ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
статья на тему

Данчева Елена Николаевна

ПО ПРОГРАММЕ "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_semi.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

(«ПРОГРАММА ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»)

     Нет ни одной программы, которая не уделяла бы внимания работе с

семьей. Наличие плана работы с родителями является обязательной составляющей годового плана любого дошкольного учреждения, принципиально важным аспектом его деятельности. Во всех детских садах регулярно проводятся родительские собрания, совместные праздники, досуги, игры и т.д.

Подчеркнем сразу, что в Программе педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и планомерно выстраивают с родителями доверительные, партнерские отношения. Этого можно достигнуть только при соблюдении определенных условий с обеих сторон, и одно из этих условий – взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей.

Программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения развития детей в детском саду и для использования уже имеющихся интересов и знаний ребенка, источником которых является его семья.

Часто воспитатели считают, что родители привели своего ребенка в детский сад для того, чтобы педагоги работали над его развитием, поскольку они профессионалы и знают, как и чему нужно учить ребенка.

Поэтому педагог сам планирует занятия и оценивает работу детей. Программа предлагает принципиально иной подход: выстраивание педагогами продуктивного взаимодействия с семьями необходимо им самим для успеха собственной профессиональной работы с детьми.

Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, её влияние – основа развития и воспитания, её законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с родителями ребенка.

Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи. Семья обеспечивает ребенку в этом возрасте и еще долгие годы будет поддерживать такие важные составляющие жизни, как: физическое благополучие. Это и еда, и одежда, и жилище – со всеми мелкими, но важными составляющими. Это конечно и забота о здоровье ребенка;

РАЗДЕЛ IV. ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЬИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Раздел IV. Вовлечение семьи в образовательный процесс эмоциональное благополучие – это собственно родительская любовь и ласка, так необходимые малышу. Это поддержка и ощущение безопасности, которые исходят от членов семьи, которые всегда рядом. Это постоянное внимание и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• это условия для развития – возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть и общаться, получать новые впечатления, игрушки, книжки и прочее;

• наконец, это просто готовность принимать малыша таким, какой он есть, прощать ему то, за что могут осудить малознакомые люди или на что могут сурово (и, возможно, не всегда справедливо) отреагировать педагоги.

Поэтому очень важно, чтобы персонал детского сада - от заведующей до младшего воспитателя – признавал главенствующую роль семьи.

К тому времени, как ребенок пришел в детский сад, он успел научиться  множеству вещей – от способов пользоваться чашкой, до бросания мяча. Он уже, как правило, умеет говорить в соответствии с нормами развития, а даже в 2-х летнем возрасте это уже может быть около 300 слов – ребенок уже собеседник. Дети уже любят слушать сказки и рассматривать книжки – всему этому научила его семья.

Образование в дошкольном учреждении «надстраивается» над этими отношениями ребенка и семьи. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности дошкольного учреждения, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. И что очень важно для самих педагогов – они тоже получают шансы на лучшие результаты своей профессиональной работы.

Поэтому важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке. Общение с родителями по поводу детей – важнейшая обязанность педагогического коллектива. Все семьи заинтересованы в том, чтобы дети хорошо развивались и учились общаться со сверстниками.

Тем не менее, в российских детских садах на этапе, когда ребенок поступает в детский сад, нередко существует взаимная настороженность между педагогами и родителями. Этот факт подтверждается социологическими опросами. Чтобы преодолеть эту настороженность и установить партнерские отношения с семьей, педагоги должны понять, что недоверие родителей к ним может быть вызвано объективными причинами. Например, причиной может стать и собственный негативный опыт – ведь многие мамы и папы сами ходили в детский сад и воспоминания могут быть не самыми лучшими. Кроме того, педагоги и сами родители; чтобы понять чувства других родителей, воспитатель может припомнить, например, взаимоотношения с учителем своего ребенка - возможно, и они не всегда складывались наилучшим образом.

IV.1. Общение с семьями по поводу детей.

