Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема « Дорожная азбука»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Буткевич Инга Сергеевна

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : " Дорожная азбука"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл НОД Тема " Дорожная азбука"34.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

    Тема « Дорожная азбука»

    Задачи:

    1.Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта.            

     2. Закрепить знания детей о видах транспорта, профессиях связанных с ними.

    3. Расширить знание детей о правилах дорожного движения, поведении  на улице.

    4.Систематизировать знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные, знаки сервиса.

    5. Развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные  операции; развивать творческое мышление.

    6. Совершенствовать диалогическую речь.  Обогащать и  активизировать  словарь детей:  колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль». Виды транспорта: наземный, воздушный, водный, пассажирский,  грузовой, железнодорожный, городской.

    7. Воспитывать умение, желание применять на практике полученные знания по Правилам дорожного движения,

    Материал: макет улицы города, атрибуты к игре « Светофор», « Извилистая дорога», мультимедийные  презентации: « История создания автомобиля»,

     « Как избежать неприятностей», дорожные знаки, перфокарты, карандаши, аудиозапись« Звуки улицы», « Вместе весело шагать» ( из сборника детских песен)

          Дети под музыку входят в зал. Педагог: Ребята, ключ,  который открывает замки в душах людей – это улыбки. Красиво улыбаться надо уметь. Сейчас мы подарим  наши очаровательные улыбки друг другу и нашим гостям.

     « Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся»

    - Какое настроение у вас сегодня? ( хорошее, весёлое)

    « Нас солнца луч смешит и дразнит,

    Нам нынче весело с утра.

    Весна нам дарит звонкий праздник,

    И главный гость на нём – игра» Я приглашаю вас поиграть в игру

    « Дорожная азбука». Вы согласны? Тогда начинаем!!! Закройте глаза и послушайте звуки. Дети садятся на ковёр, закрывают глаза. (Прослушивание магнитофонной записи (звуки и шумы улицы, транспорта)).

    - Что за звуки  и шумы вы услышали? (шум проезжающих машин, сигнал автомобиля, разговор людей. Звуки улицы).                                                                                                                                    - Какие бывают улицы ( широкие, узкие; с высокими и низкими домами вдоль дороги, асфальтированные, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать правила  уличного  движения)  

    - На какие части делится улица? ( На проезжую часть – для транспорта, и тротуар - для пешеходов вдоль дороги)

    Прошу вас подойти к макету улицы, рассмотрите его, здесь всё верно? Дети исправляют  ошибки. Пешеходов на тротуар, транспорт  на дорогу. ( Работа с макетом улицы)

    Педагог: Ребята, какие виды транспорта вы знаете? ( наземный, подземный, водный, подводный, воздушный)

    - Какой транспорт относится к  водному, воздушному, подземному, наземному( железнодорожный, городской)

    - Какие виды машин вы знаете? (грузовая, легковая, специальная)

     -Назовите  части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

    -Вспомните, ребята, какие профессии связаны с вождением транспорта. Кто управляет  самолетом, кораблем, поездом, мотоциклом, автомобилем?                  ( летчик, пилот; капитан, машинист, мотоциклист,  водитель).                                - Какими  должны быть люди этих профессий? (внимательными, вежливыми, обходительными, аккуратными, строгими, исполнительными и т.д.).                     - Нравится ли вам ездить на транспорте? Почему? (удобно, быстро, комфортно)                                                                                                                 - Да, без автомобилей невозможно представить себе современную жизнь. Благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника. А вы не задумывались, были ли автомобили много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились? Да. (дети садятся на стулья)

    Мы с вами отправляемся в прошлое автомобиля.  Просмотр презентации                 « История создания автомобиля»                                                                              

           Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось.                                                                                                  

          Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах. Телеги. Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница.  

           Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и  быстроходнее. На колесницах шли в бой, торжественно въезжали в захваченные города, мирно соревновались на Олимпийских играх. Но на колеснице было ездить неудобно, т.к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами.

            Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи: багаж, почту. Карета  защищала пассажиров от ветра, дождя и снега. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи  и  воды, люди тоже уставали от тряской езды.

             И вот однажды знаменитый механик - самоучка Иван Петрович Кулибин придумал такую диковинную повозку. А двигалась она так: нужно было нажимать на педали, а педали толкали колёса. Это было у нас в России в  Петербурге.

             Потом в Париже, француз по фамилии Куньо  изобрёл паровую машину  и назвал это необычное  изобретение  « автомобиль»,  что значит,  сам  движется – «самодвижущийся». Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит,  пар в котле закончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром.  « Шофёр» по- французки – кочегар.  Такая машина тоже была неудобна, т.к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов.

              Время шло, машины менялись и почти 120 лет тому назад в Германии немецкий инженер - изобретатель Карл Бенц построил первый в мире бензиновый автомобиль на 3-х колёсах: они были разные. Два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, управлял автомобилем с помощью специального рычага, который был вместо руля. Он приводил в движение передние колёса. Колёса первого автомобиля были деревянные, с железным ободом. Пешеходов о приближении машины предупреждали сигналом рожка.  

              Позже у автомобиля появилась крыша. Колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре.

               Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины.

            С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция, возросла скорость движения. Машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров. Пока не превратились  в автомобиль, который ездит сейчас по нашим дорогам.  Вам понравилось путешествие в прошлое автомобиля?  

    Педагог: Непрерывный поток транспорта  на дорогах  может создать  аварийные ситуации.

    Воспитатель:

    А теперь, внимание!!! Ребята, отгадайте загадку:
    Три моих волшебных глаза
    Управляют всеми сразу.
    Я моргну – пойдут машины,
    Встанут женщины, мужчины.
    Отвечайте вместе, хором
    Как зовусь я?.. (
    Светофором).

    Воспитатель:

    (показывает макет светофора)

    Для чего нужен светофор?

    Дети:

    Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение, чтобы на улицах и дорогах был порядок.

    Педагог: Если свет зажёгся красный,-

    Значит, двигаться….

    Дети: Опасно

    Педагог: Красный свет….

    Дети: Прохода нет.

    Педагог: Жёлтый свет – предупрежденье,

    Жди сигнала для …..

    Дети: движенья.

    Педагог: Жёлтый глаз твердит без слов:

    « К переходу будь……»

    Дети: готов!

    Педагог: свет зелёный говорит:

    « Проходите, путь…..»

    Дети: открыт.

    Педагог: Увидал зелёный свет -  

    Проходи….

    Дети: препятствий нет.

    Физминутка «Светофор».

    В светофор мы поиграем, (Дети хлопают в ладоши).
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Предлагаю всем Вам встать. (
    Дети встают, ходьба на месте маршируя).
    Красный свет нам «Стой!» кричит, (
    Дети стоят на месте).
    Ждать зеленого велит.
    Вот и желтый загорелся, (
    Рывки руками под грудью).
    Приготовиться пора
    Руки, ноги, разогреем
    Начинаем детвора!!! (
    Приседания).
    Вот зеленый загорелся, (
    Руки поднять вверх).
    Можно нам идти вперед, (
    Ходьба на месте маршируя).
    Будь смелее пешеход.

    Педагог:         Сейчас вы ходите в детский сад вместе с родителями, а  осенью  вы пойдете в школу, и вам придется  ходить по улицам города  и переходить дорогу самостоятельно. Куда бы вы ни шли, всюду на улицах вас встречают дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Дорожные знаки делятся на группы:  предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные. Есть так же знаки сервиса.

    Давайте вспомним  их.  Дети подходят к столам,  на которых находятся дорожные знаки.

    – Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы).
    – Где можно переходить улицу? (
    По переходам). Какой знак вам укажет место перехода проезжей части? ( Пешеходный переход,  место остановки автобуса или троллейбуса, место остановки такси, трамвая – относятся к знакам особых предписаний.Указательный)  ( дети находят дорожные знаки)
    – Какие переходы Вы знаете? (
    Наземный, подземный -это информационные знаки)
    – Какой переход самый безопасный? (
    Подземный).

    – Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть – налево, дойти до середины дороги « островка безопасности» – посмотреть на право, затем пройти остальное расстояние)

    Предписывающие знаки, имею круглую форму с синим фоном, назовите их ребята и покажите: движение прямо, круговое движение. Пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, движение налево, движение прямо и направо.
    – Почему опасно перебегать улицу? (
    Потому что кроме пешеходов на улицах еще и машины).

    Какой из дорожных знаков предупреждает водителей о том, что по близости могут оказаться дети? ( Предупреждающий знак « Дети»).  Предупреждающие знаки в виде треугольника с красной  каймой.  Какие предупреждающие  знаки вы знаете? (Пересечение с велосипедной дорожкой, пешеходный переход, Железнодорожный переезд без шлагбаума, дорожные работы, дикие животные)

    Среди всех дорожных знаков самые строгие – запрещающие. Они имеют круглую форму с красной каймой или красным фоном. ( дети находят знаки, показывают их, называют)

    В дождь и ясную погоду
    Здесь не ходят пешеходы.
    Говорит им знак одно:
    «Вам ходить запрещено».
    ( знак «Движение пешеходов запрещено»).

    Велосипед на круге красном
    Значит ехать здесь опасно!
    (знак «Движение на велосипедах запрещено»).

    Назовите и покажите запрещающие знаки: Вьезд запрещён, Движение запрещено, движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено.

     Среди дорожных знаков есть знаки сервиса, которые показывают водителям, где находится больница, столовая, где можно заправиться бензином! Эти знаки прямоугольной формы, покажите их: Пункт медицинской помощи, Больница, Автозаправочная станция, Телефон,  Пункт питания, Пост  дорожно - патрульной службы.  Вы верно показали и назвали дорожные знаки. Молодцы! Я предлагаю вам проверить знания в работе с перфокартами. ( Понадобиться помощь родителей)

          Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Извилистая дорога». Послушайте правила игры. Нам нужно поделиться на 2 команды. Каждой команде нужно встать друг за другом. Первые игроки, держа руль в руках, по команде, передвигаются между кеглями «змейкой». Возвращаются, передают руль следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдёт быстрее и не собьёт кегли. Молодцы все участники игры. Вы были предельно внимательны на поворотах, как настоящие водители.

    Педагог: Правил дорожных на свете не мало,

                     Все бы их выучить вам не мешало,

                     Но основное из правил движенья

                     Знать как таблицу должны умноженья

                     На мостовой не играть, не кататься,

                    Если здоровым хотите остаться!!!

    Сейчас мы проверим  как вы запомнили правила поведения на улице.

    Дети читают стихотворения к презентации « Как избежать неприятностей»

    Педагог: По городу, по улице

    Не ходят просто так:

    Когда не знаешь правил

    Легко попасть впросак.

    Всё время будь внимательным

    И помни наперёд:

    Свои имеют правила

    Шофёр и пешеход!

    Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите. 

    Вопросы: 

    1. Кто из вас идет вперед 
    Только там где переход? 

    2. Кто летит вперед так скоро, 
    Что не видит светофора? 

    3. Знает кто, что свет зеленый 
    Означает, путь открыт. 

    А что желтый свет всегда 
    О вниманье говорит? 

    4. Знает кто, что красный свет 
    Это значит, хода нет? 

    5. Кто из вас, идя домой, 
    Держит путь по мостовой? 

    6.  Кто из вас в вагоне тесном 
    уступил старушке место? 


    Итог:  Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили  правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна.  Сегодня. В игре « Дорожная азбука»  мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вы уже стали большими ребятами, предстоит летняя пора, затем вы пойдете в школу. Вы должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в проблемных ситуациях на дорогах, шалости оставлять за порогом дома. Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

    «Чтоб не волновались,                                                                                                                       Каждый день родители,
    Чтоб спокойно мчались 
    Улицей водители,
    Вы должны хорошо знать
    И строго соблюдать 
    Правила дорожного движения!»

    Звучит музыка, дети возвращаются в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности " Наши пернатые друзья"

    Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху, закрепить знания детей о приспособлениях и механизмах , позволяющих человеку летать по воздуху. Упраж...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

    Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие по России "

    Занятие развивает у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Помогает обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закреп...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».

    Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Космическое путешествие"

    Тема :«Космическое путешествие» в подготовительной группе.                                        ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Правила и безопасность дорожного движения»

    Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения о необходимости их соблюдения в целях безопасности....