Психолого-педагогический проект "Фольклор в жизни маленького гражданина" для детей с особенными образовательными потребностями
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Жигужевская Александра Сергеевна

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указе посвящает следующий год какой-либо тематике, чтобы привлечь к ней общественное внимание.

«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе.

Нематериальное культурное наследие в образах народного искусства, бережно сохраняемое, воссоздаваемое и передаваемое от поколения к поколению, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности, отражает культурный код и дух каждого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor_v_zhizni_malenkogo_grazhdanina.docx425.12 КБ

Предварительный просмотр:

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

ПРОЕКТ

«Фольклор в жизни маленького гражданина»

Разработчик проекта:

 Педагог-психолог  

 БМАДОУ «Детский сад № 1»

 Жигужевская Александра Сергеевна

Берёзовский, 2022 г.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Фольклор в жизни маленького гражданина».

Тип проекта: творческий.

Разработчик проекта:

  • Жигужевская А.С., педагог-психолог БМАДОУ «Детский сад № 1»

Количество участников: групповой.

Состав участников проекта:

  • Воспитанники детского сада в возрасте 6-7 лет с особыми образовательными потребностями.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Период проведения: сентябрь 2022 – апрель 2023 г.

Актуальность проекта

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указе посвящает следующий год какой-либо тематике, чтобы привлечь к ней общественное внимание.

«Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе.

Нематериальное культурное наследие в образах народного искусства, бережно сохраняемое, воссоздаваемое и передаваемое от поколения к поколению, формирует у представителей разных народов чувство самобытности и преемственности, отражает культурный код и дух каждого народа.

Структура культурного воспитания (3).png

Утраты культурных ценностей необратимы и неизбежны. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений…

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, воспитания чувства гордости за свои традиции, свой народ, уважения и любви к истории своей Родины.

Объект исследования: Процесс культурного воспитания детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Задачи, решаемые в рамках реализации проекта:

Дидактические:

  • актуализировать имеющийся опыт культурного воспитания и духовно-нравственного в системе дошкольного образования;
  • создать условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации имеющегося материала по данной теме;
  • создать условия для развития творческой активности детей с особыми образовательными потребностями, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
  • распространить и обобщить опыт по духовно-нравственному и культурному воспитанию учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою семью, Отечество, уважение к традициям  своей Родины;
  • воспитывать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • научить детей сознавать свою роль в деле сохранения мира на Земле, сохранения народных традиций;
  • сформировать у учащихся чувства преемственности поколений. 

Развивающие:

  • развивать у воспитанников стремление к изучению истории Родины, основываясь на материалах музеев,  воспоминаниях наших предков;
  • развивать и привлекать внимание к изучению и сохранению реликвий и народных традиций, исторических архивов;
  • развивать познавательные интересы, возможности сравнивать и обобщать;
  • формировать внимание, воспитывать чувство толерантности и почтения к пожилым людям уважение.
  • развивать логическое и пространственное воображения, внимание, память, творческие способности и фантазии детей, художественный вкус, развивать глазомер, совершенствовать мелкую моторику рук;
  • совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
  • развивать психофизические процессы (память, внимание восприятие, воображение), невербальную и вербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль).

Предварительная работа:

1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта, и развлечений;

2. Разработка интерактивных игр по тематике.

3.  Прослушивание записей русских народных ансамблей;  

4. Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;

5. Изготовление альбома «Особенности  одежды и обуви русского народа».

6. Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным;

7. Сбор и оформление наглядного материала.

8. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

9. Разработка презентаций-экскурсий и виртуальных туров.

Основные мероприятия по достижению цели:

Информационная деятельность

  • просмотр видеофильмов, презентаций;
  • разучивание стихотворений, чтение книг;
  • просмотр иллюстраций, картин;
  • прослушивание музыкальных произведений народного фольклора.

Творческая деятельность

Коллективная творческая работа совместно с родителями и педагогом  позволяет ребенку приобрести практические, коммуникативные и организаторские навыки, что очень важно для культурного воспитания и сплочения поколений:

  • поделки и аппликации, рисунки и лепка;

Организационная деятельность

  • экскурсия в краеведческий музей;
  • экскурсия в библиотеку;
  • встреча с фольклорным ансамблем;

Ожидаемый результат:

  • Дети познакомятся с устным народным творчеством и традициями соответственно возрасту. Проект позволит расширить знания о культуре русского народа.
  • Дети научатся видеть красоту русского языка через устное народное творчество.
  • Научатся играть в народные подвижные игры:
  • «Салки»,
  • «Прятки»,
  • «Гуси»,
  • «Горелки»,
  • «У медведя во бору»,
  • «Красочки»,
  • «Жмурки»,
  • «Аленушка и Иванушка».
  • Улучшение коммуникационной связи с родителями.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

  • определение темы, целей, актуальности проекта;
  • сбор и анализ материалов по данной теме;
  • составление плана реализации основной части проекта.
  • подготовка к фольклорному утреннику(атрибуты, костюмы, сценарий и т.д).