Реальная оценка развития детей в группе детского сада подразумевает активную обратную связь между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, и призвана содействовать сотрудничеству между всеми участниками образовательного процесса. Различные программы предлагают определенные формы, тематику и содержание занятий, как правило, для одновозрастных групп. Но одинаковы ли дети, которые собрались в одной группе, в своем развитии? Даже если группа сформирована точно по возрасту, то педагоги и родители, прежде всего, должны понимать, что разница между ребенком в 3 года и в 3 года 11 мес. очень велика. Совершенно несправедливо давать им общие задания на занятиях и ожидать одинаково успешных результатов или настойчиво добиваться этих результатов за счет так называемой «индивидуальной работы по вечерам». Кроме того, существуют выраженные индивидуальные различия между детьми одного возраста – по интересам, возможностям, особенностям развития. Существует множество и других причин, в силу которых дети в общих стартовых заданиях не могут быть одинаково успешны. Это и здоровье, и состав семьи, и различные игры, книги, общение, материалы для занятий – условия, которые создает для ребенка семья. Поэтому фронтальные занятия и другие приближенные к ним формы работы с детьми с точки зрения детского развития не приносят большой пользы. Наоборот, они приучают детей следовать за предложенными образцами, устно выслушивать общие задания, отнимая тем самым у многих шансы на собственные инициативы и интересы, которые ребенок

хотел и мог бы реализовать, на формирование позитивной самооценки, на личностный рост и, в конечном счете, на успешность. Принципиально иная позиция, методы и технологии в работе с детьми в программе, ориентированной на ребенка; лучше всех, - хотя возможно, не сразу, как все непривычное - поймут и оценят это именно родители. Именно они могут рассказать, показать, записать, дать конкретную информацию о своем ребенке, которая будет полезна или просто необходима педагогам для того, чтобы создать в группе реальные шансы для личностного активного роста каждого ребенка. И конечно родители сразу заметят и оценят по достоинству успехи своего ребенка. В силу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но необходимо, чтобы их мастерство, советы, их мудрость были искренне разделены и приняты родителями на основесформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Воспитатели должны отдавать себе отчет, что независимо от имеющегося у них образования – среднего или даже высшего – многие родители могут принести с собой высокий уровень образования, творческий потенциал, и даже просто жизненную мудрость. Кто-то из них имеет полезный личный опыт, связанный, например, с проблемами в здоровье и развитии старших детей. Ну а кто-то, естественно, и менее образован, и менее опытен, и, кажется, что вот он уже должен только внимать советам педагогов. Но так ли они неинтересны, эти «простые родители»? В программе, ориентированной на ребенка, принято говорить: «Мы разные, но мы вместе». Это значит, что педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Только сами родители могут захотеть открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать в группе. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это создает возможность для продуктивного сотрудничества с семьей в интересах детей - для действительного вовлечения семьи. Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, следовать определенным, в том числе, этическим правилам. Мы приводим таблицу, которую можно обсудить с командой группы или со всеми педагогами детского сада на педсовете и поразмышлять, какого рода истины стоят за этими словами. Для формирования устойчивых убеждений педагогов в необходимости перестроить характер и содержание взаимодействия с родителями во время курсовой подготовки предлагаются активные тренинговые формы. Такие формы можно и нужно вносить и в текущие педсоветы. Например, просто попросить воспитателей припомнить, осмыслить и рассказать примеры из личного опыта. Можно задать такие вопросы:  кто из вас встречался с ситуацией, когда вы были обижены на воспитателя, учителя, на его оценку, замечания в адрес вашего собственного ребенка? всегда ли вы считали оценку развития вашего ребенка педагогами объективной? Почему? Традиционная роль учителя Сотрудническая роль.

