Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бастрыкина Татьяна Алексеевна

Перечень диагностических методик, предназначенных для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bastrykina_perechen_diagnost.metod_.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень диагностических методик для выявления нарушений развития у детей дошкольного возраста

1.Методика Выготского – Сахарова:  предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. (деревянные цветные фигурки -  начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики -  начиная с 3,5–4-х лет.)

2. «Предметная классификация»: Основной целью использования методики «Предметная классификация» является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом. Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:  1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 7 лет.
Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия

3. Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву): Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. (для детей от 4,5 до 7-летнего возраста.)

4. Исключение предметов (4-й лишний): Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок. (для детей с 3–3,5лет)

5. «Установление последовательности событий»: Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. (от 3,5–4 до 7-летнего возраста).

6. Кубики Коса: Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности. (3,5 -7-летний возраст).

7. Тест Рука: Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире. (4 — 4,5 до 7-летнего возраста.)

8. Методика «СОМОР»:  С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. (от 4 до 7-летнего возраста).

9. «Эмоциональные лица»: Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек).( с 3-х до 7-летнего возраста.)

10. Цветовой тест отношений: Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. (с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».

В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...

Диагностические методики для изучения поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

В данную публикацию включены диагностические методики для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места исследовательской де­ятельности в системе ценностных ориентации дошко...

Диагностические методики для выявления нарушений у детей дошкольного возраста

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста1Социометрическая методика "Два домика"  Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Учебник ...

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста

Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста 1Социометрическая методика "Два домика"  Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Уч...

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста. Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего ма...