Главные вкладки

    Калько Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
    статья (старшая группа) по теме

    Калько Елена Николаевна

    Стаья о проблемах нравственного воспитания дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Калининского района Санкт – Петербурга.

    Статья: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

    Воспитатель Группы №5  Калько Е.Н.

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

    Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе развития общества, приобретает чрезвычайную значимость. В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, коммуникабельные, уверенные в себе, ответственные, независимые. В тоже время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между  людьми. По определению С.И. Ожегова, нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Патриотизм – это категория нравственная. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам. Воспитать – значит сформировать характер, навыки, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения; путём систематического воздействия, влияния.

    Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природы родного края, воспитания эмоционального действенного отношения, чувства сопричастности к окружающему.

    Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в деликатном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, механизма социальной адаптации в обществе, начинается процесс  осознания себя в окружающем мире. Это время является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как  его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти на долго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. У детей дошкольного возраста формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного города, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

    Систематическое воздействие необходимо с трёх сторон: среда, родители, воспитатели.  Воспитание в семье иногда идёт в разрез  с нормами морали, определяемыми духовными качествами. Происходит переоценка ценностей, замена понятий. Что было хорошо – стало аморально… Закономерно, что и среда далеко не идеальна. Следовательно, очень важную роль играет работа воспитателей, педагогов с семьей. Авторитет взрослого главный критерий успеха. Отношения взрослых и детей – это отношения сотрудничества, сотворчества, взаимного уважения. Дети подражают тем, кого любят, кому доверяют. Взрослый, как носитель опыта, информации, которая формирует ребёнка. Именно от качества этой информации зависит результат воспитания. Посмотрите, что дети смотрят по телевизору, что встречают в Интернете, что окружает их на улице и дома. Качество содержания оставляет желать лучшего.

    На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают его со своим народом, своей страной.

    Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему, развитие таких качеств. Как сострадание, сочувствие, находчивость, наблюдательность.

    Воспитание возможно при решении комплекса задач:

    - воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - воспитание уважения к труду;

    - воспитание любви и уважения к своей нации; развитие интереса к традициям; знание родной культуры; развитие чувства собственного достоинства, как представителя народа;

    - дать элементарные знания о правах человека;

    - расширение представления о городах России;

    - знакомство с символами государства;

    - развития чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и традициям;

     - формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

    Для реализации цели нравственно-патриотического воспитания предлагаем следующие формы и методы работы в         ДОУ:

    - тематическая образовательная деятельность. Например, занятия «Мой дом», «Любимый город», «Моя семья» и т.п. ;

    - экскурсии по достопримечательностям нашего города;

    - творческая  деятельность по впечатлениям от экскурсий «Мы по городу идём» (рисование, лепка, аппликация и т.д.);

    - сюжетно-ролевые игры «Семья»;

    - решение проблемных ситуаций;

    - чтение художественной литературы об истории города;

    - беседы и обсуждение прочитанного;

    - просмотр видеофильмов, слайдов и т.п.;

    - итоговое мероприятие типа КВН  «Знай и люби свой город»;

    - чтение сказок и былин о русских богатырях;

    - рассматривание иллюстраций с видами города;

    - положительная оценка деятельности детей;

    Гордость за свой город, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории своего города, страны. Заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного города, страны создаёт эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

    Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребёнку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведётся последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, район), к более сложному – город, страна. Знакомство с двором улицей, на которой живут дети, микрорайоном дают начало формированию у детей представлений о родном городе, истории, достопримечательностях. Нет ничего лучше прогулки по родному городу с папой и мамой. Любование его красотами, обсуждение, участие в субботниках на благо двора, детского сада. От каждого маленького гражданина, его причастности к жизни родного двора, улицы, города сегодня, зависит благосостояние и процветание его страны в будущем. Ребёнку понятно и близко то, что он видит, может ощутить. Пафосные, абстрактные слова о любви к родине не воспитывают в нём патриота. Необходима наглядность, личный пример взрослого, который руководит процессом воспитания.

    Большое значение в данном направлении имеет работа с родителями. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение»  - личное взаимодействие, сотрудничество педагога и родителей.

    Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

    - приобщение родителей к педагогическому процессу;

    - организация совместных экскурсий;

    - тематические выставки – передвижки для родителей с рекомендациями, «Театральная афиша», музеи для детей;

    - создание условий творческой самореализации родителей и детей;

    - выставка совместного творчества родителей и детей «Чудо-город», «Люблю тебя – Петра творенье»;

    - разнообразие программы совместной  деятельности детей и родителей;

    - фоторепортажи «Мы по городу гуляем».

    Таким образом, планомерное системное воздействие на формирование дошкольника со стороны педагогов и семьи станет благодатной почвой для накопления социально-нравственного опыта, усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, свойственных гражданину своей страны.

    Что посеешь, то и пожнёшь. От настоящего зависит будущее…

    Список литературы:

    1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М.: 1991.
    2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М.: 1980.
    3. Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф Патриотическое воспитание детей четырёх – шести лет. Методическое пособие. – М.: 2007.
    4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. http://www/portal-slovo.ru
    5. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

    Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

    Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...

    Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

    Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...