Воспитатели должны также понимать, что моменты, которые иногда раздражают их при поступлении детей в детский сад (например, родители «подглядывают в окна» или «караулят за углом») на самом деле имеют основу вполне естественную. Наверное, нет семьи, в которой не возникало бы беспокойства по поводу того, как справится их ребенок с предстоящими переменами, ведь для ребенка наступила самое настоящее и серьезное время перемен. То, что педагоги привычно называют неизбежной для каждого «адаптацией», для родителей конкретного ребенка представляется стрессом, серьезным испытанием, они сопереживают ребенку, жалеют его. Огромная для малыша групповая комната, много незнакомых взрослых и детей, отсутствие привычного родительского тепла рядом –согласимся, что можно понять родителей и простить им поведение, с точ-

ки зрения педагогов, возможно, «неадекватное».

IV.2. Какова реальная польза от включения семей в

образовательную работу с детьми в детском саду?

Одна из основных задач воспитателей – вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети. И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам; физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться;  непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки; наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь;  в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи и проекты,как учатся самооценке; родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для 50 анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети – находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга. Обычно пребывание в группе делает родителей убежденными сторонниками программы, ориентированной на ребенка, и позволяет некоторым из них сделать выводы о том, что незачем перегружать ребенка посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие. Что же полезного извлекают сами дети от присутствия членов семьи вгруппах?

• Они общаются с семьями других детей, которые представляют разнообразные культуры, что даёт возможность более глубокого понимания других культур;

• каждый ребенок получает возможность получить больше вниманияот взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе;

• как правило, улучшается отношение и доверие к детскому саду состороны детей, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей;

• расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта;

• дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха.

Реальную пользу от вовлечения имеют и сами воспитатели:

• они получают еще одного взрослого заинтересованного человека, который может занять детей в каком-то центре;

• они могут попросить помощника понаблюдать за тем, как и с кем играют дети и обсудить с ним результаты этих наблюдений. Это поможет педагогам лучше планировать свою работу;

• они могут рассчитывать на использование увлечений, талантов, знаний и интересов родителей для обогащения содержания своей работы с детьми, а также использовать потенциал старших братьев и сестер, бабушек и дедушек; вовлечение членов семьи в образовательный процесс в группе позволяет педагогам быть уверенными, что родители будут помогать детям закреплять полученные знания дома;

• возникает более тесное общение родителей друг с другом, что способствует поддержке программы и совместных проектов детей и взрослых;

• педагоги могут уверенно рассчитывать на то, что родители будут охотнее отзываться на просьбы воспитателей о помощи в формировании каких-то учебных материалов, игрушек, книг, поскольку убедились в эффективности работы с ними в группе.

В рамках исследования особенностей изменения педагогического сознания взрослых под влиянием программы, ориентированной на ребенка,было уделено особое внимание характеру сотрудничества педагогов с семьями и включению родителей в процесс принятия решений, в том числе в области образовательного процесса. Изучая ответы педагогов, принявших участие в опросе, ученые пришли к заключению, что респонденты 3-х экспериментальных групп считают необходимым учитывать интересы и потребности каждой семьи и проявлять уважение к мнению родителей. При этом они стараются избегать позиции назидательного наставника. Все опрошенные разделяют точку зрения, что работа воспитателей должна быть открыта для родителей и выражают убеждения в необходимости разрешить им часто приходить в помещение группы, которую по-

сещает их ребенок. В то же время, как показывают результаты опроса, реализация этих предложений на практике вызвала у респондентов определенные затруднения. Так, например, все три группы опрошенных считают, что многие родители не интересуются тем, чему и как учатся их дети в детском саду. Предварительные же исследования среди семей свидетельствуют об обратном. Абсолютное большинство родителей (99%) проявляют устойчивый интерес к процессу обучения их детей.Аналогичная ситуация складывается и с представлением воспитателей о сверхзанятости родителей, которая не позволяет им постоянно быть в контакте с педагогом,а также заниматься со своим ребенком дома. По результатам того же семейного опроса подавляющее большинство родителей не считают себя чрезмерно занятым для регулярного общения с воспитателем (97%) и лишь 10% из них подтверждают тот факт, что они не имеют возможности участвовать в занятиях с ребенком в детском саду и дома из-за большой загруженности служебным и бытовыми делами. Такое явное несовпадение мнений демонстрирует, что декларируемая педагогами индивидуальная работа с семьями на практике осуществляется не всегда эффективно. Зачастую реальные интересы и возможности родителей оказываются неучтенными, а значит неиспользованными во благо детей.