Основной этап:

  • включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений;
  • проведение занятий и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
  • включение  в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, социально-значимая деятельность, поисковая работа)
  • формирование чувства долга, нравственности, духовности, толерантности и милосердия у воспитанников.

Заключительный этап:

  • подведение итогов проекта: отзывы воспитанников, родителей, работников культуры и всех участников проекта;
  • презентация проекта и отчетное открытое мероприятие;
  • обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала.
  • награждение участников проекта.

План реализации проекта

Название мероприятия

Дата

Ответственный

1

Вводное занятие.

 «Ознакомление  с традициями и бытом русского народа» (презентация, виртуальный тур  по русской избе).

Задачи:

  • обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода, развивать умение поддерживать беседу,
  • расширять представления детей о народных  традициях и обычаях на Руси;
  • развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.                                             
  • начать знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Сентябрь

1 неделя

Педагог-

психолог

2

«Национальная одежда моего края» (презентация)

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным костюмом;
  • развивать познавательный интерес, любознательность;
  • активизировать речь детей;
  • воспитывать любовь и уважение к истокам своей страны.

Сентябрь

2 неделя

Педагог-

психолог

2

 «Национальная одежда моего края»

Изобразительная деятельность под средством нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  • Учить детей нетрадиционным  техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
  • Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
  • Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Сентябрь

3 неделя

Педагог-

психолог,

педагог-дополнительного

образования

 

3

Организация выставки рисунков

«Национальная одежда моего края»

Задачи:

  • Повысить у детей с особыми образовательными потребностями и их родителей интерес к изобразительному искусству.
  • Привлечь внимание к культурному наследию.
  • Организовать выставку совместно с родителями.

Сентябрь

4 неделя

Педагог-

психолог,

родители

4

Виртуальный тур в музей «Экскурсия в музей народного быта». (Презентация тур)

Задачи:

  • Сформировать у детей «образ музея – русской избы»
  • Познакомить со старинными предметами народного быта и их назначением;
  • Развивать связную речь, воображение, образное мышление, концентрацию внимания;
  • Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.

Сентябрь

5 неделя

Педагог-

психолог

(экскурсовод)

5

«Коллективная работа: «Музейный экспонат» (лепка)

Задачи:

  • Развивать и укреплять мелкую моторику рук, развивать внимание, память, развивать наблюдательность, любознательность, коммуникативные способности.

Октябрь

2 неделя

Педагог-психолог

6

Просмотр видеофильма «Выступление русского народного фольклора» (проба своих сил в хоре)

Задачи:

  • Улучшать память;
  • Развивать способности к импровизации;
  • стимулировать речевую активность.

Октябрь

3 неделя

Педагог-психолог,

музыкальный руководитель

7

Игры  «В мире пословиц и поговорок»

Задачи:

  • Закрепить и обобщить знаний по теме «Пословицы, поговорки»
  • Развить творческие способности, речевые умения и навыки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Воспитать трудолюбие и любознательность.

Октябрь

4 неделя

Педагог-психолог,

Учитель-логопед

8

Презентация-мастер класс «Ложки деревянные, музыка для души»

+ ( «Русские народные музыкальные инструменты»)

  • Познакомить детей с приёмами игры на двух деревянных  ложках;
  • Научить держать деревянные ложки, играть на них;
  • Развивать фонематический слух и чувство ритма.

Октябрь

5 неделя

Педагог-

психолог

9

«Чудо - балалайка» презентация

(диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

Задачи:

  • Рассказать о балалайке;
  • Обогатить словарь.

Ноябрь

1 неделя

Педагог-

психолог

10

«Колыбельная» (музыкотерапия)

Задачи:

  • Укреплять здоровье детей через музыку;
  • Учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;
  • Развивать чувство ритма, давать ребёнку возможность самому фантазировать и придумывать движения.

Ноябрь

2 неделя

Педагог-

психолог

11

«В хороводе были мы» (хороводные игры)

Задачи:

  • Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста;
  • Воспитывать понимание различной величины предмета;
  • Развивать речевую и двигательную активность.

Ноябрь

3 неделя

Педагог-

психолог

12

«Путешествие в прошлое куклы» + презентация «Народные куклы»

Задачи:

  • Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
  • Познакомить с процессом изготовления «куклы-пеленашки»;
  • Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Ноябрь

4 неделя

Педагог-

психолог

13

Мастер-класс «Кукла»

Задачи:

  • Закрепить знания детей о самодельных видах кукол-оберегов;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Продолжать знакомить детей с русскими традициями;
  • Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Ноябрь

5 неделя

Педагог-

психолог,

родители

14

«Ай да валенки!» презентация + мастер - класс

Задачи:

  • Способствовать развитию активного внимания, творческого воображения, самостоятельности;
  • Способствовать расширению кругозора;
  • Познакомить детей с историей возникновения и развития валенок;
  • Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Декабрь

1 неделя

Педагог-

психолог

15

 «Гуляют ребятки в зимние святки» - развлечение.

Задачи:

  • Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями;
  • Рассказать о рождественских праздниках и колядовании;
  • Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор;
  • Учить детей говорить колядки;
  • Развивать выразительность речи детей;
  • Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей;
  • Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.

Декабрь

2 неделя

Педагог-

психолог

16

«Красна сказка складом, а песня ладом»  (плясовая песня)

Задачи:

  • Раскрыть творческий потенциал воспитанников с особыми образовательными потребностями;
  • Повысить интерес к потешкам через плясовую песню;
  • Стимулировать детей учить потешки;
  • Вызывать эмоциональный отклик на художественное произведение.

Декабрь

3 неделя

Педагог-

психолог,

музыкальный руководитель.

17

Интерактивная сказка «В гостях у Домового»

Задачи:

  • Сформировать интерес у детей к домовенкy - персонажу русских сказок;
  • Развивать внимание, память, познавательные интересы, творческие способности;         
  • Воспитывать чувство взаимопомощи.  

Декабрь

4 неделя

Педагог-

психолог

18

Организация фольклорного утренника: «Гуляют ребятки в зимние Святки»

Задачи:

  • Способствовать созданию эмоционально-комфортной обстановки, смотивировать детей на познавательную деятельность.
  • Создать условия для закрепления знания зимних месяцев, праздников.
  • Содействовать обогащению представлений детей о Рождестве и связанными с ним обычаями.
  • Создать условия для предупреждения усталости, знакомства с русской народной игрой.
  • Способствовать развитию эстетических чувств, мелкой моторики.
  • Активизировать творческое мышление. Воспитывать чувство доброжелательности.
  • Обеспечить условия эмоционально-нравственного развития детей. Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта.

Декабрь

5 неделя

     -

Январь

3 неделя

Педагог-

психолог,

музыкальный руководитель,

родители,

воспитатели.

19

 «В гости к нам пришла матрёшка!»

Задачи:

  • Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.
  • Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма: сарафан, фартук, платок.
  • Развивать внимание, фантазию, мышление.
  • Развивать творческий потенциал детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
  • Актуализировать в речи детей новую лексику: расписная игрушка, мастер, художник.
  • Формировать у детей интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с ней, эмоциональную отзывчивость.
  • Приобщать к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Январь

4 неделя

Педагог-

психолог

20

«Поздравим сказку» - развлечение с родителями.

  • Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к родителям.
  • Закрепить знание русских народных сказок, эмоционально передавать их содержание.
  • Использовать знакомые танцевальные движения свободной пляске.
  • Самостоятельно использовать считалки в играх, соблюдать правила игры.
  • Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки.
  • Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки.

Февраль

1 неделя

Педагог-

психолог

21

«Квест-игра служба у царя Гороха»

Задачи:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать культуру общения, любознательность.
  • Формировать сплоченность в коллективе.

Февраль

2 неделя

Педагог-

психолог

22

«Весёлый оркестр»

(«Русские народные музыкальные инструменты»)

Задачи:

  • Учить узнавать и правильно называть музыкальные инструменты; - развивать наблюдательность и внимание; - учить детей различать понятия «громко» и «тихо»«быстро» и «медленно».
  • Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное и художественное произведение;
  • Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
  • Формировать дружеское и доброжелательное отношение друг к другу.
  • Развивать умение отвечать на вопросы;
  • Продолжить активное пополнение словарного запаса детей 

(название музыкальных инструментов).

