Консультация : «Особенности Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах» по рекомендации учителя – логопеда
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Левченко Виктория Юрьевна

Материал рекомендуется использовать воспитателям для руководства в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад № 16

Памятка : «Особенности

Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах»

по рекомендации учителя – логопеда

Учитель-логопед: Левченко В.Ю.

«Особенности работы воспитателя с детьми  с ОВЗ по рекоменации учителя – логопеда  в компенсирующих группах»

Цель: Повысить компетентность  педагогов по закреплению с детьми с ОВЗ полученных знаний и умений в режимных моментах.

Специфика работы воспитателя  с детьми в группах компенсирующей направленности  определяется с учетом психического и физического развития, индивидуальных возможностей ребенка и  характером нарушений)

 -речевыми недостатками;

-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

-характерными особенностями самого ребенка

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).

Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

  • проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
  • повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
  • упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
  • повторение лексико-грамматических упражнений;
  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа вне занятий:

во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Подготовительный этап

Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки — символы и звукоподражания.                                                                                                

Этап усвоения (автоматизации) звука  (правильное произношение звука в речи)

Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

  1. Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
  2. Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
  3. Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).

Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованномреевом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.

                                                     Нужно помнить воспитателям:

  • о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
  • о необходимости ежедневных занятий
  • об индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
  • об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
  • о контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов

Основное отличие: Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.                                 

 Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.

Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели       Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титар...

"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"

Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...

«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»

Семинар-практикум "Особенности работы воспитателя с детьми по заданию логопеда в коррекционных группах"...

Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.

Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями  развития.  Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкивают...

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности

рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме...