Главные вкладки

    Выступление на педсовете «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности»
    статья по обж по теме

    Нуйкина Наталья Геннадьевна

    Выступление на педсовете «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников

     по  формированию основ безопасности жизнедеятельности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx25.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педсовете

    «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников

     по  формированию основ безопасности жизнедеятельности»

    Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами.

    Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, заинтересовать тем, что происходит.

    Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а так же повышение культуры педагогической грамотности семьи.

    Задача педагога - уметь  выделить наиболее важные проблемы и выработать единые требования семьи и детского сада в воспитании обучении, а сотрудничество, доброжелательный и открытый стиль общения помогают  наладить контакт с родителями, слышать и понимать друг друга. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка, поэтому приходиться придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

    Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС  дошкольного образования, является «объединения  обучения и воспитания  в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и социокультурных ценностей и принятых в обществе  правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества». Правила и нормы поведения закладываются с детства и являются предпосылками обеспечения безопасности ребенка.

    Известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по формированию навыков  безопасного поведения у  детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  

    Новые инновационные формы работы с родителями способствуют повышению педагогической компетентности родителей, помогают положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в своей работе.

    Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.

    В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

    Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

    С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

    К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

    Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

    Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

    Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

    К   нетрадиционным  формам  работы  с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности относятся:

    • Информационно-аналитические 

    Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет нашего детского сада.

    На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с  воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ. 

    Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.

    Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями.  С помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анализируя ответы, делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей. Важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей нам пригодится.

    • Досуговые

    Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

    В течении года в детском саду проходят мероприятия социально- коммуникативной направленности такие, как: «И дети имеют право», музыкальное развлечение «О правилах дорожного движения», «Нам года не беда»(ко дню пожилого человека),  «День матери», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Сияй огнями Новый год» и другие;

    • Познавательное направление

    Обогащение родителей знаниями в вопросах по формированию основ безопасности  и жизнедеятельности детей дома, на улице и в общественных местах способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

    К познавательному направлению относятся:  посещение открытых занятий, итоговых занятий, целевые прогулки в парк и по улицам города, совместные поездки в  театры  и музеи.

    Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный восторг детей.

    • Наглядно-информационное направление включает в себя: 

    - родительские уголки,

    - папки – передвижки, например, «Ребенок на улицах города», «Я здоровье       берегу, сам себе я помогу», «Опасности, которые нас окружают» и др.;

    -  семейный и групповые альбомы;

    - библиотека – передвижка,

    - фотовыставки «Как я провел лето», «Зимние забавы», и др.;

    - семейный вернисаж «Мир глазами детей»;

    В своей работе мы используем самые разнообразные формы работы с родителями. Считаем, что пропаганда педагогических знаний эффективна и через наглядную информацию - родительские уголки, где помещаются консультативные материалы.

    В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами, например, «Как вести себя на водоемах летом», «Ядовитые растения и грибы», «Опасность на дороге» и др..

    Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

    • Проектная деятельность - все большую актуальность приобретает такая  форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей.

    Например,  выполнение совместного  краткосрочного проекта  родителей с детьми «Безопасный маршрут», в котором указан правильный безопасный путь от дошкольного образовательного учреждения к дому. В результате такой работы - в нашей группе разработан маршрут на каждого воспитанника.

    • Семейный клуб  «Вежливый пешеход»– это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей. Основная  задача - формирование навыков безопасного поведения на улицах и  дорогах.  В семейный клуб приходят  не только родители детей, но и бабушки, дедушки, старшие и младшие братья и сёстры, принимают участие в совместных тематических мероприятиях, посещают итоговые занятия.
    • Электронные диски с информацией для родителей активно используем по

    пожарной безопасности, правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. На дисках помещаем как теоретический, так и практический материал для ознакомления и использования в домашних условиях: в виде консультаций рекомендаций, мультфильмов, дидактических игр, кроссвордов. Подготовленный готовый материал активно используем в работе с родителями при проведении: недели безопасности, декад, месячников. Затем при проведении родительских собраний в группе выносятся на обсуждение.

    Полученные знания родителями используются в решении проблемных ситуаций, что дает более эффективное и качественное повышение уровня знаний в области безопасности. Особенно такой вариант активизирует и обогащает знания малоактивных родителей.

             В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

    – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детейРодители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

    – возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

    – укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

    – возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

    Литература

    1.  Конвенция  ООН  «О  правах  ребенка»  Международные  Конвенции  и

    2.  Арнаутова  Е.П.,  Иванова  В.М.  Общение  с  родителями:  Зачем?  Как?  Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 1993.

    3.  Арнаутова  Е.П.  В  гостях  у  директора:  беседы  с  рук.дошк.  учреждения  о

    сотрудничестве с семьейЕ.П. Арнаутова.- М.: Линка-Пресс,2004.

    4.. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2005.

    5. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ И.А.

    6.Давыдова  О.И.  Работа  с  родителями  в  детском  саду:  

    8.  Доронова  Т.Н.  Основные  направления  работы  ДОУ  по  повышению

    психолого-педагогической  культуры  родителей   Т.Н.  Доронова   Дошкольное воспитание. 2004. № 1.

    9. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни В.И. Дубровский.  - М.: Флинта; Retorika., 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей »

    Содержание:Структура целостного описания опыта.Технология опыта.Содержание образования.Методы и формы обучения.Средства обучения.Длительность работы.Диапазон опыта.Результативность опыта.Информационна...

    Опыт работы по теме: « Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей »

    Содержание:Структура целостного описания опыта.Технология опыта.Содержание образования.Методы и формы обучения.Средства обучения.Длительность работы.Диапазон опыта.Результативность опыта.Информа...

    Выступление на педсовете "Нетрадиционные формы работы с бумагой"

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобр...

    Инновационный педагогический опыт «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности»

    Инновационный педагогический  опыт   «Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников по  формированию основ безопасности жизнедеятельности»...

    Сообщение для педагогов «Современные формы работы с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности детей»

    Современная обстановка, в которой оказалось наше общество,потребовало поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьм,...

    Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"

    В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому  образу жизни...