Конспект группового занятия с детьми, перенесшими смерть близкого человека по сказке «Душа»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Понимание смерти у детей ограничено. Для  ребенка важно знать, что о нём заботятся и любят. Дети  не в состоянии осмыслить случившееся горе на том уровне, на котором это делают взрослые. Ребёнок страдает, но не всегда  открыто  скажет взрослому, как ему плохо. В связи с этим в случае  смерти одного из родителей  для снижения травматизации необходимо присутствие в  жизни ребёнка  другого значимого взрослого, который окружит его заботой и теплом, а также возможность проявления собственных чувств. Необходимым в этой ситуации является  психологическая помощь горюющему ребёнку. В данном материале будет представлен конспект групповой работы по сказке "Душа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gruppovogo_zanyatiya_s_detmi_po_skazke_dusha.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с детьми, перенесшими смерть близкого человека по сказке «Душа»

Цели:

-психологическая помощь детям в осознании своих чувств;

-развитие способности к рефлексии, сопереживания у детей.

Задачи:

- содействовать налаживанию диалогического общения детей;

- развивать в детях открытость и способность выражать свои эмоции;

- развивать у детей способность к эмпатии.

Используемый материал.

Сказка «Душа».

Ход занятия.

Традиционное начало занятия.

Дети сидят на стульчиках. Педагог протягивает свои руки в центр круга, и дети кладут свои ладони на ладонь педагога так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать. Давайте скажем о том, как мы соскучились друг по другу и как мы любим друг друга. «Я очень соскучилась за вами, и мне приятно вновь встретиться с вами, ребята».

Каждый ребенок говорит о своем чувстве, настроении и желании, с которым пришел к нам.

Основная часть занятия.

Педагог знакомит детей с темой занятия и зачитывает сказку «Душа»

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, для нас они могут показаться необычными: их облик, хоть и похож на наш, но всё же больше напоминает облака, чем людей. Эти существа зовутся Душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел. Но особенно им нравится наблюдать за людьми и участвовать в их жизни. Так, например, наблюдая за каким-нибудь ребенком, увидит Душа, что тот расстроен, плачет или капризничает, подлетит поближе и начнет нашептывать на ушко добрые хорошие слова. А малыш ее не видит, и думает, что плохое настроение и неприятности проходят сами собой. Но Души не обижаются на людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное – нести добро в сердца людей.

Есть люди, которые чувствуют присутствие Душ рядом. Эти люди называют Души Ангелами-Хранителями. Люди даже рисуют Ангелов-Хранителей и обращаются к ним за помощью. Конечно, Души помогают тем, кто их просит. И эта помощь ощущается людьми как покой на сердце, или как чувство спокойной радости.

Можно подумать, что Души всесильны и люди могут только у них что-то просить. Можно подумать, что люди ничем не должны помогать Душам. Но это не так. Люди могут очень многое сделать для Душ.

Дело в том, что Души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором живут люди. Может, они хотят построить прекрасные дома, или нарисовать чудесные картины, вырастить цветы и фрукты, помочь Земле быть чистой и красивой. Но Души ведь похожи на облачка, у них нет таких плотных ног, чтобы ходить по земле; у них нет таких плотных рук, как у нас с тобой, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чудесные желания и не иметь возможности их воплотить в жизнь!

Вот, оказывается, в чем люди могут помочь Душам. Люди могут помочь Душам осуществлять их желание делать жизнь на земле красивой. Ведь люди имеют руки, чтобы строить и рисовать, они имеют голос и речь, чтобы советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблюдать за тем, что и кто нуждается в помощи.

Интересно, а каждый ли человек может помочь Душам осуществлять их заветные желания?

Может, для этого нужно обладать особыми качествами?

Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, который может помочь Душам?

(Здесь предполагается выслушать мнение ребенка, и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих близких или знакомых тебе людей обладает такими качествами? А сам ты ими обладаешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти качества? Что для этого нужно делать? А ты что-то готов делать для этого сам? Кто бы мог тебе в этом помочь? В чем будет заключаться помощь?)

А теперь пришло время открыть важный секрет. Оказывается, Души могут становиться людьми! Когда маленький ребенок растет в животе у мамы, только еще собираясь появиться на свет, Душа принимает важное для себя решение. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить рядом с человеком на земле. И когда маленький человечек рождается, вместе с ним рождается и его Душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради него покинула свою чудесную страну.

Человек растет и вместе с ним растет Душа. Благодаря ей даже совсем еще маленький человек совершает хорошие добрые дела.

Как ты думаешь, какие дела человек совершает благодаря Душе?

Конечно, прежде всего, Душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли ты, что это значит?

