Консультация для педагогов и родителей "Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему

Федичева Елена Александровна

В данном материале содержится психологическое обоснование успешного применения русского устного фольклора и конкретные примеры его использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Мой архив\Картинки\картинки для доу\2700.jpg

              Консультация для педагогов и родителей

Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду  

                   Подготовила воспитатель  Федичева Е.А.

                                                                        2013 г.

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода  призвана народная мудрость, народный фольклор.

 Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему.

Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т. д.) . Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам. Раннее детство – это начало познания жизни , человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка как личности, становление его характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных и т.д. Взрослый (воспитатель)   через добрые, заботливые, ласковые слова русского фольклора передаёт детям любовь, милосердие, заботу, внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных «духовных»  ценностей.                          

Предлагаю некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные процессы.

Утренний приём.

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для маминой потешки.

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке-

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с штуками, прибаутками!

Умывание.

В руки мыло мы возьмем

И  водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.  

Еда.

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки! .

Одевание

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Сон

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Пробуждение 

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...

Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагога-психолога маме.

Полезные практические советы мамам, способствующие успешной адаптации малышей к ДОУ...

Консультация для педагогов «Роль родителей в адаптации ребёнка в детском саду»

Адаптация к детскому саду… Как сделать, чтобы привыкание к детскому саду у ребенка прошло благополучно? Какую роль в адаптации ребенка к детскому саду играют родители?...

К ВОПРОСУ ОБ УСКОРЕНИИ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самост...

Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"

Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»

Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определё...