Главные вкладки
Консультация для педагогов и родителей "Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему
В данном материале содержится психологическое обоснование успешного применения русского устного фольклора и конкретные примеры его использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду
Подготовила воспитатель Федичева Е.А.
2013 г.
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода призвана народная мудрость, народный фольклор.
Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему.
Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т. д.) . Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам. Раннее детство – это начало познания жизни , человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка как личности, становление его характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных и т.д. Взрослый (воспитатель) через добрые, заботливые, ласковые слова русского фольклора передаёт детям любовь, милосердие, заботу, внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных «духовных» ценностей.
Предлагаю некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные процессы.
Утренний приём.
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Алёшенька дорогой.
Я Алёшеньку люблю,
Ему песенку спою.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший.
Коленька пригожий.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для маминой потешки.
Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшке-
Доброе утро.
Доброе утро!
Утро с штуками, прибаутками!
Умывание.
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Еда.
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки! .
Одевание
Настенька маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Настя чернобровая.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Сон
Вот и люди спят
Вот и звери спят
Птицы спят на веточках,
Лисы на горочках
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят - поспят, всему миру спать велят.
Пробуждение
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Адаптация к детскому саду… Как сделать, чтобы привыкание к детскому саду у ребенка прошло благополучно? Какую роль в адаптации ребенка к детскому саду играют родители?...

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...

Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация, или усвоение реб...

Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...