Главные вкладки

    Статья "Особенности организации образовательного процесса в младшей группе с учетом ФГОС"
    статья (младшая группа)

    Сорокина Елена Александровна

    "Особенности организации образовательного процесса

    в младшей группе с учетом ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности организации образовательного процесса

    в младшей группе с учетом ФГОС.

    Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

    •  Конвенция ООН о правах ребенка

    •  Конституция Российской Федерации

    •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»

    •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    •  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

    •  Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

    Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

    Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

    - Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

    - Образовательная деятельность в режимных моментах;

    - Организованная  образовательная деятельность;

    - Самостоятельная деятельность детей.

    Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    - Социально-коммуникативное развитие;

    - Познавательное развитие;

    - Речевое развитие;

    - Художественно-эстетическое развитие;

    - Физическое развитие.

    Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

    Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

    с одним ребенком;

    с  подгруппой детей;

    с целой группой детей.

    Выбор количества детей зависит от:

    возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

    их интереса к данному занятию;

    сложности материала;

    Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

    Организованная образовательная деятельность

    в виде учебной деятельности

    через организацию детских видов деятельности

    1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

    1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

    2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

    2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

    3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

    3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

    Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

    5. Основная форма работы с детьми -  занятие.

    5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

    6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

    6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

    7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает»  детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

    7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

    8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

    8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

    9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

    9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

    Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

    •         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

    •         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

    •         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

    •         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    Образовательная   деятельность детей в режиме дня.

    Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

    В утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов.

    Цели образовательной деятельности в режиме дня:

    Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

    Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

    Формирование у детей положительного отношения к труду.

    Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

    1. Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

    2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

    3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

    4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

    5. Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико - ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

    6. Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

    7. Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

    8. Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

    Самостоятельная деятельность детей.

    По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

    Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и   присмотр и уход за каждым ребенком.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    Содержательно – насыщенной,

    Трансформируемой;

     Полифункциональной;

     Вариативной;

    Доступной;

    Безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС

    Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

    статья «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»

    Автором статьи «Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования»  освещены вопросы модернизации дошкольного образования, изменения деятельности ДОО в условиях вне...

    Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.

    Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме необходимости перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе интеграции образовательных областей, обеспечивающих форми...

    «Листопад» «Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС»

    Цель:  Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад». Программное содержание:• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, побуждать детей подкармли...

    Отчет «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС ДО» 1 младая группа

    ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дощкольного образования, начальн...

    «Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса младшей группы № 2 «Бабочка»»

    Первостепенная задача  здоровьесберегающих технологий в ДОУ: Является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к пат...