Педагог-

психолог

23

Викторина – игра «В гости к дедушке Фольклору»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
  • Развивать образную память, творческое мышление;
  • Развивать способности владения точным выразительным языком;
  • Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору

Встреча с фольклорным ансамблем (г. Берёзовский) 

Февраль

3 неделя

Педагог-

психолог

24

Костюмированный спектакль «Ожившая сказка»

Задачи:

  • Развивать образную память,

 воображение, умение видеть необычное в обычном.

  • Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.
  • Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных деталей.

Февраль

4 неделя

Педагог-

психолог

25

«Игры наших предков»

(весёлые старты)

Задачи:

  • Развивать физические качества детей: гибкость, ловкость, силу, быстроту и выносливость через обучение народным играм.

Март

1 неделя

Педагог-

психолог родители, бабушки, дедушки,

инструктор

физической культуры

26

Беседа с видеорядом  (слайд-шоу) «Обряды моего народа»

Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
  • Воспитывать чувство патриотизма.
  • Воспитывать коммуникативные качества, чувство ответственности.
  • Расширять представления у детей о народных традициях и обычаях.
  • Активизировать словарный запас у детей.
  • Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
  • Учить детей классифицировать малые фольклорные жанры.
  • Обогащать духовный мир детей.

Март

2 неделя

Педагог-

психолог

27

«Каша-матушка наша» (мастер-класс)

Задачи:

  • Углублять представления о свойствах и качествах злаковых культур;
  • Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте;
  • Учить детей сравнивать путем тактильных ощущений;
  • Учить детей высказывать своё мнение;
  • Продолжать обогащать словарь детей.

Март

3 неделя

Педагог-

психолог

28

Экскурсия в городскую библиотеку тема: «Знакомство с культурой быта и семьи древней Руси».

Задачи:

  • Углубить знания детей об истории русских народных танцев.
  • Создать условия для развития умения задавать вопросы;
  • Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней; уважение к труду работников библиотеки.

Март

4 неделя

Педагог-

Психолог,

главный библиотекарь

29

Создание совместного интерактивного с детьми и их родителями «Нам есть, что вам рассказать».

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес у детей и родителей к истории народа;
  • Стимулировать поисковую деятельность детей и родителей в процессе сбора информации;
  • Учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение делиться своим опытом;
  • Формировать умение работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить её в полном объёме;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Апрель

1 неделя

Педагог-

психолог,

родители

30

Представление проекта на внутреннем уровне

«Нам есть, что сказать»

Задачи:

  • Научить детей с особыми образовательными потребностями преодолевать страх перед публичным выступлением.
  • Развить уверенность в себе и харизму, улучшить самопрезентацию.

Апрель

2 неделя

Педагог-

психолог

31

Закрытие проекта:

Задачи:

  1. Создать видео фильм «Мы знаем всё про фольклор»;
  2. Организовать выставку работ «Чудное было время»;
  3. Оформление стенда с фотографиями;
  4. Торжественное награждение воспитанников.

Апрель

3 неделя

-

4 неделя

Педагог-

психолог

Основные критерии оценки эффективности данного проекта:

Для оценки эффективности выполнения проекта необходимо создать специальную систему оценивания результатов на основе:

  • положительной динамики возрастания уровня интереса к национальной культуре;
  • повышения уровня знаний об истории своего края, о быте русского народа;
  • повышения социального уровня, социальной активности, и самореализации воспитанников нуждающихся в особых образовательных потребностях.

Планируемый результат:

В рамках проекта воспитанники участвуют в различных видах деятельности: встрече с фольклорным коллективом, экскурсиях в библиотеку, просмотре фильмов, образовательной деятельности, которая должна затронуть струны души ребенка, а также формировать эмоциональный отклик. Дети получат возможность смело мыслить и находить ответы на даже самые трудные задачи. Они приобретут чувства вкуса, приобщаться к культуре своих предков наиболее тесно, что поспособствует формированию положительных ценностных ориентаций, объединяя и воспитывая взрослых и детей. Привлечение родителей будет способствовать положительному микроклимату в семье, сформирует чувства о долге и уважении к старшему поколению.

Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, которые будут достигнуты в рамках проекта,  обобщаются и сохранятся с целью дальнейшего использования в рамках образовательной деятельности учащихся по культурному воспитанию.


Приложение

Dark Christmas Flowers Happy Holidays Card (1).png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями"

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.Конечно, родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, э...

Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»

Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»...

«Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»

laquo;Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»...

«Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями».

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества....

Консультация для родителей «Дети с ОВЗ – дети с особенными образовательными потребностями»

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества....