Главные вкладки

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
    статья по теме

    Миханкова Елена Валерьевна

    В статье рассматриваются новые методы и подходы к взаимодействию семьи и педагогов ДОУ, анализируется имеющиийся опыт работы в ДОУ № 53 Фрунзенского района Санкт-Петебурга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mikhankova.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

    Е. В. Миханкова,

    СПбГАДОУ «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района»

            Основными субъектами современного образовательного пространства являются педагоги (как представители общественного воспитания), дети и родители (как представители семейного воспитания).  В настоящее время работа с семьей становится одним из приоритетных направлений  в деятельности дошкольного образовательного учреждения для достижения наиболее эффективных результатов в процессе обеспечения полноценного развития ребенка.

            Закон об образовании признает за родителями главенствующую функцию в воспитании детей, считая их первыми педагогами, ответственными за физическое, нравственное и духовное развитие ребенка. Педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений являются помощниками, социальными партнерами родителей, объединенные единой целью. При этом следует говорить не об эпизодической помощи, а о педагогическом сопровождении семьи как развернутом во времени процессе взаимодействия и взаимоподдержки.

    Главная тенденция в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями – позиция педагога как чуткого к запросам семьи, компетентного специалиста для решения современных задач воспитания и образования. Исходя из этого положения, в современной системе «воспитатель-родитель» требуются изменения, необходим поиск новых форм взаимодействия.

            В 2012-13 учебном году в нашем детском саду началась работа над проектом «Взаимодействие семьи и ДОУ», главной целью которого является установление социального партнерства между семьей и дошкольным образовательным учреждением как условие эффективной работы в процессе полноценного развития ребенка.

    Также были выделены основные условия успешного внедрения проекта, к ним относятся:

    • установление позитивных отношений с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства полноценного развития ребенка;
    • повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения для успешного взаимодействия с родителями;
    • расширение педагогических знаний родителей по взаимодействию с детьми.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса
    2. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи в условиях социального партнерства.
    3. Активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей.
    4. Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

    Реализация данного проекта предполагает поэтапную работу по двум направлениям: с педагогами и с родителями воспитанников.  Методическая работа стоилась с учетом принципов андрогогики (науки об образовании взрослых): отказ от критики участников процесса обучения, обеспечение свободы мнений, уважение жизненных позиций, удовлетворение познавательного интереса. Также учитывались различные мотивы в обучении у родителей и воспитателей, отбирались поисковые методы, в которых ведущая роль принадлежит самому обучающемуся.

    Первый этап – работа с коллективом дошкольного образовательного учреждения, которая проходит четыре стадии (Г.Ю. Фомина, Г.А. Максимова):

    1. В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
    2. Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
    3. Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

    Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей.

    Работу при реализации мотивационного блока сопровождал профессиональный психолог - коуч, который проводил психологический тренинг с педагогами, рассчитанный на 7 занятий. В процессе тренинга воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения учились приемами релаксации и снятию мышечного напряжения, выполняли упражнения и психологические этюды, направленные на освоение методов общения с родителями, такие как: безоценочное восприятие другого человека, активное слушание, методы психологической защиты от агрессивного поведения собеседника, изучение барьеров непонимания. Также психологический тренинг помогал педагогам решать внутриличностные конфликты, сложные жизненные ситуации.

    Можно сделать вывод, что психологическое сопровождение педагогов обязательно должно присутствовать в каждом образовательном учреждении, так как педагогическая деятельность является высоко эмоционально и энергозатратной, что часто приводит к профессиональному выгоранию в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без "разрядки" или "освобождения" от них.

    Далее проводился опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей, в результате которого было выявлено, что педагоги ждут от родителей внимательного отношения к проблемам воспитания детей, готовность следовать советами и просьбам педагогов и специалистов, уважительного отношения к своей работе, также важным для воспитателей становится активное участие родителей в жизни детского сада. Самый частый ответ при описании используемых методов и приемов в работе с родителями – использование бесед, папок-передвижек, наглядной информации, проведение родительских собраний, направление на консультацию к психологу.

    Также опрос помог выявить основные трудности педагогов при взаимодействии с родителями: нежелание участвовать в жизни детского сада, неуважительное отношение к персоналу, безответственное отношение к ребенку. Часто при возникновении конфликта воспитатели испытывают неуверенность в своих силах, неумение справиться с трудной ситуацией в силу многих причин: отсутствие педагогического и психологического опыта, интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности (застенчивость, замкнутость, вспыльчивость).

    В то же время, педагоги невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей, видят много недостатков в семейном воспитании. При изучении понимания цели взаимодействия с родителями было выявлено, что педагоги не в полной мере осознают значимость данной работы, часто не видят перспективы развития педагогического сопровождения семьи.

    Когнитивный блок работы с педагогами включал в себя изучение особенностей современной семьи, способы и методы работы с различными типами родителей (лекция И.А. Дядюновой «Особенности современной европейской и российской семьи и сотрудничество с ней в условиях ДОУ», подбор методической литературы по вопросам взаимодействия с родителями и т.д.). В настоящее время для семейного воспитание характерны уменьшение продолжительности общения детей и родителей в семье, чрезмерная профессиональная занятость родителей, наличие большого числа неполных семей, либо, напротив, гиперопека единственного ребенка. Педагоги при помощи психолого-педагогических тренингов учились взаимодействовать с каждым типом семьи, искали новые формы работы (создание сайта группы, информирование занятых родителей о предстоящих мероприятиях при помощи электронной почты, грамотное составление визитки группы, флаеров, видеозаписи занятий и т.д.).

    Практический блок включал в себя активную работу педагогов при планировании взаимодействия с семьей (наблюдение за характером детско-родительских отношений,       плановые беседы с родителями;        вовлечение их в детскую деятельность как равных партнеров детей;   ознакомление с результатами продуктивных видов детской деятельности; проведение опросов, анкетирование).

     Очень важным на данном этапе реализации проекта стало освоение педагогами методов и приемов самопрезентации – составление портфолио личных достижений, успехов в профессиональной деятельности, создание собственной страницы на сайте сада и группы с подробным описанием прослушанных курсов, конкурсов, демонстрацией грамот и т.д.  Такая форма работы способствует повышению престижа деятельности педагога у родителей воспитанников, улучшению самооценки.

    Реализация второго этапа проекта включала в себя следующее:

    1. Изучение семей воспитанников (диагностика детско-родительских отношений, анкетирование, опросы и т.д.)
    2. Разработка программы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников (планирование системы мероприятий, исходя из потребностей и особенностей семей, прогнозирование предполагаемых результатов проекта)
    3. Реализация программы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

    Анализируя ответы родителей на вопросы анкет, диагностических опросников, бесед с педагогами, можно сделать вывод о том, что большинство респондентов доверяют педагогам детского сада, уверены в их педагогической компетентности, но отмечают, что часто испытывают дефицит информации о развитии ребенка, его проблемах, жалуются на нехватку времени для полноценного общения с педагогами. Родителей детей раннего возраста особенно беспокоит осуществление ухода и присмотра за ребенком, успешная адаптация к условиям образовательного учреждения, в то время как родителей детей старших и подготовительных групп заботит высокий уровень подготовки к школе.

    Большинство опрашиваемых родителей  готовы принимать участие в жизни детского сада – посещать открытые занятия, совместные праздники, выставки и т.д., с интересом воспринимают необходимую информацию о развитии ребенка от воспитателей и специалистов.

    Далее осуществлялся процесс разработки программы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников, который включал в себя различные формы работы с семьей:

    • организация и работа родительского клуба «Яблонька» (при активном участии педагогов-психологов)
    • организация открытых занятий с участием родителей (темы «День мамы», «Город» и т.д.)
    • участие родителей в совместных праздниках в качестве главных героев
    • проведение мастер - классов (родители выступают в качестве участников, организаторов, ведущих)
    • совместные экскурсии выходного дня с детьми
    • родительские семинары, психологические тренинги
    • создание сайта сада, группы с форумом для обсуждения различных вопросов
    • информирование родителей по электронной почте, личным письмом
    • организация дней рождения детей при помощи родителей, которые выступают в качестве ведущего.

    Наряду с новыми традиционными формами взаимодействия, педагоги используют беседы, консультации, установочные родительские собрания, переосмысливая и применяя новые полученные психолого-педагогические знания и способы работы с семьей.

    Разработанная программа взаимодействия дошкольного образовательного учреждения находится в стадии реализации, по окончании которой планируется проведение мониторинга уровня включения родителей в деятельность ДОУ, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, их информированность о жизни ребенка в условиях ДОУ.

    Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия с семьей связана с повышением уровня педагогической компетентности педагогов и уровня педагогической культуры родителей в объединении их совместных усилий, направленных на полноценное развитие ребенка дошкольного возраста.

    Литература:

    1. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. – СПб, 2010
    2. А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина Работа ДОУ с семьей. – М., 2007

    3.   Т.В.Андреева Психология семьи. – СПб: Речь, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

    Взаимодействие педагога и родителей в воспитаниии ребёнка....

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в логопедической работе.

    Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

    Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

    žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

    "«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

         Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если ч...

    Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей "Родительский час"

    Современная форма взаимодействия ДОУ с семьей...

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

    В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.Осудим это......

    Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

    В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом ...