Главные вкладки

    статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
    статья (старшая группа) на тему

    Заричанова Оксана Александровна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rozhd._chteniya.docx19.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Заричанова О.А.,

    воспитатель

    МАДОУ «Детский сад комбинированного

    вида № 32 «Журавушка»

    г. Губкин

    Белгородская область

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    «Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду;

    но если его не воспитывать,

    то оно воспитается собственными средствами…»

                                 Н. И. Пирогов «Образование и воспитание».

    Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

    Родители для детей – это жизненный идеал. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Отсутствие духовно-нравственного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка – и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живет в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

    Актуальной является работа по вовлечению родителей в духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении. Взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Поэтому одним из направлений работы нашего детского сада является формирование чувств гражданственности и патриотизма, восстановление утраченных связей между поколениями. Наш детский сад работает по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья».

    Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Рост децелерации (отсутствие цели в жизни) среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенны в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

    В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры казачества, как источника гармонизации деятельности ребёнка и развития его творческого потенциала. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине.

     При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие формы работы: совместная творческая работа педагогов и родителей по организации православных, фольклорных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания.  

    Реализуя задачи нашей работы,  педагоги решили наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы казачьего быта. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и другое). Вот здесь на помощь приходит семья. Прикосновении к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает «что такое хорошо и что такое плохо».

    Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

    Педагогами и родителями была проделана работа по оформлению макета казачьего подворья, собрана коллекция глиняной посуды. Руками мам была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям. Педагогами детского сада регулярно проводятся совместные мероприятия с родителями, которые являются активными участниками педагогического процесса. На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие. Такая связь с семьей очень радует, знания данные детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье. Кроме того укрепляются семейные связи, появляются общие семейные увлечения, что благоприятно сказывается на духовно-нравственном воспитании детей.

    Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей служит сплочением старшего и младшего поколения, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине». Это создает благоприятную атмосферу для духовно-нравственного воспитания ребенка.

    Литература:

    1. Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание// Православное слово. – 2001.№11. – С. 1.

    2.  Азбука православного воспитания. Сборник., М: 1997 – 10с.

    3. Казаки и казачата. Сборник. – Белгород: КОНСТАНТА, 2012. - 84с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

                Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственны...

    "Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно - нравственного воспитания детей"

    Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества. Известно, что основной духовно - нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живё...

    Консультация для родителей "Природа и духовно-нравственное воспитание детей"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ПРИРОДА  И  ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ .   «Ребёнок – часть природы, а вовсе не её хозяин, господин. Он должен уметь ...

    Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

    Актуальность   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...

    Консультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"

    Консультация для родителейКонсультация для родителей Тема: "Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей"Дошкольный возраст – самый благодатный период дл...

    Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

    Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...