Главные вкладки

    Оздоровительная работа с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
    материал (младшая группа) на тему

    Ефанова Венера Низаметдиновна

    предложенная система здоровьесберегающего взаимодействия позволяет успешно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации, сдерживать рост заболеваемости детей, повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группе раннего возраста и творческую активность педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_v_mrio.docx30.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Оздоровительная работа с детьми

    раннего дошкольного возраста в период  адаптации к условиям дошкольного учреждения

     «Движение, как таковое, может по своему действию
    заменить любое лекарственное средство,
    но все лечебные средства мира не могут
    заменить действия движения.»
    Ж. Тиссо

          Любой ребенок рано или поздно знакомится с детским садом. Оторванный от мамы, оказываясь в новом социальном окружении, он испытывает колоссальное потрясение, стресс. Попадая в незнакомую среду дошкольного учреждения, ребенка буквально пугает всё, что встречается на пути. И в данной ситуации зависит от педагога, насколько правильно он сможет оценить состояние ребёнка и грамотно организовать его пребывание в детском саду, используя индивидуальный подход и тесно сотрудничая с родителями. Тихое звучание спокойной музыки, ласковая интонация воспитателя, проявление заботы к каждому малышу, большие мягкие игрушки создадут у ребенка ощущения комфорта и уюта. Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период.

          Мы подметили, что дети активные, подвижные, любознательные, имеющие положительный опыт общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом, организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система, ребенок становится уязвимым к внешним воздействиям инфекций и, как следствие, чаще болеет.

             При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более, уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения, тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие ребенка.

             Большая часть времени должно быть отведено организации двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это обусловлено тем, что в данном возрасте детей характеризует действенная позиция познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз до 550-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов движений.

          Задача воспитателя - сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать её. С этой целью в групповой комнате, имеется современное физкультурное оборудование: «сухой бассейн», мягкие модули, набор «Спорт» с кольцом, тоннели, горка, массажные дорожки и другой спортивный инвентарь. В группе находится угловой «Сухой бассейн» (выносной, из-за небольших размеров помещения).
    Бассейн гармонично удовлетворяет естественную потребность ребенка в движении, стимулирует его поисковую и творческую активность, позволяет чередовать упражнения с отдыхом. Игры в бассейне развивают общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику, закрепляют представления о  цвете,  форме,  размере.  Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр,  дает  большой  эффект для  оздоровления  детского  организма. А главное, дети получают положительный эмоциональный настрой. 

                   

       В группе организован «центр активных игрушек» (коляски, каталки, машины, качалки) - который помогает детей всё время по-разному приспосабливаться к окружающей среде, применяя разные способы преодоления пространства и разнообразные движения.

        В то же время по ряду объективных причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в группе  уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания.

        На повышение двигательной активности оказывают влияние достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.                      

       Проведение непосредственно организованной деятельности с детьми раннего возраста способствует активизации двигательной деятельности.

    В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  от 15.05.2013 N 26 (пункт 11.9) для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. В соответствии с пунктом 12.4. с детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю.  С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

    Рекомендуемое количество детей в группе

    для занятий по физическому развитию и их продолжительность

    в зависимости от возраста детей в минутах

    Возраст детей

    От 1 г. до

    1г. 6м.

    От 1г. 7м. до 2 лет

    От 2 лет 1м. до 3 лет

    Старше 3 лет

    Число детей

    2-4

    4-6

    8-12

    Вся группа

    Длительность занятия

    6-8

    8-10

    10-15

    15

        В работе с детьми раннего возраста мы используем методическое пособие С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей» - М.: Просвещение, 1987.

            Новое звучание получило внедрение в практику работы дошкольных учреждений «оздоровительно – игрового часа». При использовании в педагогическом процессе ДОУ такай формы работы учитываются продолжительность и интенсивность двигательной активности в течение дня, явная тенденция  к повышению двигательной активности в весеннее – летний период и её снижение в осеннее – зимний период. Оздоровительно – игровой «час» проводится после дневного сна. Длительность его для детей 2-3 лет составляет 8-10 минут.

         Нами разработан оздоровительно-игровой час, основными целями которого являются:

    • развивать двигательную активность,
    •  формировать культуру движений,
    • способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья;

    Задачи:

    • развитие физических качеств: выносливости, ловкости, ориентировки в пространстве;
    • воспитание умения играть вместе в подвижные игры;
    • профилактика осанки и плоскостопия у детей;
    • тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.

     Основным содержанием оздоровительно – игрового часа являются подвижные игры и игровые упражнения, элементы массажа и самомассажа, дыхательные и профилактические упражнения и т.п.

