Образовательная кинезиология. "Гимнастика мозга"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Презентация создана на основе работы П.Деннисона "Гимнастика мозга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_kineziologiya._gimnastika_mozga.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ «ГИМНАСТИКА МОЗГА» Ряскина О.И. МБДОУ «ЦРР – д\с № 128»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей .

Слайд 3

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ - чувственное - эмоциональное - творческое - математическое - логическое - аналитическое - речевое Отвечает за тело, координацию движений Отвечает за процесс чтения, письма Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий тесно связанных между собой межполушарными связями. Полушария мозга соединяются в теменно-затылочной области мозолистым телом, состоящим из двухсот миллионов нервных волокон (межполушарные связи ). Развитие межполушарных связей необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое .

Слайд 4

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения . Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека, обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

Слайд 5

Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены: Упражнения для развития мелкой моторики Растяжки Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Телесные упражнения Упражнения на релаксацию Массаж ( самомассаж ) Продолжительность занятий — 10 — 15 мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день Требования - Все упражнения психолог (воспитатель) должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Слайд 6

Кинезиология ( изучение движений тела ) — это целостный подход балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем. С помощью кинезиологии можно: снять острый стресс; вернуть человеку самоуверенность, поддержать его авторитет; выбрать оптимальную для вас профессию; решить проблемы общения внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением; разрешить конфликты на работе; избавиться от комплексов в общении с противоположным полом; выяснить причины хронической усталости, депрессии, бессонницы, плаксивости, апатии; разрешить давние проблемы со здоровьем, хроническими заболеваниями; помочь детям с обучением в школе, вернуть усидчивость, скорректировать поведение; подобрать индивидуальную диету, составить индивидуальный список полезных для вашего здоровья продуктов; рассчитать режим физических тренировок и позволительную степень нагрузки ; и многое другое.

Слайд 7

О бразовательная Кинезиология представляет собой психолого-педагогическое направление, опирающееся на последние достижения в области психологии, педагогики, физиологии и нейрофизиологии. В рамках этого направления разрабатываются специально организованные движения, позволяющие оптимизировать деятельность головного мозга и помогающая обучающимся любого возраста раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле, получить доступ к скрытым ресурсам развития человека .

Слайд 8

Гимнастика Мозга: упражнения которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению. очень простые для выполнения и доставляющие удовольствие движения и упражнения помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Всего несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную зарядку.

Слайд 9

ДВИЖЕНИЕ движение , пересекающее среднюю линию тела . Эти движения наиболее полно объединяют мысль и движение, активизируют естественные механизмы нашего тела и в десятки раз ускоряют передачу информации, способствуя оптимизации работы нервной системы, открывая возможность непроизвольности, непосредственности психофизических функций и обеспечивая легкость обучения. одностороннее движение тела. Эти движения наоборот способствуют разъединению мысли и движения. Они требуют напряженной работы ума, приложение значительных усилий и затрат энергии тела и мозга. Этот тип движения приводит к статическому поведению, требующему сосредоточения и концентрации сознания, а также к стрессу.

Слайд 11

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ШАГ Перекрестные шаги – это перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга . ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ШАГ СИДЯ ДВИЖЕНИЯ , ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ СРЕДНЮЮ ЛИНИЮ ТЕЛА Эти упражнения помогают использовать оба полушария, оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику. Сядьте на коврик. Представьте, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть . Во время выполнения этого упражнения происходит очень мощная работа головного мозга. Одновременно активизируются большие области обоих полушарий, которые связаны через особое образование - мозолистое тело. Образуется большее количество дополнительных нервных связей между полушариями, а это помогает ребенку усилить процесс мышления. Развивается интеллект. Тренируется вестибулярный аппарат.

