Консультация для педагогов Тема: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего и старшего дошкольного возраста».
консультация по обж (старшая группа)

Панченко Татьяна Феликсовна

Консультация для педагогов

Тема: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего и старшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panchenko_tatyana_felikovna.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

Тема: «Проектный метод обучения ПДД – эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего и старшего дошкольного возраста».

Выполнил: Воспитатель Панченко Т.Ф.

 Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются: переход проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортным средством, неосмотрительность, попадание в «дорожную ловушку». В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций. К сожалению, дети этими качествами обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правил дорожного движения.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких участников дорожного движения.

Уже с раннего возраста детей привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, дороги, движущиеся по ним пешеходы и транспортные средства. Однако, детям трудно самостоятельно познать правила дорожного движения, поэтому выработать привычку правильно вести себя на дороге, воспитать в ребёнке грамотного пешехода - ответственная задача детского сада и семьи.

Цель педагогов и родителей – научить ребёнка не слепо следовать определенным правилам, а научиться реально оценивать дорожную ситуацию и свои действия.

   При организации учебной деятельности с дошкольниками одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно — поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Цель проектной деятельности - сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Исходя из цели, формируются задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Ведущая образовательная область работы - «Социально-коммуникативное развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данной работе, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
• О.о «Познавательное развитие», познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнить, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
• О.о «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);
• О.о «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.
• О.о «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.


Формы, методы и приемы работы с детьми.

В  работе с детьми используются следующие методы и приемы:
1. Словесный:
 - устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
 - беседа (были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», «Правила перехода улиц и дорог»; учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и сказки - «Жил – был светофор» и др.);

 - чтение художественных произведений (такие, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… », В. Головко «Правила движения», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; Т. Шипошина «Автобус»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
 - составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
 - презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Из каких частей состоит дорога», «Виды транспорта»; обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведения» и др.);
 - работа с иллюстрациями по теме;
 - наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический:
 - выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»).
Занятия строятся с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Существует три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:
• Ребенок-пешеход
• Ребенок пассажир городского транспорта
• Ребенок водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат)
Для поддержания интереса к творчеству, работа осуществляется во всех формах  деятельности с детьми:
- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
- Различные виды ИЗО деятельности;
- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Досуги, праздники, развлечения
- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
- Беседы и разговоры по ПДД;
- Наблюдения за транспортом и пешеходами

Работа с родителями.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтом используются следующие формы:
- консультации в виде информационных карт и ссылок на интернет-ресурсы.

 - совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»;
- беседы, раздача буклетов
- демонстрации видео роликов
- папки-передвижки
         Для активизации родителей используются следующие методы:
Обсуждение разных точек зрения по профилактике детского травматизма.
Решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения.
Тренинговые игровые упражнения и задания.
Анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице.
Обращение к опыту родителей.
Привлечение к активной деятельности.
      Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на дорогах города продиктовано современным взглядом на систему дошкольного образования. Проектная деятельность развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, практические умения детей.

        Использование проектной деятельности позволяет сформировать у дошкольников устойчивые умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и ответственность в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

        В завершении хотелось бы отметить, кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных образовательных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.

Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, среднего, старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией...

Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

—Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является  проектная деятельность. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сот...

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

«ПДД-эффективный способ формирования безопасного поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста».

Тема: «Улицы нашего города».Цель: познакомить детей с улицей, её основными частями и правилами поведения на улице; развивать стремление запоминать и выполнять правила безопасного перемещен...

Семинар для педагогов "Проектный метод в воспитании у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге"

Цель семинара систематизация знаний педагогов о правилах дорожного движения, создание условий для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма мреди воспитанников ДОО....

Использование игр и упражнений для формирования безопасного поведения на дорогах у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

В статье представлены дидактические игры и упражнения, которые я использую в работе с детьми с ЗПР по формированию безопасного поведения на дорогах. Это игры  на различение цветов сигналов с...