    Структура оздоровительно – игрового часа содержит оздоровительные игры  (автор А.С. Галанов «Игры, которые лечат», «Развивающие игры для малышей»). Они предназначены для профилактики и лечения различных заболеваний:  дыхательной системы, бронхо-легочных заболеваний, сердечно-сосудистой системы, нарушения осанки, плоскостопия. Использование лечебных игр не только способствует оздоровлению детей, но и гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

          Высок процент дошкольников с нарушениями осанки и плоскостопия. Главные причины: недостаточная двигательная активность, нарушения режима бодрствования и отдыха в детском саду и дома. Главная цель в моей работе - научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике.

        Плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая. В профилактику плоскостопия и косолапости входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

         Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком - по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев, (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку - массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

         Желательно ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 5-7 минут. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем. Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желающим я предлагаю комплексы упражнений. (См. приложение)

        Для укрепления физического и психического здоровья одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

         Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

        Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы.

        Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.

           Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

             В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

         При проведении комплекса дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

     - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

     - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

     - заниматься до еды;

     - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

     - дозировать количество и темп проведения упражнений;

     - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

     - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

     - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

     - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

        На протяжении нескольких лет в работу с детьми внедряются методы арт – терапии. В настоящее время арт- терапия в широком понимании включает в себя: игровую терапию - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию  - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, цветотерапию, музыкотерапию- лечебное воздействие через восприятие музыки, которая увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.  

           Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

           Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны к частым болезням. Поэтому сегодня им как никогда прежде необходимы общеукрепляющие процедуры, в частности закаливание. И, к сожалению, именно сегодня о нем начинают забывать во многих детских садах. А ведь очень жаль.

          Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных. Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей и умывание прохладной водой приносят свои плоды.

         Итак, начнем из самого простого и необходимого – микроклимата в помещении группы. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Важный нюанс: одеяло при этом в холодное время года должно быть достаточно теплым, чтобы под ним поддерживалась температура на уровне 39 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закалки.

            При создании правильного температурного режима рекомендуется дневной сон без маечек, при нарушении его в сторону снижения – под более теплым одеялом и в носочках. После сна – воздушные ванны, умывание прохладной водой. Важное примечание: дети в группе должны быть одеты в легкой одежде из натуральных тканей. В зимнее время года – теплые носочки и штанишки без колгот.

          Обязательным ежедневным элементом закаливания являются уличные прогулки в любое время года. Их продолжительность устанавливается воспитателем зависимо от погодных условий. Одно из важных направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста — грамотная, высокоэффективная организация прогулки. Всем нам хотелось бы максимально использовать  ее   продолжительность  для формирования у детей позиции здоровьесбережения в самой привлекательной для них деятельности:  двигательно – игровой. Детям нравятся прогулки, в содержании которых используются игровые упражнения, двигательно – речевые и двигательно – познавательные игры.        

           Еще одним эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний младших дошкольников в адаптационный период является применение ароматерапии.

         Эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей), хорошо использовать во время приема детьми пищи, а в спальных комнатах - применять масла с расслабляющим и успокаивающим действием (полынь, лимон, лаванда, котовник, розовое масло, фенхель). Использовать масла можно в процессе утренней гимнастики, дыхательной гимнастики после дневного сна, на физкультурном занятии и других видах деятельности. Основным требованием будет влажная уборка и проветренное помещение. В своей работе возможно использовать этот метод после согласования с педиатром и родителями.

         Методика ароматизации воздуха предельно проста. Флаконы из темного стекла или банки из-под крема с завинчивающимися крышками наполняют растительным маслом (4 мл) или поваренной солью, смешанной с песком кремния в соотношении 4:1, добавляют по две-три капли эфирных масел соответствующего действия. Флаконы открывают на время приема пищи или сна в течение двух месяцев в периоды сезонного повышения числа случаев ОРЗ у детей.

         Отмечены позитивные изменения в поведенческих реакциях: дети быстрее засыпают, сон становится более спокойным и глубоким. Период бодрствования проходит активно, аппетит хороший. Таким образом, можно рекомендовать использовать эфирные масла этих растений с целью оздоровления детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

    В заключении хочется отметить тот факт, что предложенная система здоровьесберегающего взаимодействия позволяет успешно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации, сдерживать рост заболеваемости детей, повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы в группе раннего возраста и творческую активность педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

    Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

    Инновационный опыт работы "Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста"

    Практическая значимость опыта заключается в возможности применения в повседневной практике любого образовательного учреждения...

    Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях дошкольного учреждения

    Одной из задач педагогов и родителей на сегодняшний день является воспитание из дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

    Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

    Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...