"Эмоциональная идентификация" диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)
тест по коррекционной педагогике

Тулинова Екатерина Сергеевна

Цель: Изучение  особенностей эмоциональной идентификации, выявление уровня сформированности ее двух компонентов - восприятия и  понимания эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_izotovoy.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Е. И. Изотовой)

        В настоящее время «Эмоциональная идентификация» используется в практике как основная методика для детей дошкольного возраста и ее модификация — для младшего школьного возраста.

Направленность методики:

· общая — выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;

· диагностическая серия № 1, № 2:

выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций — восприятия и понимания эмоциональных состояний;

·диагностическая серия № 2:

· определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть);

· выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

· выявление фактора эмоциональной напряженности.

Показатели методики:

1. восприятие экспрессивных признаков (мимических);

2. понимание эмоционального содержания;

3. идентификация эмоций;

4. вербализация эмоций;

5. воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность);

6. актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

7. индивидуальные эмоциональные особенности (фактор эмоциональной напряженности, форма эмоционального реагирования, эмоциональный стиль).

        Дифференциация результатов по показателям 3, 41 5 осуществляется по трем уровням: низкому, среднему, высокому.

        Дифференциация результатов по показателям 6, 7 осуществляется по качественным характеристикам.

        Дифференциация результатов по показателям 1, 2 осуществляется по типологическому соответствию.

Диагностическая серия № 1 (для детей 4—5 лет)

Этап 1

Стимульный материал: 4—6 карточек с изображениями гномов.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках?Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

        В процессе инструкции осуществляется показ мимикой. При необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать 4 — 6 карточек с лицами гномов.

Инструкция 2:Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, привереда, завида (ябеда). Как ты догадался?

        При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Этап 2

Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция:  А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его). А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем (нарисуй его).

ПРОТОКОЛ А-1

Ф.И.О._______________________________________________________________

Дата рождения ______________________Возраст ___________________________

Дата обследования_______________Время ________________________________

Модальность (характеристика гномика)

Номер пиктограммы

Обоснование выбора

1

2

3

4

5

6

Оптимистичность (весельчак — №1)

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивность (злюка — № 2)

 

 

 

 

 

 

 

Пессимистичность (плакса — № 3)

 

 

 

 

 

 

 

Тревожность (бояка — № 4)

 

 

 

 

 

 

 

Капризность (привереда — № 5)

 

 

 

 

 

 

 

Завистливость (завида-ябеда — № 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания

 

Рассказ

 

Особенности рисунка

 

Диагностическая серия № 1 (для детей 5—6 лет и детей 6—7 лет)

Этап 1

        Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши, 6 карт с изображениями лиц гномов.

Инструкция 1: Хочешь, я расскажу тебе сказку о гномиках? Жили- были неразлучные друзья гномы: весельчак ЭХ, злюка УХ, плакса ОХ, бояка ОЙ, привереда ФУ, завида (ябеда) АГА. Гномы всегда играли вместе, хотя иногда ссорились.

        В процессе инструкции осуществляется показ мимикой, при необходимости проанализировать соответствие имени каждого гнома определенному эмоциональному состоянию. Далее показать поочередно 6 карт с лицами гномов.

Инструкция 2: Посмотри, здесь нарисованы все гномики. Попробуй отгадай, кто из них весельчак, злюка, плакса, бояка, завида (ябеда), привереда. Как ты догадался?

        При затруднениях у ребенка обращать внимание на брови, рот, глаза изображения. Использовать показ мимикой. В процессе выполнения задания фиксировать выбор, номер попытки с правильным выбором, вид помощи.

Инструкция 3: А какой гномик тебе нравится больше? Почему? Расскажи о нем. А какой гномик тебе нравится меньше всех? Почему? Расскажи о нем.

Этап 2

Стимульный материал: карта с цветным изображением 6 гномов (лица не прорисованы), цветные карандаши.

Инструкция: Однажды гномики попросили художника нарисовать их всех вместе на одном портрете. А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят ? С кого начнешь ? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?

При затруднениях использовать показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксировать очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.

ПРОТОКОЛ

Этап 1

Ф.И.О._______________________________________________________________

Дата рождения ______________________Возраст ___________________________

Дата обследования_______________Время ________________________________

Номер пиктограмм

Попытки

Помощь

Обоснование

1

2

3

N° 1 (весельчак)

 

 

 

 

 

№ 2 (злюка)

 

 

 

 

 

N° 3 (плакса)

 

 

 

 

 

N° 4 (бояка)

 

 

 

 

 

N° 5 (привереда)

 

 

 

 

 

№ 6 (завида-ябеда)

 

 

 

 

 

Этап 2

Гномы

Выбор цвета

Адекватность прорисовки (элементы)

Обоснование

рот

глаза

брови

другое

Весельчак

 

 

 

 

 

 

Злюка

 

 

 

 

 

 

Плакса

 

 

 

 

 

 

Бояка

 

 

 

 

 

 

Привереда

 

 

 

 

 

 

Завида-ябеда

 

 

 

 

 

 

Примечания:___________________________________________________________

Рассказ:_______________________________________________________________

Диагностическая серия № 2 (для детей 4—5 лет)

Стимульный материал: набор фотографий, цветные карандаши, бумага.

Инструкция 1: Давай немного поиграем. Я буду тебе показывать фотографии людей, а ты будешь отгадывать, что с ними случилось и какое у них настроение.

        Фотографии показывать ребенку по одной, к следующей переходить только после анализа и использования всех видов помощи. Фотографии, дублирующие одну эмоцию, чередовать. Первой лучше использовать фотографию с легко идентифицирующейся эмоцией (радость, печаль).

Инструкция 2 (после каждого предъявления): Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этим человеком? Почему у него такое лицо? Что он чувствует? Как называется такое чувство (настроение) ?

        В случае затруднений предложить ребенку структуру рассказа: что было, есть, будет с этими людьми. При затруднениях в идентификации эмоции обратить внимание ребенка на рисунок губ, глаз, бровей.

        В процессе выполнения задания фиксировать в протоколе точность (адекватность) идентификации эмоции, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции, вид помощи в каждом предъявлении.

Инструкция 3 (после всех предъявлений): А с тобой случалось такое? Или другие истории, когда ты радовался (боялся, грустил, злился и т. д.) ?

Расскажи про свою радость, печаль, страх, злость. Выбор эмоциональной ситуации осуществляет сам ребенок.

ПРОТОКОЛ

Ф.И.О._______________________________________________________________

Дата рождения ______________________Возраст ___________________________

Дата обследования_______________Время ________________________________

Фотографии (основные)

Идентификация

(3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№1)

 

 

 

 

 

Печаль (№ 2)

 

 

 

 

 

Гнев (№ 3)

 

 

 

 

 

Страх (№ 4)

 

 

 

 

 

Фотографии дублирующие

Идентификация

(3 попытки)

Помощь

Обоснование

Радость (№ 1а)

Печаль (№ 2а)

Гнев (N° За)

Страх (№ 4а)

Примечания ___________________________________________________________

Рассказ _______________________________________________________________

Рисунок ______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-дефектолога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нару

Тема   самообразования: «Новые образовательные технологии в коррекционной  работе с детьми с ОВЗ»Срок выполнения: межаттестационный период с 30 декабря 2011 года  по  30 декаб...

"Об эмоциональной отзывчивости детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей требует от воспитателей много внимания и терпения....

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...