести их слитно. Д, а. Что получилось?

Ребенок. Да.

Логопед. Д, у. Что получилось?

Ребенок. Ду.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: до, ди.

Работа по книге «Мой букварь».  Логопед раздает детям буквари с закладками  на с. 34.

Логопед. Ребята, а вы хотите познакомиться с буквой Д, узнать, как она выглядит? Тогда нужно открыть буквари. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Даня делом очень занят,

Дом для Даши строит Даня.

В каких словах этого стихотворения есть звук [д]?

Дети. Даня, дом, Даши.

Логопед. Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?

Дети. Это Даня и Даша.

Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Дд. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Значит, буква Д обозначает два звука: [д] и [д’]. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы сначала все предметы, названия которых начинаются со звука [д], а потом предметы, названия которых начинаются со звука [д’].

Дети. Дом, дым, дорога, дрова, дверь; дед, дерево, дети, дятел, деревня.

Логопед. Верно. Молодцы! А теперь посмотрите на магнитную доску.

Логопед помещает на нее большую букву Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Дети. На дом, дверь.

Логопед. Букву Д можно написать по разному. Посмотрите. Какие элементы нужны для того, чтобы составить букву Д?

Дети. Нужны две длинных палочки, одна средняя и две коротеньких или три длинных, одна средняя и две коротких.

Логопед. букву можно сложить из различного материала, открывайте контейнеры и используйте любой материал, чтобы сложить букву Д.

Дети выкладывают букву Д.

Логопед. Ребята, с какие звуки обозначает буква Д? Произнесите их.

Дети. [Д], [д’].

Логопед. Верно. Вспомните названия грибов, в которых есть звук [д].

Дети. Подберезовик, подосиновик.

Логопед. Правильно. Где в этих словах находится звук [д]? В начале, в середине или в конце?

Д е т и. В середине.

Логопед. Конечно. Вы очень хорошо отвечаете на мои вопросы. Я горжусь вами!

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Домашнее задание по лексической теме "Лес.Грибы и лесные ягоды".

Домашнее задание по лексической теме "Лес.Грибы и лесные ягоды"....

Лексическая тема "Лес. Грибы и лесные ягоды"

С 14 по 18 октября изучаем с детьми лексическую тему "Грибы и лесные ягоды". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми дома знаний и умений, полученных в детском саду....

Конспект логопедического занятия на лексическую тему:" Профессии на транспорте. Звук и буква О"

Конспект логопедического занятия на тему: "Профессии на транспорте. Звук и буква О"...

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиКоррекционно-образовательные задачи.- расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»;-учить согласовать числи...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"...

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и [Л`], буква Лл

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Животные жарких стран» Звуки [Л] и  [Л`], буква Лл в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...