Слайд 12

ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЕРКА Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге лежачую восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой руками одновременно. . Кроме синхронизации работы головного мозга происходит укрепление глазных мышц и нервных связей. Улучшается зрение, снимается усталость с глаз. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно

Слайд 13

ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ (ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ) Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: - навстречу друг другу; - вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот; - разводя в разные стороны. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации . Расслабляются руки и глаза, лучше усваивается письмо. АЛФАВИТ ВОСЬМЕРКАМИ

Слайд 14

СЛОН Упражнение стимулирует вестибулярный аппарат, концентрацию внимания, память. Встаньте прямо, плотно прижмите левое ухо к левому плечу и вытяните левую руку вперед. Это очень похоже на хобот слона. Колени не напряжены . Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, начиная от центра . Помогайте верхней частью туловища двигаться вслед за рукой. Следите глазами за кончиками пальцев. Повторите то же с правой рукой . выполнять это упражнение 3-5 раз каждой рукой. Это одно из самых сильных упражнений для интеграции мозга. Если к нему добавить "слоновьи звуки", то возбуждаются слуховые механизмы еще и височных долей мозга.

Слайд 15

ВРАЩЕНИЕ ШЕИ Поворачивайте голову медленно из стороны в сторону, словно тяжёлый мяч, дышите свободно. Во время вращения шеи подбородок опущен как можно ниже, голова не перемещается за плечи. Расслабьте плечи, поворачивайте голову из стороны в сторону при поднятых плечах, а затем при опущенных. Делайте упражнение с закрытыми глазами, а затем с открытыми. « Вращение шеи» расслабляет шеи и снижает напряжение. Упражнение лучше проводить до занятий. Оно стимулирует бинокулярное зрение и бинауральный слух. Вращайте головой только впереди себя. Полные повороты головы сзади обычно не рекомендуются. Улучшает дыхани е, умение расслабляться. БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ Положите руку на брюшную область . Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Задержите дыхание на 3 секунды .Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе . Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие . Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему , способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться.

Слайд 16

РОКЕР Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет . Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами . снимает напряжение после длительного сидения за столом, компьютером или рулем автомобиля, прибавляет энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа.

Слайд 17

ЭНЕРГОВИЗАТОР Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела ; нижняя часть тела и шея расслаблены . Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко. Пробуждение организма после сна или долгого сидения за столом или компьютером . Длительность 3 – 7 минут. Растягиваются мышцы, глубокое дыхание повышает уровень кислорода в крови; расслабленные мышцы шеи и плеч способствуют усилению тока спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Активизируется вестибулярный аппарат, «пробуждается» мозг, улучшается слух.

Слайд 18

ВЗГЛЯД НА ПЕРЕКРЕСТИЕ Символ перекрестия «Х» позволяет оптимизировать работу правого и левого полушария. 1 . Нарисуй символ «Х». 2. Расположите его в удобных и видимых для вас местах. 3. Смотрите на этот символ при необходимости. Можно представлять данный символ, мысленно соединяя противоположное плечо и бедро. Можно чертить символ глазами перед собой, соединяя диагонали, например на стене . Улучшает навыки письма, помогает организованности при обучении. Развивает умение планировать и выделять главное в работе, повышает концентрацию внимания; развивает бинокулярное зрение; улучшает координацию движений.

Слайд 19

2. Упражнения , растягивающие мышцы тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий. В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе. АКТИВИЗАЦИЯ РУКИ Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы, активизируйте ее другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе и от себя) Расслабляет плечи и помогает письму, правописанию и даже творческому сочинению

Слайд 20

СОВА Правая рука захватывает левое плечом. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Поменяйте руки и повторите Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером .

Слайд 21

ПОМПА ИКР НОГ ГРАВИТАЦИОННОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено. Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую ). Расслабляет мышцы перед активной игрой или после длительного сидения. улучшает социальное поведение, помогают довести до конца дело , увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.

Слайд 22

ЗАЗЕМЛИТЕЛЬ СГИБАНИЕ СТОПЫ НОГ Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать! Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.

Слайд 23

3. упражнения, повышающие энергию тела обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга. КНОПКИ МОЗГА Выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести . Упражнение стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Слайд 24

КНОПКИ КОСМОСА ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗЕВОТА Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, “вдыхая” энергию вверх по позвоночному столбу. Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. Расслабляет голосовые связки.

Слайд 25

ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие , помогут быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.

Слайд 26

4. позы, углубляющие позитивное отношение которые оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга. Они оказывают ритмическое и стабилизирующее действие на нервные процессы, способствуя эффективному обучению. ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ Можно выполнять стоя и сидя. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал.

Слайд 27

КРЮКИ можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно . 1 часть вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Это упражнение актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, а также в состоянии возбуждения или подавленности . Часть 2 Поставьте ступни параллельно. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени данное упражнение занимает от 30 сек. и более (как требует организм ).

Слайд 28

СПРАВОЧНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ( Движение глаз по горизонтали без вовлечения воспринимающего участка мозга) Кнопки Мозга Перекрестный шаг Ленивые 8-ки Бабочка на потолке Прослеживание глазами за горизонтальной линией ПОНИМАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ Сосредоточенное чтение, требующее восприятия и переработки языковой информации) Помпа Сгибание стопы Гравитационное скольжение Заземлитель

Слайд 29

УСТНОЕ ЧТЕНИЕ ( Эмоциональное выразительное чтение) Вращение шеи Энергетическая зевота Перекрестный шаг НАВЫКИ ПИСЬМА И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ КООРДИНАЦИЯ "РУКА-ГЛАЗА" (Письмо, курсивное письмо, рисование в левом-правом, нижнем и верхнем полях) Ленивые 8-ки Алфавит 8-ми Активизация руки Двойные рисунки ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ( Способность интегрировать опыт, хранящийся в задних отделах мозга, в язык) Помпа Сгибание стопы Упражнения на координацию «рука-глаза»—любые Энергетическая зевота

Слайд 30

ПРАВОПИСАНИЕ Способность одновременно вызвать визуальную память и строить слуховые образы) Слон Думающий колпак Сова МАТЕМАТИКА ( Способность работать с многомерными и многонаправленными системами) Слон Сова Помпа Вращение шеи Гравитационное скольжение Двойные рисунки НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УЧЕНИЯ НАВЫКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (Интеграция внутренней речи, образов, относящихся к мышлению) П ерекрестный шаг К нопки баланса Позитивные точки Вращение шеи

Слайд 31

ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ( Выпустить из себя творчество) В ода Брюшное дыхание Перекрестный шаг Позитивные точки Крюки Кнопки баланса Сгибание стопы ног Двойной рисунок БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ Способность быстро просматривать и бегло читать) Ленивые,8-ки Перекрестный шаг Мысль о «Х» Все растягивающие упражнения

Слайд 32

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ( Способность интегрировать знаниям, мысли других людей в свои собственный опыт) Мысль о « X » Перекрестный шаг Растягивающее упражнение любое Энергетизатор . Рокер Двойные рисунки НАВЫКИ ОРГАНИЗАЦИИ ( Плавное движение глаз по вертикали и горизонтали) Кнопки Земли Кнопки Космоса Кнопки баланса

Слайд 33

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Кинезиология - гимнастика для мозга"

    Каждое из кинезиологических упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный мат...

Кинезиология - гимнастика для мозга

Кинезиология – это особая система, изучающая вопросы взаимосвязи тела и ума. Выполняя специальные упражнения, специалистам удается «вытянуть» из детей потенции, которые до сих пор были заключены ...

Статья "Кинезиология - гимнастика для мозга"

laquo;Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень)....

Педагогическая гостиная «Кинезиология – гимнастика для мозга»

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. (наука о развитии головного мозга через движения)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ ГИМНАСТИКА МОЗГА

Материал предназначен для педагогов ДОУ...

Семинар - практикум «Кинезиология – гимнастика для мозга»

Семинар - практикум  «Кинезиология – гимнастика для мозга»...

Картотека упражнений по саморазвитию для педагогов «Образовательная кинезиология – гимнастика для мозга»

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упраж...