Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
    консультация по теме

    Данчева Елена Николаевна

    ПЕДАГОГ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества.

             Взаимодействие профессионально-педагогического сообщества в дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников является актуальной проблемой.

    То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать?

    Как рассматриваются вопросы профессионального взаимодействия педагога и музыкального руководителя в методике музыкального воспитания дошкольников?

            Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ

    Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ:

    1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

    2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

    3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

    4. Организация педагогических совещаний

    Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем:

    1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

    2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

    3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

    4. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

                                                                                                                                                              В традиционном понимании такого сотрудничества есть некоторые противоречия,  подобное разделение задач достаточно условно. И воспитатель, и музыкальный руководитель детского сада - представители одной профессиональной группы - педагоги.

    Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя. В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приемами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя. Слабая же сторона педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Именно поэтому воспитатели отказываются от решения задач музыкального развития дошкольников.

            При этом требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя, выделенные О.П. Радыновой, едины:

    · музыкальная культура: увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

    · пытливость;

    · инициативность;

    · артистизм;

    · находчивость;

    · изобретательность;

    · организованность;

    · ответственность;

    · любовь к детям;

    · культура общения и др.

            В связи с этим одно из ведущих направлений профессионального взаимодействия связано с взаимным обогащением профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например в традиционном смысле - от музыкального руководителя к воспитателю.

            Музыкальный руководитель, оставаясь вдохновителем процесса музыкального воспитания детей, должен заниматься музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, оказывать им соответствующую поддержку в развитии их музыкальной культуры, музыкальной эрудиции. Ему должна быть небезразлична музыкально-художественная среда, в которой работает педагогический коллектив детского сада. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к ним, к исходящей от них оценке способности ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Необходимо рассматривать воспитателя как человека, хорошо знающего своих воспитанников, ежедневно общающегося с ними, знающего индивидуальную логику развития каждого ребенка.

            

            В последние годы организация педагогического процесса в современном детском саду претерпела некоторые изменения, появились специалисты - организаторы физического воспитания, изобразительной деятельности детей, краеведения. Профессиональная деятельность воспитателя в связи с этим освободилась от ряда занятий с дошкольниками, что позволяет ему больше времени уделять воспитанию ребенка, развитию его индивидуальности, широко привлекая к этим процессам средства искусства. Рассмотрим профессиональную деятельность музыкального руководителя и воспитателя с точки зрения компетентностного подхода.

            В связи с этим еще раз обозначим общие задачи, которые призваны решать педагоги дошкольного образования:

    · видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ;

    · строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования;

    · устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ;

    · создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения);

    · проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

            Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать. Какими могут быть формы профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования в детском саду?

    Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя:

    1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности
    2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ
    3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
    4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника.
    5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду.
    6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов.
    7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности.
    8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
    9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ.
    10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.
    11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

    Формы сотрудничества и сотворчества:

    1. Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

    2. Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

    3.Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка.

    4. Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения.

    5. Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития.

    6. Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции.

    7. Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка.

    8. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей.

    9. Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей.

    10. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка.

    11. Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.



    Предварительный просмотр:

    Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

    Данчева  Елена Николаевна

    музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР- д/с «Буратино»

    Очень часто мои коллеги – музыкальные руководители – жалуются на то, что в своей повседневной педагогической деятельности не встречают поддержки воспитателей групп. Хотелось бы поговорить о взаимной работе музыкантов и воспитателей.

    Часто музыкальный руководитель переигрывает ту роль, которую по сути своей должен исполнять. Он из чуткого, вдумчивого педагога, высококвалифицированного музыканта, создающим эмоциональное поле на детских утренниках, а эмоция – главный профессиональный инструмент для него, становится массовиком-затейником, режиссером сценаристом, педагогом-репетитором для Дедов Морозов, работником сцены со стремянкой в руках, изготовителем подсобных материалов, художником-оформителем, суфлером и пр.

    Не всегда хватает время на занятия музыкальным воспитанием.

    Главным помощником может быть воспитатель. Работая в детском саду, я пришла к выводу, что музыкальный руководитель должен быть дипломатом, да еще каким! Работая и с родителями, и с детьми, и, конечно, с воспитателями.

    Чуткость, индивидуальный подход, учет темперамента воспитателя, его способностей, жизненных условий необходимо проявлять музыкальному руководителю, и, конечно, не забывать, какая огромная ответственность и психологическая нагрузка лежит на плечах воспитателей.

    Для того чтобы результаты работы были достойными, следует проводить систематическую, кропотливую работу с воспитателями, которые тоже волнуются, готовясь к праздникам, переживают, каким будет сюжет утренника, какие будут сказочные персонажи, сюрпризы. Подбирают тематические стихи, учат их с детьми, могут придумывать аттракционы, помогают в организации праздников.

    Важно обсуждать все насущные вопросы совместно, распределяя заранее ответственность за какую-либо работу на праздниках. Необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо знал сценарий предстоящего утренника, и он ему нравился, для этого составляется подробный план утренника. Сценарий важно дать примерно за месяц. Если воспитатель не очень хороший артист, следует продумать, как облегчить его роль. Правильно распределить роли между детьми – тоже очень важная и «тонкая» работа, и это решается в совместной беседе.

    Почти всем воспитателям обязательно читают «Основы музыкального воспитания», так что у них есть основная теоретическая база и они могут применять эти знания на практике, исполняя какую-либо роль, или помогая детям в выступлении. Для того, чтобы педагоги чувствовали себя увереннее в данной ситуации, следует систематически, постепенно усложняя задания, разучивать необходимый музыкальный материал – или хороводы, или песни, или музыкальные игры.

    То, что не требует прямого участия музыканта, можно поручить организовывать воспитателям. Особый вопрос – подготовка музыкального зала к праздникам. Чтобы не было обид, мы пришли к такому решению – каждый воспитатель участвует в оформлении зала к определенным праздникам в соответствии с заранее составленным графиком. Педагоги заранее готовятся к этим событиям, совместно с музыкальным руководителем подбирают материал для оформления, изготовляют панно на центральную стену, зал украшают шарами, гирляндами и т. д.

    Если воспитатели принимают активное участие в празднике, играют какую-либо роль, это замечательно, т.к. воспитанники, затаив дыхание, следят за своим учителем и берут с него пример! Не перечислить, сколько и каких ролей иногда сыграно бывает нашими воспитателями – и Тетушка Осень, и Золотая рыбка, и Скоморох, и Карлсон, и т. д. И часто происходит перевоплощение в эти образы очень правдоподобное, и дети попадают в настоящий театр. Очень важно, чтобы ведущий, а его роль одна из самых важных на празднике, мог почувствовать себя вдохновенно, раскрепощено, сумел бы создать атмосферу общения обычными словами, обращаясь непосредственно к детям, к гостям праздника. Он должен иметь пространство для импровизации, реагировать на ситуацию, свободно общаясь с детьми.

    За неделю до праздника все атрибуты – шапочки, платочки, и т. д., стихи, появление и уход действующих лиц, аттракционы – все должно быть понятно воспитателю.

    Очень важно музыкальному руководителю похвалить артистов, даже если не все задуманное получилось, высказать дружелюбное к нему отношение, и очень тактично указав на недостатки. Негативного разбора утренника не должно быть. Надо учитывать, что ошибка – непременное условие дальнейшего развития. Важно сделать выводы из нее и идти дальше.

    Можно сказать, что праздники – открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей, проводимое через каждые два месяца, и это огромная нервная нагрузка для педагогов. Стремиться к совершенству необходимо, но иногда это приводит к фанатизму. Важно видеть в воспитателях  единомышленников, для того, чтобы происходило совершенствование в сотрудничестве друг с другом.

    Конечно, без консультаций, которые проводит с воспитателями музыкальный руководитель, без оказания практической помощи в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, хороших результатов трудно добиться. Так, рекомендованы такие консультации, как «Кукольный театр для взрослых и детей», «Как оборудовать музыкальные уголки», «Подвижные музыкальные игры», «Пение в младшем дошкольном возрасте», «Роль воспитателя на музыкальном занятии и в самостоятельной деятельности детей», «Роль искусства в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушения речи детей», и т. д. Проводили конкурс на лучший музыкальный уголок.

    Очень любят дети кукольные спектакли, которые готовят для них их педагоги. Некоторые из них - кто стесняется выходить на сцену, за театральной ширмой чувствуют себя более раскованно и свободно. Каждый месяц готовятся разные кукольные спектакли и для детей это – большая радость. «Красная Шапочка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Кот и петух», «Заяц и лиса», «Пасхальная сказка» и другие, интересно оформленные музыкально постановки не оставляют равнодушными маленьких зрителей.

    Очень большими возможностями располагает воспитатель при приобщении детей к музыке, а если это происходит в совместной, творческой, дружной деятельности с музыкальным руководителем, то музыкально-эстетическое воспитание в детском саду будет успешным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

    Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

    Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

    Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

    Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

    Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...