Благодаря чуткости человек тонко чувствует настроение других людей, особенно тех, кто его любит. Он чувствует, когда близкий человек грустит или радуется, печалится или устал. И вот тогда Душа помогает ему найти хорошее слово, чтобы утешить или подбодрить, или разделить радость.

Как ты думаешь, важно ли это?

Да, ты прав – это очень важно. Потому что благодаря чуткости человек, даже самый маленький, может проявлять свою Любовь к близким людям. А Любовь, как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.

Однако ты можешь спросить: если все люди обладают Душой, а Душа помогает быть чутким и любящим, то почему некоторые люди ссорятся, воюют, разрушают то, что строят другие? То есть, ведут себя не как чуткие и любящие люди.

Есть вопросы, на которые сложно ответить даже самым умным взрослым. И этот вопрос один из них. Может быть, люди ссорятся, зляться от того, что не знают, что у них есть Душа и можно жить по-другому? А может быть, некоторым людям вовсе не нужно знать, что у них есть Душа? А может, есть такие люди, у которых нет Души? Как ты думаешь?

Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, нечасто они об этом говорят вслух.

А теперь, нам откроется самый главный секрет.

Оказывается, Душа может жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой Души есть свой СРОК жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть мультфильмы с пяти часов до шести часов. Об этом говорят – есть СРОК смотреть мультфильмы. То есть СРОК имеет начало и конец.

Так с рождением человека начинается СРОК жизни Души и человека вместе. Когда он истекает, Душа чувствует, что ее срок жизни вместе с человеком на земле подходит к концу, - и она должна покинуть человека, чтобы вернуться обратно в свою чудесную страну. Это естественное течение Жизни. В тот момент, когда Душа прощается с человеком и улетает в свою страну, человек, точнее его тело, больше не может жить без Души. И про такого человека люди говорят: «Он умирает» или «Он умер». В этот момент на глазах самых близких человеку людей появляются слезы. Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, в другой город, многие тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогает нашу Душу, наше сердце и наш разум. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддержать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и самочувствие.

И вот когда человек умирает, любящие люди понимают, что его Душа улетела далеко, в свою чудесную страну, откуда она родом. Но как же можно заботиться о том, кого нет рядом? Оказывается, можно.

Представь себе, что ты едешь в поезде или автобусе в другой город. Ехать предстоит много часов и дней, потому что ты едешь в далекий-далекий город. Если будет жесткое сидение, или если будет укачивать в машине, поездка доставит много неприятностей. Поэтому, когда люди отправляются в путешествие, они проверяют: удобное ли у них сидение, достаточно ли у них еды и многое другое.

Вот и Душа, когда ее срок жизни вместе с человеком заканчивается, должна отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было хорошо, ей нужна помощь людей, которые любили того человека, вместе с которым жила Душа.

Далее педагог предлагает детям обсудить эмоции, которые вызывала сказка.

Окончание занятия.

Педагог протягивает снова руки в центр круга, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы». «Ребята, я благодарю вас за то, что вы так внимательно слушали меня и друг друга и рассказали о своих эмоциях и чувствах. Это занятие помогло нам узнать лучше друг друга и стать ближе. До свидания, ребята!»

Результаты работы.

Благодаря проделанной работе были решены все задачи: наладилось более близкое, открытое общение между детьми, вырос уровень принятия и эмпатии в группе, дети проговорили свои эмоции в отношении страха смерти. Также по результатам проведенного занятия было проведено родительское собрание, даны рекомендации родителям и педагогам как вести себя с ребенком, перенесшим смерть близкого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с детьми второй младшей группы. Тема: инсценировка сказки «Маша и каша».

С помощью инсценировки сказки "Маша и каша" привлечь детей второй младшей группы к физкультурному занятию. Материалом занятия является кукла Маша....

Конспект группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект группового занятия педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развитие внимания, слуховой памяти, мышления....

КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ В. КАТАЕВА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

Развивать мелкую моторику, логического мышление, закрепить знания детей о временах года, развивать образное мышление. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характе...

Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»

Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим не...

Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы «Путешествие по сказке с Колобком»

Закрепление знаний о лесных животных на основе русской народной сказки «Колобок» с элементами театрализованной деятельности...

Конспект группового занятия с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Дом. Мебель».

Представлен конспект занятия  на совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; согласование существительных с числительными, употребление существительных...

Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы на тему сказки «Рукавичка» (театрализация)

Тема занятия: «Сказка «Рукавичка» Цель: Формирование интереса и потребности в восприятии и театрализациипроизведения сказочного жанра.Задачи: Воспитательные: 1. Воспит...