.

IV.3. Конфиденциальность.

Вся информация, используемая программой для качественной работы с детьми, должна быть объективной, основанной на фактах и практически необходимой для работы воспитателей.

Её источники – профессиональные наблюдения педагогов и специалистов, а также, безусловно, знания и опыт родителей. Многие родители очень щепетильно относятся к необходимости предоставления информации о развитии и поведении ребенка в семье из опасения, что она будет истолкована во вред ребенку. Если у ребенка к тому же серьезные проблемы с развитием или здоровьем, родители могут не захотеть это обсуждать, полагая, что это закрытая семейная информация. Дети с особенностями в развитии часто попадают в обычные группы детских садов по желанию родителей, которые иногда сознательно скрывают проблему в интересах собственного ребенка. Они обоснованно рассчитывают на то, что типично развивающиеся сверстники могут позитивно повлиять на развитие их ребенка во время игр и общения в детском саду. Этот процесс специалисты в области коррекционного образования называют скрытой интеграцией или стихийной инклюзией. Исследования проводились под руководством к.п.н. Зайцева С.В. г. Москва. В программе, ориентированной на ребенка, включение детей с особыми потребностями в обычные группы принимается как данность, как законное право семей в современном обществе. Однако для работы с такими детьми особенно важна дополнительная профессиональная подготовка педагогов и согласованная работа команды детского сада и специалистов для создания необходимых условий и обеспечения равных шансов для развития каждого ребенка. Соблюдение педагогами конфиденциальности – обязательное правило при работе с детьми в программе. Конфиденциальность можно определить как неразглашение доверительной информации, полученной от семьи, передача ее лишь профессионалам для использования на благо семьи. Все, кто занят в программе, должны быть предупреждены, что любая информация, любые беседы изаписи не подлежат оглашению. Педагоги несут ответственность по защите семейной информации, полученной в устной или письменной форме. Для исполь-

зования этой информации требуется письменное согласие семьи. Необходимо проводить инструктаж по технике конфиденциальности. Основные правила по обеспечению конфиденциальности. Семьи имеют право на неразглашение информации личного характера, которая становится известной персоналу детского сада в ходе реализации программы. В связи с этим следует придерживаться следующих правил:

1. Родители должны быть главным источником информации о самих себе и о ребенке, причем педагогам следует ограничиваться сбором только той информации, которая необходима для программы воспитания данного ребенка.

2. Родителям запрещается знакомиться с материалами, касающимися других детей.

3. Данные о детях и семьях открыты только для персонала детского сада и, в случае необходимости, для консультантов (в той мере, в какой этого требуют обстоятельства).

4. Следует предупредить членов семей о том, какая информация будет сообщаться всему педагогическому коллективу и почему это будет делаться.

5. Не сообщайте информацию лицам, не занятым в программе, без письменного разрешения семьи, за исключением случаев, когда речь идет о дурном обращении с детьми или отсутствии заботы о них.

6. Консультации с другими организациями и лицами возможны только с согласия семей и в указанных ими пределах.

7. Раз в году при участии родителей и педагогов следует уточнять, какая информация будет собираться и как и кому сообщаться.

8. Рассказывая о планах проведения политики конфиденциальности, укажите, как будет использоваться информация, полученная с помощью опросников.

9. Записывайте и храните только ту информацию, которая существенна для реализации программы и не вызывает возражений родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

ДОКЛАД Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс (из опыта работы) Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственност...

Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ в рамках реализации ФГОС

Основные подходы к вовлечению семьи в образовательный процесс ДОУ...

Вовлечение семьи в образовательный процесс.

Реализуя программу «Сообщество» наши  педагоги не просто «работают с семьями» – они действительно вовлекают их в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, целенаправленно и плано...

Обогащение развития детей через вовлечение семьи в образовательный процесс.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»                                        ...

«Вовлечение семьи в образовательный процесс ДО»

выступление на педагогическом совете...