Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в практической работе учителя – дефектолога.
статья по коррекционной педагогике

Шайтанова Нина Николаевна

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih-ped_soprov_d_s_ovz_v_praktich_rab_defektologa.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

 Учитель - дефектолог:

Шайтанова Нина Николаевна

I квалификационная категория

«Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в практической работе учителя – дефектолога».

Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя следующие направления (представлены на слайде).

В нашем дошкольном образовательном учреждении воспитываются дети с различными зрительными нарушениями. Работа детского сада направлена на решение задач системного подхода в лечении и воспитании детей с нарушением зрения. Комплексное лечение основано на взаимосвязи работы медицинских и педагогических специалистов.

Участники психолого-педагогического сопровождения представлены на слайде.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения: состоят в том, что они имеют ряд потребностей

- потребность в формировании адекватных образов предметов, действий с ними и т.д.;

- потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.);

- потребность в выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики;

-  потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы;

-потребность в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно;

- потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.

Сопровождение детей с ОВЗ учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:

Диагностическое:

Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогами обучающими ребёнка с ОВЗ, изучение документации и рекомендаций ТПМПК;

б) педагогическое наблюдение за дошкольниками в организованной деятельности и во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи).

Коррекционное:

Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

- нормализация ведущей деятельности;

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- формирование навыков социального взаимодействия.

Консультативно-просветительское направление

Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.

Данное направление предполагает:

а) выявление  запроса  педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:

 - наблюдение образовательного процесса;

- совместное обсуждение проблем развития и образования обучающихся с ОВЗ;

- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;

- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;

- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений;

- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.

б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:

- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;

- совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;

- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;

- участие в родительских собраниях;

- проведение открытых занятий.

Аналитическое направление

Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;

б) проведение анализа  качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.        

Методы, приемы и технологии, используемые мной в коррекционно-развивающей работе.

«Дары Фребеля»

В своей работе  я использую развивающее пособие «Дары Фребеля». Основой «Даров Фребеля» являются  - мяч, шар,  кубик. С их помощью мы изучаем форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Игры с дарами помогают совершенствовать творческие способности, логическое и пространственное мышление. Проектирование фигур по заданным схемам и силуэтам, а также придумывание собственных фигур.

Выкладывая их, дошкольники усваивают названия геометрических фигур, признаки, исследуют фигуры визуальным и осязательно-двигательным путем, легко переставляют их, чтобы получить новую фигуру. У воспитанников вырабатывается умение анализировать элементарные изображения, экстрагировать в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически трансформировать фигуры путем разделения и составлять их из элементов. Подобные игры активизируют образное, пространственное мышление, улучшают память и воображение, благоприятствуют совершенствованию интегративных функций с помощью координации в системах «глаз - рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо - глаз - рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми я использую развивающее пособие «Ориентация в пространстве и зрительно-моторная координация». Работая с данным пособием, решаю сразу несколько задач: развиваю зрительно-моторную координация, пространственную ориентировку, внимание, прослеживающую функцию глаза, общую моторику, анализ, синтез и многое другое.

Совместно с педагогом - психологом ведем проект «Танцующие краски Эбру». В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.

В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

Песочная терапия

Методика рисования песком предполагает соотнесение зрительной стимуляции с тактильными раздражениями, что делает эту методику уникальной в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения.

Для слабовидящих детей графическое изображение более доступно и приемлемо, поскольку подчёркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Благодаря рисованию пальцем контуров предмета, прослеживания глазами за движением пальца по песку, у ребёнка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним.

Песочная терапия многофункиональна. Рисуя на песке или, играя с ним, мной решаются следующие задачи:

-развивать познавательные процессы, фантазию, внимание, память;

-развивать координацию движений, пространственное восприятие, ориентировку на плоскости;

-развивать сенсорное восприятие;

-развивать зрительные функций;

-тренировать мелкую моторику и тактильно-кинестическую чувствительность рук;

Кинезиологические упражнения. Межполушарное развитие.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Зрительные тренажеры

Особое место в коррекционной работе с детьми ОВЗ уделяю зрительным гимнастикам и тренингам на специальных зрительных тренажерах. Всем известный тренажер Базарного, «Стрелоплан» (который разработал Мишин М.А.) и другие схемы, представленные на слайде. При работе с тренажерами  учитываю:

-  характер зрительного заболевания;
- правильная поза и положение головы в процессе тренинга;
- использование ярких и контрастных цветов при изготовлении тренажеров для активизации зрительных функций;
- проведение подготовительного этапа по обучению детей определенным движениям глазных яблок.

Развивающая среда «Фиолетовый лес» В.Воскобовича. 

Так же в работе с детьми ОВЗ совместно с педагогом – психологом использую оригинальную авторскую проблемно-игровую методику познавательно-творческого развития детей дошкольного возраста. «Сказки Фиолетового Леса»  Автор Т.Г.ХАРЬКО». В основе этой методики лежат развивающие игры В.В. Воскобовича.

Достоинством игровой методики является многофункциональность, то есть с помощью одной игры можно решить достаточное количество образовательных задач, при этом, ребенок: узнает и запоминает цвет, форму, величину; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, ориентировка в пространстве и т.д

Включение в коррекционную развивающую работу с детьми с ОВЗ игр В.Воскобовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всей активной работы с ними.

Таким образом, современные педагогические технологии, организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая  и психолого – педагогическая  работа помогают детям с ОВЗ приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

Городская научно-практическая конференция "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"

Городская научно-практическая конференция "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы" в рамках Форума "От возможностей к перспективам: образован...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...

Психолого-педагогического сопровождение воспитанников в ДОУ в рамках работы психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) является одной из форм  взаимодействия руководящих и педагогических    работников, объединяющихся для оказания диагностической, консультати...