"Эмоциональная идентификация" диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
тест по коррекционной педагогике
Цель: Изучение особенностей эмоциональной идентификации, выявление уровня сформированности ее двух компонентов - восприятия и понимания эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izotovoy.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и ее модификация — для младшего школьного возраста.
Направленность методики:
· общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;
· диагностическая серия № 1, № 2:
выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;
·диагностическая серия № 2:
· определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);
· выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
· выявление фактора эмоциональной напряженности.
Показатели методики:
1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);
2. понимание эмоционального содержания;
3. идентификация эмоций;
4. вербализация эмоций;
5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);
6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;
7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).
Дифференциация результатов по показателям 3, 41 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.
Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.
Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.
Диагностическая серия № 1 (для детей 4—5 лет)
Этап 1
Стимульный материал: 4—6 карточек с изображениями гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках?Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4 — 6 карточек с лицами гномов.
Инструкция 2:Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида (ябеда). Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Этап 2
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его).
ПРОТОКОЛ А-1
Ф.И.О._______________________________________________________________
Дата рождения ______________________Возраст ___________________________
Дата обследования_______________Время ________________________________
Модальность (характеристика гномика) | Номер пиктограммы | Обоснование выбора | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Оптимистичность (весельчак — №1) |
|
|
|
|
|
|
|
Агрессивность (злюка — № 2) |
|
|
|
|
|
|
|
Пессимистичность (плакса — № 3) |
|
|
|
|
|
|
|
Тревожность (бояка — № 4) |
|
|
|
|
|
|
|
Капризность (привереда — № 5) |
|
|
|
|
|
|
|
Завистливость (завида-ябеда — № 6) |
|
|
|
|
|
|
|
Примечания |
|
Рассказ |
|
Особенности рисунка |
|
Диагностическая серия № 1 (для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)
Этап 1
Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.
Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.
В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.
Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?
При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.
Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.
Этап 2
Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.
Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?
При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.
ПРОТОКОЛ
Этап 1
Ф.И.О._______________________________________________________________
Дата рождения ______________________Возраст ___________________________
Дата обследования_______________Время ________________________________
Номер пиктограмм | Попытки | Помощь | Обоснование | ||
1 | 2 | 3 | |||
N° 1 (весельчак) |
|
|
|
|
|
№ 2 (злюка) |
|
|
|
|
|
N° 3 (плакса) |
|
|
|
|
|
N° 4 (бояка) |
|
|
|
|
|
N° 5 (привереда) |
|
|
|
|
|
№ 6 (завида-ябеда) |
|
|
|
|
|
Этап 2
Гномы | Выбор цвета | Адекватность прорисовки (элементы) | Обоснование | |||
рот | глаза | брови | другое | |||
Весельчак |
|
|
|
|
|
|
Злюка |
|
|
|
|
|
|
Плакса |
|
|
|
|
|
|
Бояка |
|
|
|
|
|
|
Привереда |
|
|
|
|
|
|
Завида-ябеда |
|
|
|
|
|
|
Примечания:___________________________________________________________
Рассказ:_______________________________________________________________
Диагностическая серия № 2 (для детей 4—5 лет)
Стимульный материал: набор фотографий, цветные карандаши, бумага.
Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты будешь отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.
Фотографии показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).
Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение) ?
В случае затруднений предложить ребенку структуру рассказа: что было, есть, будет с этими людьми. При затруднениях в идентификации эмоции обратить внимание ребенка на рисунок губ, глаз, бровей.
В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.
Инструкция 3 (после всех предъявлений): А с тобой случалось такое? Или другие истории, когда ты радовался (боялся, грустил, злился и т. д.) ?
Расскажи про свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.
ПРОТОКОЛ
Ф.И.О._______________________________________________________________
Дата рождения ______________________Возраст ___________________________
Дата обследования_______________Время ________________________________
Фотографии (основные) | Идентификация (3 попытки) | Помощь | Обоснование | ||
Радость (№1) |
|
|
|
|
|
Печаль (№ 2) |
|
|
|
|
|
Гнев (№ 3) |
|
|
|
|
|
Страх (№ 4) |
|
|
|
|
|
Фотографии дублирующие | Идентификация (3 попытки) | Помощь | Обоснование | ||
Радость (№ 1а) | |||||
Печаль (№ 2а) | |||||
Гнев (N° За) | |||||
Страх (№ 4а) |
Примечания ___________________________________________________________
Рассказ _______________________________________________________________
Рисунок ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару
Тема самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года по 30 декаб...
"Об эмоциональной отзывчивости детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей требует от воспитателей много внимания и терпения....
Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...