Практика в рамках городской акции «Педагогические открытия» 2017-2018 г на тему «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Пархоменко Инесса Николаевна

В данном материале представлено описание практики, которая была представленаив рамках городской акции "Педагогические открытия 2017-2018 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание практики в рамках  городской акции

«Педагогические открытия» 2017-2018 г.

Территория 

Красноярский край

Полное наименование образовательной организации 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности № 47»

Ф.И.О. должность ответственного за реализацию практики 

Пархоменко Инесса Николаевна, педагог-психолог

Контактные данные (телефон, e-mail) 

89607736443, irisnp@rambler.ru

Автор(ы) Ф.И.О. с указанием должности и места работы 

Пархоменко Инесса Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 47»

Название практики 

«Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Основная идея практики

 В последнее время наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, речевого и психического развития. На сегодняшний день в арсенале специалистов, педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из нетрадиционных здоровье- сберегающих, интересных и вызывающих яркий эмоциональный отклик у детей, является Су-Джок терапия. Необходимо сказать, что Су-Джок терапия нашла широкое применение в работе учителей – логопедов, однако в деятельности педагога-психолога данная технология не столь широко используема.

Организуя коррекционно-развивающую работу с детьми ОВЗ я искала формы, методы, технологии работы, которые бы позволили бы  сделать данную работу наиболее эффективной. Мои наблюдения и сравнение  результатов ребят до и после использования на занятиях Су-Джок стимуляторов показывает, что их применение  способствует не только улучшает мелкую моторику пальцев рук, но и повышает работоспособность  детей в физическом и умственном плане.

Важно отметить, что данный метод имеет три важных достоинства. Это:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.

Таким образом, цель  использования Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи Су-Джок терапии:

- способствовать нормализации мышечного тонуса (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);

- активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;

- развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка;

- развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.

   

Направление представленной практики

Данный метод реализуется по направлению «Реализация инклюзивного образования: от отдельных практик к моделям муниципального уровня.

Уровень образования 

Практика используется  в дошкольном образовании.

Специфика, на кого направлена практика

Данный метод  используется в работе с детьми ОВЗ.

Логика (технология, способ) решения задачи для целевой группы

На своих коррекционно - развивающих занятиях мы с детьми используем Су-Джок  стимуляторы в виде шариков разного цвета в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надевают на пальчики. Выполняя игровые упражнения с Су-Джок стимуляторами, дети повторяют небольшие стихотворные тексты и контролируют выполнение самомассажа, в соответствии с предложенными картинками. 

Использование массажного шарика осуществляется мной по двум основным способам работы:

1. Прямой способ:

-массаж ладоней и пальцев рукколючим массажным шариком;

-массаж пальцев эластичным кольцом. 

2. Косвенный способ:

-использование шаров для развития сенсомоторики. Например, игра  «Разноцветные шарики».  Детям даётся задание собрать шарик по заданному условию (сине-красный, красно-зелёный, сине-зелёный и т.д.). В сложном варианте данной игры дети должны сами собрать шарик и придумать ему название.  В игре «Разложи шарики по цвету», используя логическую операцию группирования, дети раскладывают шарики по цвету, называя цвет каждой группы;

-использование шаров для развития ВПФ (развитие памяти и внимания). Например, дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

-использование шаров для развития зрительного и тактильного восприятия. Например, детям даётся задание провести  колючим шаром  по контуру изображённого на картинке предмета или фигуры, объёмного объекта.

    При осуществлении прямого способа работы, мной используется разный темп выполнения движений. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбуждение нервной системы. При медленном массаже она, напротив снижается. Если массажные приёмы выполняются в среднем темпе, обеспечиваемся успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает лёгкость и бодрость.

Структурные компоненты практики

Су-джок терапия с детьми реализуется мной  поэтапно:

I этап. Знакомство детей с Су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шариков Су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Овладение детьми массажными движениями в процессе выполнения упражнений  на ΙΙ этапе последовательно структурировано. Так, например,  Массаж ладоней и пальцев рукколючим массажным шариком осуществляется в следующей последовательности:

 1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шприк по ладоням.

