РОЛЬ СЕНСОРНОГО УГОЛКА В КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА
консультация по коррекционной педагогике

Кутько Екатерина Сергеевна

 

 

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.

 Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Снижение или слабость зрительных функций в период детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою функцию. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕНСОРНОГО УГОЛКА

В КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА

 

Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.

 Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Снижение или слабость зрительных функций в период детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою функцию. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:

- зрительного восприятия;

- тактильного восприятия;

- слухового восприятия;

- обоняния.

Проблема, возникающая при подборе игр и игрушек для развития сенсорного восприятия, состоит в том, что наша промышленность практически не предлагает игровых пособий для детей, имеющих патологию зрения, и педагогам приходится пользоваться тем, что выпускается для нормально-видящих детей. Поэтому, при покупке игр и пособий нужно обращать внимание на следующее:

- цветовое изображение. Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой.

- чёткие контуры изображений. 

- отсутствие лишних деталей.

- идентичность игрушек реальным объектам.

 В группе создан уголок коррекции, включающий в себя специальные дидактические пособия и игры, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия, пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.

 Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению. 

Лото «Птицы», дидактический набор «Моторика» развивают умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.

 Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус,  дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми является зрительная гимнастика. Которая проводится не менее 3 раза в день в течении 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, повышается зрительная работоспособность, улучшается кровообращение, а это способствует коррекции зрительных нарушений и предупреждению развития глазных заболеваний.

Так же проводим работу с малыми офтальмотренажерами, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.

 «Разноцветные кружочки». На таблице слева и справа нанесены равное количество кружочков определенного размера (от 5 до 0,5 см) и цветов (красного, синего, желтого, черного). Детям предлагаем задания:

 - покажи все большие (маленькие) кружочки;

 - покажи красные кружочки в порядке убывания (возрастания);

 - какие кружки расположены рядом с большим красным кружком;

 - «Найди такой же» (игра в парах).

 Цвет стимулирует зрительную реакцию ребенка, обладает большей эмоциональной выразительностью. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.

Аналогичные таблицы  «Полоски длинные, короткие».

 Слева и справа на таблице нанесены полоски определенной длины от самой длинной 50 см. до самой короткой 10 см., всего 5 полосок.

 Ребенку предлагают:

 - найди 2 равные по длине полоски;

 - покажи самую короткую и самую длинную полоску;

 - от самой короткой до самой длинной.

 Важным условием для восприятия величины предметов является возможность их одновременного обозрения.

Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.

«Елочка». На листе бумаги контуром изображена елочка. Толщина линии – 1см. Плакат размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами.

 Упражнения со схемами проводится в положении стоя или сидя. Педагог предлагает детям занять удобную позицию, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).

 Этапы обучения детей работе на офтальмотренажере.

Первый этап - подготовительный.

 Ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии. Предлагает детям следить глазами за указкой.

Второй этап - основной.

 Ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

 

 

Третий этап - заключительный.

 Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

«Найди зверюшек».

 Упражнение способствует развитию глазодвигательных мышц, развитию зрительного восприятия.

 На таблице нарисовано 2 контура – силуэта животных, частично задевающих друг друга. Сначала, это 2 разноцветных контура, затем добавляются еще 1-2, но выполненных одним цветом, имеющие четкий контур. Детям предлагают отыскать животных и сказать, кто это.

После продолжительной зрительной работы вблизи, учим детей перемещать взгляд вдаль, вверх. Предлагаем посмотреть на предмет, зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамическую работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот, расслабляются те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

 Таким образом, профилактическая коррекционная работа с детьми имеющими дефект зрения способствует тому, что к концу пребывания в детском саду дети усвоят сенсорные эталоны: цвет, форма, величина; научатся ориентироваться в пространстве, что поможет им успешно обучаться в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки

Актуальность проблемы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрение посредством музыки....

Использование дидактической игры как средства коррекции зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения"

Зрительное          Зрительное восприятие – это фоpмирование обрaзов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на орган зрения.    Восприятие ...

Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Опыт работы старшего воспитателя МКДОУ «ЦРР – Д/С №41» Никуловой Е.Г. по разработке «Учебно-методического пособия. "Развитие конструктивных умений и коррекция зрительного восприятия детей с сенсорными нарушениями средствами конструктора MRT1 HAND (слабо

Представлен опыт работы по разработке методического комплекса к новому робототехническому конструктору для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения....