Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику с ОВЗ, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия сенсорной информации. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как воспитателем, для обогащения сенсорного опыта и стимулирования речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта

      Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель, структурное подразделение «Детский  сад «Родничок», г.Новокуйбышевск

       В последнее время всё чаще можно услышать словосочетание «сенсорная интеграция». Но что это такое и зачем это нужно? Давайте разбираться.

 Мы постоянно получаем различные ощущения от нашего тела через различные органы чувств: обоняние, зрение, слух, осязание, вкус, глубокое мышечное чувство, вестибулярная система.

Этот комплекс позволяет нам ощущать происходящее с нашим телом в полной мере. Каждую миллисекунду наш мозг получает огромное количество информации от различных рецепторов. Он постоянно занимается тем, что принимает эти сигналы, сортирует и организовывает сенсорный поток.

Когда все поступающие ощущения интегрированы, то у ребенка в полной мере формируется восприятие, поведение и т.д. Но часто бывает, что из-за определенных нарушений, ребенок с трудом воспринимает сенсорную информацию, что приводит к ряду проблем. Сенсорная интеграция показана, если:

-У ребенка проблемы с мышечным тонусом;

-Задержка двигательного ответа на раздражители;

-Плохо развита мелкая и крупная моторика;

-Трудности с удержанием равновесия;

 -Проблемы с тактильным различением;

 -Нарушения осанки, походки;

 -Рассеянное, неустойчивое внимание;

 -Задержка речевого и психического развития;

 -Гиперактивность; ДЦП.

     Хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я наиболее часто использую в своей коррекционно-развивающей деятельности и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

     Цель всех представленных ниже игр – обогащение сенсорного опыта. Играя, развиваем вестибулярный аппарат, общую и мелкую моторику, чувство ритма и равновесия.

 «Угадай на вкус» Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, помидор и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он попробовал.

 «Кто летает?» Объясните ребенку: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее — подними ручки, нелетающее — хлопай в ладоши. - Ракета?.. — Голубь?.. — Стол?.. и т. д. » Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т. д. «Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному. Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие — в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда — маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и т.д. «Где круг, а где квадрат?» Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д. «Большой и маленький» Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т. д. Попросите ребенка из каждой пары выбрать тот, что больше. Можете попросить его разложить предметы в две группы — большие и маленькие. «Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно). «Чудесный мешочек» В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. «Кем ты хочешь быть?» Приготовьте много интересной тематической одежды. Поговорите с ребенком и узнайте, кем он хочет быть — как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя. Пусть воспитанник покажет, как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает. «Узнай по весу» Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы — «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком. «Спрячь листок» Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая — в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно. Если он затрудняется, можно дать более контрастные цвета — красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д. Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого). Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания. «Головоломка» Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем — самостоятельно. Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

     Для развития моторики, чувства ритма и чувства равновесия могу также предложить: 1. Играть в мяч — подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.  2. Игры по принципу «Замри — отомри». Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри». 3. Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш!» 4. Размазывать ладонями мыльную пену  по какой-нибудь поверхности. 5. Хлопать ладонями мыльные пузыри. 6. Прыгать через скакалку. 7. Проползать через тоннель, сделанный из стульев. 8. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку. 9. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит). 10. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.) 11. Тренировать основные моторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги. 12. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропастью. 13. Считалки — ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки. 14. Стихи с движениями. 15. Хлопать в ладоши в ритм музыки. 16. Ритмично танцевать под музыку, петь. 17. Игры на различение запахов с закрытыми глазами. 18. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду. 19. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их. 20. Рисовать пальчиковыми красками. 21. «Рисовать» у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями. 22. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

      Обогащая сенсорный опыт подобными играми, мы помогаем ребенку лучше воспринимать окружающий мир, различать предметы и квалифицировать их по группам, получать новые чувственные ощущения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Обогащение сенсорного опыта детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через систему занятий по модульному оригами.

Закрепление,расширение и уточнение знаний детей о свойствах предметов:их цвете,размере,положении в пространстве и времени. ...

презентация "Стимулирование речевой активности детей 4-5 лет"(из опыта работы Шмидт Т.Н.)

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник тво...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию цветового восприятия»

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством не...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины предметов»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы»

   Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает мно...

Из опыта работы: «Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ в разновозрастной группе 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта»

  Сегодня я хочу поделиться своим опытом «Развитие социальной уверенности у  детей  с ОВЗ 3 -7 лет через обогащение сенсорного опыта» Мой девиз в работе:...