3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

 

Содержательные компоненты практики, концептуальная основа

Цель практики: использование Су-Джок терапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми ОВЗ:

Задачи реализуемые в процессе использования Су-Джок терапии:

1. Нормализовать общий  мышечный тонуса крупной и мелкой моторики рук.

2.Содействовать снижению двигательной и расторможенности (саморегуляция и самоконтроль действий).

3.Способствовать развитию развитию произвольного внимания.

4. Развивать слухоречевую память.

5. Стимулировать речевые области в коре головного мозга способствующих развитию речи дете.

Используя элементы Су-Джок терапии, применяю следующие методы:

1. Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, пальчиковую гимнастику.

2. Наглядные методы. В индивидуальной работе использую схемы, иллюстрации основных движений.

3. Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения.

4. Практические методы. Массаж кистей, стоп и пальцев. 

При организации работы по Су-Джок терапии придерживаюсь следующих требований:

1. Мотивационное обеспечение: привлекаю тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

2. Эмоциональное сопровождение:

-атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

-доброжелательный настрой;

-заинтересованность педагога-психолога в успехах детей;

-собственные эмоциональные проявления детей.

3. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые занятия.

4. Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

Предполагаю, что в результате использования Су-Джок терапии в работе с детьми с ОВЗ:

-осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

-развивается координация движений и мелкая моторика;

-развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

-стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Оценивание  результативности  данной методики осущестляется по следующим параметрам:

  1. Сформированность общей и  мелкой моторики.
  2. Сформированность процессов самоконтроля и саморегуляции.
  3. Сформированность произвольного внимания и слухоречевой памяти.
  4. Изменение показателей речевого развития.

Организационные механизмы реализации практики 

Практика реализуется в специально организованных формах организации учебного процесса.

Результаты и достижения при реализации практики 

Данная практика реализуется 1 год (с сентября 2017 г.) Промежуточная диагностика показала положительную динамику коррекционной работы с детьми с ОВЗ в соответствии с качественным анализом параметров результативности:

-улучшилась ловкость и быстрота двигательных реакций;

- улучшились  тонкие движения кистей и пальцев рук;

-проявляется  умение контролировать  и регулировать свои действия в процессе выполнения упражнений;

-улучшилась концентрация и устойчивость внимания.

- увеличился объём слухоречевой памяти;

-появляется положительная речевая активность детей.

Значимость результатов для сферы образования Красноярского края 

Данная практика может использоваться в работе с детьми с изменениями  и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития, с задержкой психического развития и т.д.

Проблемы, трудности в реализации практики

Организация развивающей среды (покупка Су-Джоков) осуществляется за личный счёт.

Уровень становления практики

Начало реализации

Наличие рекомендательных писем от государственных образовательных организаций высшего образования, государственных научно-исследовательских институтов в сфере образования, психологии, социологии, подтверждающих значимость практики для сферы образования Красноярского края. 

1. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. 2014, -№17, С. 552-554.

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007, С. 94.

3. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А. КАРО, 2008, С. 160.

4. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак -  Су Джок Академия, 2009, С. 208.

5.Большакава С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М, 2015.

6.Николаева С. В., Калинина Т. К. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет, 2011.

7.Рыжанкова Е. Н., Буланович Н. И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой, 2008.

Наличие научного руководителя

нет

Наличие опубликованных материалов в рецензируемых изданиях по теме реализуемой практики.

нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование су джок терапии в работе учителей-логопедов с детьми со стёртой дизартрией».

Известно, что основными целями  применения Су Джок терапии в логопедической практике является нормализация мышечного тонуса, а также опосредованное стимулирование речевых областей в ...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками

Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...

Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога, как эффективное направление здоровьесбережения.

На современном этапе развития дошкольного образования одной из основных задач является обеспечение физического и эмоционального благополучия детей, так как здоровье- важнейшая составляющая жизни челов...

Тренинг "Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога"

Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога. Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.Задачи:Стабилизир...