Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей "Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"
    консультация (младшая группа) на тему

    Федичева Елена Александровна

    В данном материале содержится психологическое обоснование успешного применения русского устного фольклора и конкретные примеры его использования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    D:\Мой архив\Картинки\картинки для доу\2700.jpg

                  Консультация для педагогов и родителей

    Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду  

                       Подготовила воспитатель  Федичева Е.А.

                                                                            2013 г.

    Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода  призвана народная мудрость, народный фольклор.

     Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

    Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему.

    Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

    Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т. д.) . Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

    Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам. Раннее детство – это начало познания жизни , человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка как личности, становление его характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных и т.д. Взрослый (воспитатель)   через добрые, заботливые, ласковые слова русского фольклора передаёт детям любовь, милосердие, заботу, внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных «духовных»  ценностей.                          

    Предлагаю некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные процессы.

    Утренний приём.

    Доброе утро, зайка мой.

    Доброе утро, Алёшенька дорогой.

    Я Алёшеньку люблю,

    Ему песенку спою.

    Кто у нас хороший?

    Кто у нас пригожий?

    Коленька хороший.

    Коленька пригожий.

    Не плачь, не плачь, детка,

    Прискачет к тебе белка

    Принесет орешки,

    Для маминой потешки.

    Ой, люшеньки-люшки!

    Нашему Илюшке-

    Доброе утро.

    Доброе утро!

    Утро с штуками, прибаутками!

    Умывание.

    В руки мыло мы возьмем

    И  водичкою польем.

    Моем руки чисто, чисто.

    А потом лицо умыли,

    Носик тоже мы промыли.

    Полотенцем вытирались,

    На себя мы любовались.  

    Еда.

    Варись, варись кашка

    В голубенькой чашке,

    Варись поскорее,

    Булькай веселее.

    Варись кашка сладка,

    Из густого молока,

    Из густого молока

    Да из мелкой крупки

    У того, кто кашу съест

    Вырастут все зубки! .

    Одевание

    Настенька маленька

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая

    Настя чернобровая.

    Если хочешь прогуляться,

    Нужно быстро одеваться,

    Дверцу шкафа открывай,

    И одежду доставай.

    Сон

    Вот и люди спят

    Вот и звери спят

    Птицы спят на веточках,

    Лисы на горочках

    Зайцы спят на травушке,

    Утки на муравушке.

    Детки все по люлечкам.

    Спят - поспят, всему миру спать велят.

    Пробуждение 

    Детки, просыпайтесь,

    С кроваток поднимайтесь.

    Мы простынку поправляем,

    Мы кроватку заправляем.

    Вот так, вот так.

    Одеяло мы поправим,

    И постельку мы заправим.

    Вот так, вот так.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду

    Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...

    Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

    Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

    Консультация для педагогов «Роль родителей в адаптации ребёнка в детском саду»

    Адаптация к детскому саду… Как сделать, чтобы привыкание к детскому саду у ребенка прошло благополучно? Какую роль в адаптации ребенка к детскому саду играют родители?...

    К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...

    Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"

    Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

    Статья "Проектирование индивидуального маршрута развития как средство адаптации ребёнка к детскому саду"

    Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...